Демонстрация протеста, состоявшаяся 15 октября в Эр-Рияде – несомненно, редкое зрелище для этих краев, где по улицам рыщет полиция нравов а в законе предусмотрено наказание за неявку в мечеть. Хитросплетение саудовских законов, в основе которых стоят как предписания Корана так и забота о интересах правящей королевской семьи, не предусматривает права на свободу собраний, митингов и демонстрации. Более того, в стране также не существует традиции подобных собраний, так как несмотря на свою долгую историю, Саудовское королевство фактически шагнуло из феодализма в капитализм если не в одночасье, то по-крайней мере в два этапа.
Первый шаг был сделан в 1933 году, когда в соседнем Бахрейне англичане впервые нашли нефть. Второй шаг был сделан в октябре 1973 года, когда король Фахед разорвал пуповину, связывающую его с США и встал во главе арабского лагеря, объявив знаменитое нефтяное эмбарго.
И все же, несмотря на лавину петродолларов, захлестнувших страну в конце шестидесятых-начале семидесятых годов, Саудовская Аравия долгое время продолжала оставаться глубоко консервативной страной, поделенной между крупными кланами, когда-то зарабатывавшими на жизнь скотоводством и грабежом на больших дорогах.
К несчастью для местной королевской семьи Ибн Сауд, с начала девяностых годов ситуация в стране резко начала меняться. Вторжение Саддама Хусейна в соседний Кувейт, создание международной коалиции вместе с "крестоносцами" США и Великобританией, Норвежские Соглашения в совокупности с постепенным превращением мира в "глобальную деревню", развитием туристической индустрии и проникновением в страну интернета не повлиять на внутреннюю ситуацию в сердце Аравийского полуострова. Саудовская Аравия все чаще стала мелькать в заголовках, привлекая к себе внимание всего мира. Поняв, что только тот, кто владеет СМИ, может управлять ими, в 1996 году саудовские власти попытались создать местный вариант "Аль-Джезиры", однако в тот момент конформизм обрезал молодой телекампании крылья. Сегодня же саудовские газеты, выходящие в свет в Лондоне "Аш-Шарк аль-Аусат" и "Аль-Хайат" являются наиболее популярными общеарабскими изданиями, критикующими все и вся, кроме саудовского режима.
В середине девяностиых, к неудовольству местных радикалов, туристы со всех концов света хлынули в самый светский город королевства – Джедду, создавая резкий контраст с окружающей средой. Вместе с туристами, журналистами и газетами в страну пророка начали проникать и радикальные идеи. Сегодня саудовская оппозиция состоит из нескольких группировок – начиная от поклонников Усамы Бин Ладена и кончая либералами, требующими немедленной реформизации страны. Однако и последняя группа делится на несколько подгрупп. В ней превалируют те, кто ратует за сохранения консервативного облика страны наряду с реформизацией политической системы, проведением свободных выборов и за улучшения статуса женщин. Их идеал – политический строй в соседнем Кувейте, который на сегодяшний день считается одной из наиболее демократичных стран арабского мира.
Другая, менее значительная часть "либералов" придерживается более радикальных взглядов, считая, что без коренных реформ в стране не обойтись.Прозападная группа, как и сторонники "Аль-Каиды" на сегодяшний день являются наиболее страшными врагами существующего режима, а саудовские тюрьмы ежедневно пополняются и теми и другими. Интересно, что МИРА (Движение за исламскую реформу в Аравии) оппозиционная партия организовавшая акцию протеста 15 октября не относится к "прозападной" группе. В основе их идеологии лежит все то же радикальное ваххабистское направление ислама, что и у их врагов, семьи Ибн Сауд. Не умаляя значимости проведенного этой партией протеста, стоит отметить, что в своих заявлениях члены МИРА используют всю ту же реторику, что и правительственные праповедники в саудовских мечетях – "единство исламских стран в борьбе с опрессорами превыше всего, процветание страны – в руках Аллаха" и т.д. Наряду с этим главы МИРО говорят о необходимости проведения срочных реформ в политической и социальной сфере, о взаимодействии со странами Запада и о правах женщин. Несомнено, что долгое изгание из страны повлияло на идеологию глав партии (правящая верхушка МИРО находится в Лондоне).
Однако в случае прихода МИРО к власти (что в сегодняшнем политическом климате маловероятно) не попадет ли Саудовская Аравия из огня в полымя? Может быть стоит изменить восторженные отклики, которые были слышны по этому поводу в американских СМИ и попытаться трезво оценить демонстрацию, которая состоялась в саудовской столице 15 октября.
Примерно в те же дни, что и в Саудовской Аравии, многотысячные демострации состоялись в противоположном конце арабского мира – у берегов Средиземного моря в Бейруте. Демонстрации прошли в ливанских университетах и высших школах, в них принимали участие также рабочие и профессиональные союзы. Требования демонстрантов – выход из тяжелого экономического кризиса и застоя, в котором пребывает ливанская экономика. В отличии от Саудовской Аравии, в Ливане демонстрации – дело привычное. Многопартийная ливанская система, опыт демократии, свободных выборов и свободной прессы ставят эту страну наряду с Кувейтом, где постепенная демократизация в исламском стиле постепенно начинает преобладать над консервативными устоями. Ливан, независимый только де-юро, а де-факто управляемый из Дамаска, тем не менее продолжает оставаться трибуной для выражения революционных идей и мнений, в бейрутских издательских домах печатаются книги, запрещенные к печати в Египте, Иордании и Саудовской Аравии, а ливанские газеты телеканалы, один из которых "Аль-Мустакбаль" принадлежит самому премьер-министру Рафику аль-Харири, продолжают пользоваться свободой слова. Демонстрация в Бейруте лишь еще одно проявление сильных демократических традиций ливанцев. Она доказывает, что в случае окончательного вывода войск из Ливана, страна кедров, возможно, сможет стать единственной в мире светской арабской демократией, если же конечно, она не встанет на путь фундаментализма, проповедуемого проиранской "Хизбаллой", которую на сегодяшний день подкармливают как из Тегерана, так и из Дамаска.
Бейрут и Эр-Рияд – два противоположных полюса в арабском мире. Они отличаются друг от друга настолько, что между двумя акциями протеста прошедшими в столицах Ливана и Саудовской Аравии не приходится даже сравнивать. Идеологии, причины и поводы к проведению демонстраций разнятся в корне.И все же, участившиеся демонстрации против правящих режимов в арабском мире свидетельствуют об изменениях, которые переживает арабский мир сегодня. Ни одна страна, от Месопотамии и до Северной Африки не способна избежать этих изменений. Вопрос лишь в том, сколько времени займет путь к ним.
Цитатник
1. Ширин Эбади , лаурет Нобелевской премии Мири " Не ислам, а патриархальное общество унижает женщин.Ислам не противоречит демократии и соблюдению прав человека. Террорист, убивающий от имени ислама – не мусульманин".
2. Шейх Насер ан-Наджди (издание онлайн "Голос Джихада" : "Кровь неверных – все равно, что кровь собак. Убивайте политеистов, тех кто оккупируют ваши земли и насилуют ваших сестер. Только настоящий моджахед попадет в рай"
3. Камель ас-Саадун "Аш-Шарк аль-Аусат", Саудовская Аравия "Несмотря ни на что, оккупация Ирака – это и есть настоящая свобода, поскольку мы избавились от кровопийцы Саддама"
4. Башар Асад в интервью газете Аль-Хайат "Мы не собираемся депортировать глав "Хамаса" и "Исламского Джихада" из страны. Во-первых, они не нарушили никаких сирийских законов, а во-вторых, они не являются террористами".
5. Шейх Абд аль-Азиз аш-Шейх, верховный муфтий Саудовской Аравии: "Проведение демонстраций – это неисламское поведение, а обычай неверных".
6. Ахмад Курей (Абу-Алаа) премьер-министр ПА в интервью Палестинскому Агенству Новостей "Палестинская администрация готова к проведению президентских и муниципальных выборов в июне следующего года".
21 октября 2003 г.
Источник: Centran.ru