ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Как изменят жизнь россиян мусульманские магазины, фитнес-клубы и биржи труда

Евгения Супрычева :: 19 ноября 2009

"Стоматология для мусульман!", "Бассейн для "сестер-мусульманок!", "На рынок столицы выходит мусульманская страховая компания!". Такие сообщения все чаще мелькают на новостных лентах.

– Они наступают! – паникуют на форумах москвичи. – Вот увидите: они подомнут столицу под себя!

Мы решили выяснить, действительно ли исламская инфраструктура способна как-то изменить Москву.

ХАЛЯЛЬНЫЕ ПЕЛЬМЕНИ И ПИЦЦА

Еще три года назад в столице работали всего два халяльных супермаркета. Теперь их десяток. Захожу в один из магазинов в центре Москвы. На вид – обычный супермаркет: стеллажи и тележки. Продукты – те же.

– Не совсем, – улыбается заведующий супермаркета "Апельсин" Замир Кулиев. – Халяльная еда исключает свинину и алкоголь. Этого в магазине нет. Но главное, у нас можно купить халяльное мясо и полуфабрикаты. Так, на пачке замороженных пельменей пометка "халяль", такая же нашлепка на пицце, сардельках и консервах. Это значит, они сделаны из "правильного" мяса. Его можно получить лишь при грамотном забое. По законам шариата животное нельзя убивать электротоком. А лишь вручную, перерезая сонную артерию (предварительно необходимо прочитать молитвы).

– Понятно, – киваю. – Но где гарантия того, что скотину забили правильно? По вкусу тушенки не определишь, читали над коровой молитвы или нет...

– Сертификат! – Замир многозначительно поднимает вверх палец. – Без него мы продукцию не принимаем.

Оказывается, халяльная продукция сертифицируется дважды. Первый сертификат – от Ростеста на соответствие гостам. Второй – духовный, от совета муфтиев (и именно он дает право называть мясо халяльным).

– Если мясокомбинат хочет выпускать халяльную продукцию, он обращается к нам, – поясняет руководитель Центра стандартизации и сертификации продукции халяль при Совете муфтиев России Жафар Азизбаев. – Мы посылаем своих наблюдателей на фермы. Кроме того, наши люди поступают в штат мясокомбината – они принимают туши и следят за производством.

Поскольку халяль делают на тех же линиях, что и обычную колбасу, проверяющие должны убедиться в чистоте этих линий. Их моют трижды, а потом прикладывают пропитанную химией бумагу, которая реагирует на "запрещенную" свинину. Если бумага покраснела – все снова хватаются за тряпки.

Короче, все поставлено на широкую ногу. Пожалуй, даже слишком широкую: особым спросом халяль не пользуется.

– В России проживают более 20 миллионов мусульман, – говорит Азизбаев. – А халяль покупают всего два миллиона человек. И это при том, что половину берут обычные россияне. И, в частности, москвичи. Но что простые москвичи делают в халяльных магазинах? Забегают по пути. Потому как такие магазины зачастую выполняют роль универсамов шаговой доступности.

– Если бы работали исключительно для мусульман, долго бы не протянули, – честно признаются директора таких магазинов. И, похоже, они знают, о чем говорят.

ЖЕНЩИНЫ НЕ ХОТЯТ РОЖАТЬ ПО ШАРИАТУ

Два года назад в столице была открыта поликлиника "только для мусульман".

– Мы заинтересовались рынком медицинских услуг для тех, кто исповедует ислам, – раздавал интервью накануне открытия директор поликлиники "Цена качества" Виктор Кисин. – Провели анализ ситуации. Собрали информацию по Великобритании, Европе, США. Мы выявили, что спрос есть!

Как только выявили, побежали в совет муфтиев. Там идею горячо поддержали и дали массу полезных советов. В результате в поликлинике организовали халяльный буфет, комнаты для намазов, сделали отдельные входы для мужчин и женщин. Затарились лекарствами без содержания спирта (мусульманам нельзя даже наносить его на кожу) и стали ждать.

Мусульмане шли неохотно. И это несмотря на умеренные цены. В итоге больница обанкротилась в рекордно короткие сроки.

Чуть больше повезло роддому № 15. Там несколько лет назад открылось платное отделение для мусульманок, которое занимало целый этаж. Муфтии ликовали. Но недолго.

– Эксперимент провалился, – признается главврач роддома Андрей Пастернак, – не было спроса. Платное отделение существует и сегодня, но его двери открыты для всех.

БАССЕЙН ДЛЯ МУСУЛЬМАН В СТОЛИЧНОЙ ШКОЛЕ

Из последних попыток сделать бизнес на мусульманах – спортклуб "Синяя птица", который открылся этим летом. Инициатор – столичный бизнесмен Султан Галиев. Он придумал приглашать в бассейн женщин, рьяных приверженок ислама. На момент аренды мужчинам вход сюда заказан, тренеры – только женщины.

– Посетителей больше, чем мы ожидали, – хвастает Султан. – Мы арендуем бассейн три раза в неделю, но, наверное, придется брать и дополнительные дни.

Замучило любопытство. Уж больно интересно глянуть на буркини – это купальник для мусульманок. Говорят, смахивает на пижаму: штаны плюс длинная туника с облегающим капюшоном.

Собрав купальные принадлежности, еду в спортклуб. Если верить объявлению на одном из мусульманских сайтов, тренировки начинаются без пятнадцати шесть. Бассейн, как выяснилось, находится в спорткомплексе при обычной средней школе № 1925 (юго-запад Москвы). В холле толпится неимоверное количество детей: кто-то жует после тренировки яблоко, кто-то устроил битву пакетами с униформой. Остальные недовольно корчат рожи, пока мамаши натягивают на них шапки.

– Можно записаться в бассейн? – спрашиваю, прорвавшись к ресепшн. – Сейчас ведь занятия для мусульман?

– Вообще-то нет, – хмурится женщина. – Ваша мусульманская братия ходит как-то непонятно: то одна девушка, то две. Да вы лучше у руководства спросите.

Если у руководства, то для начала спрошу, с какого перепуга они вообще сдают школьный бассейн мусульманам. А расписание – дело десятое.

– Мы ничего не сдаем, – горячится администратор бассейна Елена Тилнова. – На самом деле у нас два года существуют женские группы. На занятия плаванием и аквааэробикой приходят девушки, которые в силу субъективных причин не хотят посещать общий бассейн. Кто-то стесняется своей полноты, кто-то комплексует по поводу послеоперационных швов. Это самые обычные москвички. А когда Султан спросил, могут ли ходить в эту группу мусульманки, мы согласились. Не будем же им отказывать по религиозной причине? Возможно, ранее он планировал арендовать для них какие-то дополнительные часы. Но зачем? Дополнительные группы все равно не набираются.

ОНИ ИЗМЕНЯТ МОСКВУ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ

Выходит, что все эти заявления насчет мусульманской инфраструктуры – не более чем миф. Вопрос в том, кому выгодно культивировать эту легенду и почему сами мусульмане так старательно игнорируют все создаваемые для них "блага"?

– На то несколько причин, – поясняет президент Института религии и политики Александр Игнатенко. – Во-первых, прокалываются бизнесмены. Дело в том, что они первым делом опираются на статистические данные. Но они зачастую завышены. В частности, представители диаспор утверждают, что в столице около трех миллионов мусульман. Но эта цифра включает в себя гастарбайтеров, которые редко ходят в фитнес-клубы.

Что же касается диаспор мусульман, то это порядка 500-800 тысяч человек. Из них, согласно исследованиям специалистов из Института религии РАН, истово верующих – всего 4-6 процентов. Остальные принадлежат к числу так называемых формальных мусульман. Они уважают Коран, но не стремятся следовать ему буквально.

– Допустим, мне надо подстричься, – говорит, поправляя платок, продавщица хиджабов Динара. – По Корану я не имею права показывать волосы не только мужчинам (муж и родные – исключение – прим. авт.), но и женщинам другой веры. Хотя последнее – не такой уж грех. Я стригусь в обычных парикмахерских, но только в женском зале. Специальная поликлиника тоже не нужна: можно ведь сходить, например, к врачу-женщине.

Что же до бесспиртовых лекарств, то и это непринципиально.

– Грех – только если ты пьешь ради удовольствия, – говорит имам Исторической мечети Рамиль Садеков. – А если принимаешь как лекарство, то можно, Аллах простит! К тому же, пока человек с другого конца Москвы доедет до этой поликлиники, он сделает себе хуже, лучше пойти в ближайшую. То же самое с бассейном. Получается, что женщина ради одной тренировки должна потратить полдня, а кто будет смотреть за детьми? Кто будет готовить? В общем, всем не до "мусульманского досуга".

Но откуда тогда такая шумиха вокруг любого "мусульманского" начинания? Видимо, это кому-то выгодно. Например, ревнителям ислама. Пользуясь наивностью ряда бизнесменов, они пытаются раскачать спрос за счет предложения. Каждый предприниматель уверен, что умнее остальных. И только он догадался занять пока еще свободную мусульманскую нишу, которая сулит неплохие барыши. По крайней мере, его в этом уверяют главы мусульманских общин, "забывая" про предыдущий опыт. Потому как такие проекты – хоть и опосредованная, но довольно сильная пропаганда ислама. И не важно, что потом все эти конторы лопнут. Важен сам факт открытия. Этот аргумент можно использовать во время переговоров с муниципальной властью. Муфтиям все никак не удается убедить чиновников, что необходимо открывать мечети в каждом округе столицы и отдать часть детских садов мусульманской общине. А так у них аргументов больше.

И, как уверяют эксперты, вскоре эти аргументы приобретут вес.

– Инфраструктура формируется тогда, когда уже сформированы этнические кварталы, – говорит исламовед Роман Силантьев. – Возьмем Париж и Лондон. Если в тамошнем мусульманском квартале открывается поликлиника – она автоматически мусульманская. И автоматически ближайшая, что удобно. Кроме того, она для "своих". Это значит, что в арабском квартале больницу открывает араб для арабов. Дело в том, что мусульмане идентифицируют себя, в первую очередь, по национальности, а уж потом по вере. Так, если открыть мусульманский ресторан – туда никто не пойдет, а в дагестанский – пойдут. Тем более, если он будет на соседней улице.

А он там будет. Как считают эксперты, этнические кварталы в Москве – дело времени. Так, Южное Бутово уже оккупировали выходцы из Средней Азии, а Бирюлево – уроженцы Северного Кавказа. В Измайлове достаточно большая диаспора азербайджанцев, которые селятся возле рынков.

– То есть, анклавы уже наметились, – говорит директор Института демографических исследований Игорь Белобородов. – И если так пойдет и дальше, то лет через десять такие районы окончательно оформятся и заживут своей жизнью. Эти территории станут неуправляемыми извне, и их население будет расти. Как следствие, они начнут изменять Москву: столичный культурный фон, уклад жизни и традиции. Это обычная практика для городов, где доля мигрантов превышает 10 – 12 процентов, а в Москве уже сегодня мигрантов более 20 процентов. И они наступают.

Впрочем, некоторые эксперты настроены более оптимистично.

– Когда речь заходит об этнических районах, все тут же кивают на негативный опыт Европы и Запада, – рассуждает эксперт фонда "Институт экономики города" Герман Ветров. – Но там кварталы образуют диаспоры, которые поселяются навеки и получают гражданство. Приехали, допустим, турки, получили гражданство – и давай качать права. У нас же кварталы в большинстве формируют гастарбайтеры: где рынок – там и мигранты.

Подобные очаги поселений неизбежны, но они никогда не превратятся в закрытые анклавы. В Москве мигранты бесправны – они не рискнут устанавливать свои правила. Кроме того, наши мигранты – это гастролеры. Они не заинтересованы в создании своей инфраструктуры. То есть, она будет, но, что называется, "на коленке". Сегодня забегаловка для таджиков есть – завтра нет. Что же касается мусульманских диаспор, то они достаточно хорошо интегрированы в наше общество.

И, по словам эксперта, лишнее тому доказательство – пустые заведения для мусульман. Так что "второй Париж" нам не грозит, но социальная напряженность гарантирована.

Что еще предлагают

Биржа труда

Недавно прошла информация о том, что некий Камиль Маннапов открыл кадровое агентство для мусульман. Кандидатов планировалось трудоустраивать в фирмы, которыми владеют мусульмане. В таких конторах можно носить хиджаб и совершать намаз. Да только мусульманских фирм оказалось не так много. Агентство просуществовало чуть больше месяца.

Школы и детсады

Татарская община Москвы в начале 2007 года объявила о наборе детей в мусульманскую школу (с первого по четвертый класс).

В общеобразовательную программу планировали включить изучение Корана, исламское право, историю Пророков и арабский язык. Однако в школе случился недобор. Сейчас при общине работают лишь медресе (воскресная религиозная школа) и несколько кружков для малышей.

Салон красоты

При парикмахерской на юго-западе столицы открылся отдельный кабинет для мусульман. Но последние полгода – ни одного клиента.

Рестораны

В Москве работают три халяльных ресторана. Вернее, таковыми они считались поначалу.

– Но со временем в этих ресторанах начинают продавать алкоголь, – жалуется имам Исторической мечети Ромиль Садеков, – готовят блюда из свинины. Впрочем, халяльные блюда тоже есть.

Магазины хиджабов

В Москве пять точек, где продают хиджабы (традиционное бесформенное одеяние мусульманок плюс платок – прим. авт.). Притом три из них рассчитаны на русских девушек, которые, выйдя замуж за мусульман, уверовали в Аллаха. Для них шьют гламурные наряды, которые хиджабами назвать можно лишь условно. В этих же магазинам можно купить так называемые миски – это духи, которые не содержат спирта.

Турагентства

В столице работают несколько турагентств, которые специализируются на организации хаджа (паломничество в Мекку – прим. авт.). Поскольку каждый мусульманин согласно Корану обязан хоть раз в жизни совершить хадж, группы набираются исправно.

ВЗГЛЯД с 6-го ЭТАЖА

Почему мы их боимся?

Войны диаспор, национальные гетто, паническая боязнь ислама, уличные драки "коренных" и "понаехавших"...

Многие страны через это проходили. Взять те же США. Поначалу статуя Свободы в Нью-Йорке дружелюбно встречала корабли с пуританами, просто авантюристами, бывшими каторжниками, евреями, итальянцами, китайцами, ищущими лучшей доли за океаном. Спустя годы кварталы Нью-Йорка стали напоминать причудливый прообраз политической карты мира: вот здесь – китайцы, а здесь – итальянцы. Тогда власти США ввели драконовские условия получения разрешения на работу.

К тому, что важна не вера или цвет кожи мигранта, а его реальная польза для всего общества, предстоит прийти и нам. Ведь во многих государствах (Канада, Австралия, Чехия) не спрашивают мигранта о его религии, зато оценивают по баллам ценность его профессии для всего общества. Вводят экзамены на знание госязыка, законов, традиций, обычаев.

У нас же многие члены диаспор по-русски не говорят. Естественно, это вызывает опасения у большинства. И именно на этой боязни играют фашисты и националисты, чей интеллектуальный уровень едва ли выше уровня гастарбайтера из дальнего аула. Вот из этого взаимного мракобесия и выходят конфликты.

Зато когда уровень культуры мигрантов, приезжающих в Москву, повысится (в том числе, за счет "закручивания гаек" в миграционной политике), проблема анклавов, диаспор и ксенофобии решится сама. Интеллигентный человек, делающий покупки в магазине халяльной продукции, едва ли чем-то может оскорбить разумного православного. И тогда, даже если в обществе и возникнет спрос на бассейны и прачечные для мусульман, то коренные москвичи не испугаются.

– А как же "свои" – дагестанцы, буряты, чеченцы? – спросите вы. – Они-то не иностранные мигранты?

В американском штате Юта большинство – мормоны, а в Миннесоте – адвентисты седьмого дня. Ничто им не мешает переезжать из штата в штат и даже создавать общину мормонов в Миннесоте. Местные жители спокойно на это смотрят и уважают приезжих. А приезжие считаются с традициями коренных жителей, вот и весь секрет.

Андрей ЛАВРОВ

ВОПРОС ДНЯ

Нужно ли делить сферу услуг в Москве по религиозному признаку?

Владимир СОЛОВЬЕВ, радиоведущий:

– Это проявление дичайшего Средневековья. Человечеству, видимо, нравится бежать назад. Но я хочу напомнить, что "Москва златоглавая – звон колоколов". Надо четко разделять, где Москва, а где Казань.

Сергей МАРКОВ, депутат Госдумы:

– Нормально отношусь. Сфера услуг следует за человеческой культурой. Если турки себя прекрасно чувствуют в турецком ресторане, что же в этом плохого?! Единственно, кого можно опасаться, – это экстремистов, которые могут начать распространять в этой среде свою идеологию.

Иеромонах ХРИСТОФОР, настоятель Князь-Владимирской церкви, Волгоград:

– К счастью, мы, православные, в таком не нуждаемся. Посещать поликлиники и спортивные центры можем без запретов. А вообще же если государство будет потакать в этом плане каждой вере, то оно просто разорится. Это ни к чему.

Ежи СТЕЦКЕВИЧ, католический священник, настоятель прихода Святого Адальберта:

– С точки зрения христианина-католика, скажу, что католикам не мешает присутствие других людей. Вообще верующие люди должны видеть в каждом человеке брата, близкого. К чему нам раздробленность? Совместные учреждения раньше никому не мешали. Они, напротив, сближают.

Каромат ШАРИПОВ, президент общественного движения "Трудовые мигранты Таджикистана":

– Парикмахерские, скажем, для мусульман или христиан нужно открывать только на территории мечетей или церквей. В любом другом месте такие заведения будут способствовать разобщению людей, они не нужны.

Александр ДОЛГОРУКОВ, старший преподаватель социологического факультета МГУ:

– Такое разделение не нужно поощрять и рекламировать. Но нельзя и запрещать, чтобы не вызвать дополнительной межэтнической напряженности.

Яна РУДКОВСКАЯ, продюсер:

– Было бы здорово, если бы и в сфере услуг учитывались культурные и религиозные особенности наших граждан. Если магазинов и салонов красоты для мусульман в Москве будет открыто еще больше – я не вижу в этом ничего плохого. Мы должны уважать обычаи своих соседей. Тогда и они нас уважать и понимать начнут.

Юлия, читательница сайта KP.RU:

– Я мусульманка. Но мы живем в светском государстве. Так давайте не будет религию вмешивать в обычную жизнь: ни в школы, ни в магазины, ни в больницы. Для проявления своей веры есть церкви, мечети, синагоги. Иные действия попахивают популизмом, политикой и навязыванием.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама