"Стоматология для мусульман!", "Бассейн для "сестер-мусульманок!", "На рынок столицы выходит мусульманская страховая компания!". Такие сообщения все чаще мелькают на новостных лентах.
Они наступают! паникуют на форумах москвичи. Вот увидите: они подомнут столицу под себя!
Мы решили выяснить, действительно ли исламская инфраструктура способна как-то изменить Москву.
ХАЛЯЛЬНЫЕ ПЕЛЬМЕНИ И ПИЦЦА
Еще три года назад в столице работали всего два халяльных супермаркета. Теперь их десяток. Захожу в один из магазинов в центре Москвы. На вид обычный супермаркет: стеллажи и тележки. Продукты те же.
Не совсем, улыбается заведующий супермаркета "Апельсин" Замир Кулиев. Халяльная еда исключает свинину и алкоголь. Этого в магазине нет. Но главное, у нас можно купить халяльное мясо и полуфабрикаты. Так, на пачке замороженных пельменей пометка "халяль", такая же нашлепка на пицце, сардельках и консервах. Это значит, они сделаны из "правильного" мяса. Его можно получить лишь при грамотном забое. По законам шариата животное нельзя убивать электротоком. А лишь вручную, перерезая сонную артерию (предварительно необходимо прочитать молитвы).
Понятно, киваю. Но где гарантия того, что скотину забили правильно? По вкусу тушенки не определишь, читали над коровой молитвы или нет...
Сертификат! Замир многозначительно поднимает вверх палец. Без него мы продукцию не принимаем.
Оказывается, халяльная продукция сертифицируется дважды. Первый сертификат от Ростеста на соответствие гостам. Второй духовный, от совета муфтиев (и именно он дает право называть мясо халяльным).
Если мясокомбинат хочет выпускать халяльную продукцию, он обращается к нам, поясняет руководитель Центра стандартизации и сертификации продукции халяль при Совете муфтиев России Жафар Азизбаев. Мы посылаем своих наблюдателей на фермы. Кроме того, наши люди поступают в штат мясокомбината они принимают туши и следят за производством.
Поскольку халяль делают на тех же линиях, что и обычную колбасу, проверяющие должны убедиться в чистоте этих линий. Их моют трижды, а потом прикладывают пропитанную химией бумагу, которая реагирует на "запрещенную" свинину. Если бумага покраснела все снова хватаются за тряпки.
Короче, все поставлено на широкую ногу. Пожалуй, даже слишком широкую: особым спросом халяль не пользуется.
В России проживают более 20 миллионов мусульман, говорит Азизбаев. А халяль покупают всего два миллиона человек. И это при том, что половину берут обычные россияне. И, в частности, москвичи. Но что простые москвичи делают в халяльных магазинах? Забегают по пути. Потому как такие магазины зачастую выполняют роль универсамов шаговой доступности.
Если бы работали исключительно для мусульман, долго бы не протянули, честно признаются директора таких магазинов. И, похоже, они знают, о чем говорят.
ЖЕНЩИНЫ НЕ ХОТЯТ РОЖАТЬ ПО ШАРИАТУ
Два года назад в столице была открыта поликлиника "только для мусульман".
Мы заинтересовались рынком медицинских услуг для тех, кто исповедует ислам, раздавал интервью накануне открытия директор поликлиники "Цена качества" Виктор Кисин. Провели анализ ситуации. Собрали информацию по Великобритании, Европе, США. Мы выявили, что спрос есть!
Как только выявили, побежали в совет муфтиев. Там идею горячо поддержали и дали массу полезных советов. В результате в поликлинике организовали халяльный буфет, комнаты для намазов, сделали отдельные входы для мужчин и женщин. Затарились лекарствами без содержания спирта (мусульманам нельзя даже наносить его на кожу) и стали ждать.
Мусульмане шли неохотно. И это несмотря на умеренные цены. В итоге больница обанкротилась в рекордно короткие сроки.
Чуть больше повезло роддому № 15. Там несколько лет назад открылось платное отделение для мусульманок, которое занимало целый этаж. Муфтии ликовали. Но недолго.
Эксперимент провалился, признается главврач роддома Андрей Пастернак, не было спроса. Платное отделение существует и сегодня, но его двери открыты для всех.
БАССЕЙН ДЛЯ МУСУЛЬМАН В СТОЛИЧНОЙ ШКОЛЕ
Из последних попыток сделать бизнес на мусульманах спортклуб "Синяя птица", который открылся этим летом. Инициатор столичный бизнесмен Султан Галиев. Он придумал приглашать в бассейн женщин, рьяных приверженок ислама. На момент аренды мужчинам вход сюда заказан, тренеры только женщины.
Посетителей больше, чем мы ожидали, хвастает Султан. Мы арендуем бассейн три раза в неделю, но, наверное, придется брать и дополнительные дни.
Замучило любопытство. Уж больно интересно глянуть на буркини это купальник для мусульманок. Говорят, смахивает на пижаму: штаны плюс длинная туника с облегающим капюшоном.
Собрав купальные принадлежности, еду в спортклуб. Если верить объявлению на одном из мусульманских сайтов, тренировки начинаются без пятнадцати шесть. Бассейн, как выяснилось, находится в спорткомплексе при обычной средней школе № 1925 (юго-запад Москвы). В холле толпится неимоверное количество детей: кто-то жует после тренировки яблоко, кто-то устроил битву пакетами с униформой. Остальные недовольно корчат рожи, пока мамаши натягивают на них шапки.
Можно записаться в бассейн? спрашиваю, прорвавшись к ресепшн. Сейчас ведь занятия для мусульман?
Вообще-то нет, хмурится женщина. Ваша мусульманская братия ходит как-то непонятно: то одна девушка, то две. Да вы лучше у руководства спросите.
Если у руководства, то для начала спрошу, с какого перепуга они вообще сдают школьный бассейн мусульманам. А расписание дело десятое.
Мы ничего не сдаем, горячится администратор бассейна Елена Тилнова. На самом деле у нас два года существуют женские группы. На занятия плаванием и аквааэробикой приходят девушки, которые в силу субъективных причин не хотят посещать общий бассейн. Кто-то стесняется своей полноты, кто-то комплексует по поводу послеоперационных швов. Это самые обычные москвички. А когда Султан спросил, могут ли ходить в эту группу мусульманки, мы согласились. Не будем же им отказывать по религиозной причине? Возможно, ранее он планировал арендовать для них какие-то дополнительные часы. Но зачем? Дополнительные группы все равно не набираются.
ОНИ ИЗМЕНЯТ МОСКВУ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ
Выходит, что все эти заявления насчет мусульманской инфраструктуры не более чем миф. Вопрос в том, кому выгодно культивировать эту легенду и почему сами мусульмане так старательно игнорируют все создаваемые для них "блага"?
На то несколько причин, поясняет президент Института религии и политики Александр Игнатенко. Во-первых, прокалываются бизнесмены. Дело в том, что они первым делом опираются на статистические данные. Но они зачастую завышены. В частности, представители диаспор утверждают, что в столице около трех миллионов мусульман. Но эта цифра включает в себя гастарбайтеров, которые редко ходят в фитнес-клубы.
Что же касается диаспор мусульман, то это порядка 500-800 тысяч человек. Из них, согласно исследованиям специалистов из Института религии РАН, истово верующих всего 4-6 процентов. Остальные принадлежат к числу так называемых формальных мусульман. Они уважают Коран, но не стремятся следовать ему буквально.
Допустим, мне надо подстричься, говорит, поправляя платок, продавщица хиджабов Динара. По Корану я не имею права показывать волосы не только мужчинам (муж и родные исключение прим. авт.), но и женщинам другой веры. Хотя последнее не такой уж грех. Я стригусь в обычных парикмахерских, но только в женском зале. Специальная поликлиника тоже не нужна: можно ведь сходить, например, к врачу-женщине.
Что же до бесспиртовых лекарств, то и это непринципиально.
Грех только если ты пьешь ради удовольствия, говорит имам Исторической мечети Рамиль Садеков. А если принимаешь как лекарство, то можно, Аллах простит! К тому же, пока человек с другого конца Москвы доедет до этой поликлиники, он сделает себе хуже, лучше пойти в ближайшую. То же самое с бассейном. Получается, что женщина ради одной тренировки должна потратить полдня, а кто будет смотреть за детьми? Кто будет готовить? В общем, всем не до "мусульманского досуга".
Но откуда тогда такая шумиха вокруг любого "мусульманского" начинания? Видимо, это кому-то выгодно. Например, ревнителям ислама. Пользуясь наивностью ряда бизнесменов, они пытаются раскачать спрос за счет предложения. Каждый предприниматель уверен, что умнее остальных. И только он догадался занять пока еще свободную мусульманскую нишу, которая сулит неплохие барыши. По крайней мере, его в этом уверяют главы мусульманских общин, "забывая" про предыдущий опыт. Потому как такие проекты хоть и опосредованная, но довольно сильная пропаганда ислама. И не важно, что потом все эти конторы лопнут. Важен сам факт открытия. Этот аргумент можно использовать во время переговоров с муниципальной властью. Муфтиям все никак не удается убедить чиновников, что необходимо открывать мечети в каждом округе столицы и отдать часть детских садов мусульманской общине. А так у них аргументов больше.
И, как уверяют эксперты, вскоре эти аргументы приобретут вес.
Инфраструктура формируется тогда, когда уже сформированы этнические кварталы, говорит исламовед Роман Силантьев. Возьмем Париж и Лондон. Если в тамошнем мусульманском квартале открывается поликлиника она автоматически мусульманская. И автоматически ближайшая, что удобно. Кроме того, она для "своих". Это значит, что в арабском квартале больницу открывает араб для арабов. Дело в том, что мусульмане идентифицируют себя, в первую очередь, по национальности, а уж потом по вере. Так, если открыть мусульманский ресторан туда никто не пойдет, а в дагестанский пойдут. Тем более, если он будет на соседней улице.
А он там будет. Как считают эксперты, этнические кварталы в Москве дело времени. Так, Южное Бутово уже оккупировали выходцы из Средней Азии, а Бирюлево уроженцы Северного Кавказа. В Измайлове достаточно большая диаспора азербайджанцев, которые селятся возле рынков.
То есть, анклавы уже наметились, говорит директор Института демографических исследований Игорь Белобородов. И если так пойдет и дальше, то лет через десять такие районы окончательно оформятся и заживут своей жизнью. Эти территории станут неуправляемыми извне, и их население будет расти. Как следствие, они начнут изменять Москву: столичный культурный фон, уклад жизни и традиции. Это обычная практика для городов, где доля мигрантов превышает 10 12 процентов, а в Москве уже сегодня мигрантов более 20 процентов. И они наступают.
Впрочем, некоторые эксперты настроены более оптимистично.
Когда речь заходит об этнических районах, все тут же кивают на негативный опыт Европы и Запада, рассуждает эксперт фонда "Институт экономики города" Герман Ветров. Но там кварталы образуют диаспоры, которые поселяются навеки и получают гражданство. Приехали, допустим, турки, получили гражданство и давай качать права. У нас же кварталы в большинстве формируют гастарбайтеры: где рынок там и мигранты.
Подобные очаги поселений неизбежны, но они никогда не превратятся в закрытые анклавы. В Москве мигранты бесправны они не рискнут устанавливать свои правила. Кроме того, наши мигранты это гастролеры. Они не заинтересованы в создании своей инфраструктуры. То есть, она будет, но, что называется, "на коленке". Сегодня забегаловка для таджиков есть завтра нет. Что же касается мусульманских диаспор, то они достаточно хорошо интегрированы в наше общество.
И, по словам эксперта, лишнее тому доказательство пустые заведения для мусульман. Так что "второй Париж" нам не грозит, но социальная напряженность гарантирована.
Что еще предлагают
Биржа труда
Недавно прошла информация о том, что некий Камиль Маннапов открыл кадровое агентство для мусульман. Кандидатов планировалось трудоустраивать в фирмы, которыми владеют мусульмане. В таких конторах можно носить хиджаб и совершать намаз. Да только мусульманских фирм оказалось не так много. Агентство просуществовало чуть больше месяца.
Школы и детсады
Татарская община Москвы в начале 2007 года объявила о наборе детей в мусульманскую школу (с первого по четвертый класс).
В общеобразовательную программу планировали включить изучение Корана, исламское право, историю Пророков и арабский язык. Однако в школе случился недобор. Сейчас при общине работают лишь медресе (воскресная религиозная школа) и несколько кружков для малышей.
Салон красоты
При парикмахерской на юго-западе столицы открылся отдельный кабинет для мусульман. Но последние полгода ни одного клиента.
Рестораны
В Москве работают три халяльных ресторана. Вернее, таковыми они считались поначалу.
Но со временем в этих ресторанах начинают продавать алкоголь, жалуется имам Исторической мечети Ромиль Садеков, готовят блюда из свинины. Впрочем, халяльные блюда тоже есть.
Магазины хиджабов
В Москве пять точек, где продают хиджабы (традиционное бесформенное одеяние мусульманок плюс платок прим. авт.). Притом три из них рассчитаны на русских девушек, которые, выйдя замуж за мусульман, уверовали в Аллаха. Для них шьют гламурные наряды, которые хиджабами назвать можно лишь условно. В этих же магазинам можно купить так называемые миски это духи, которые не содержат спирта.
Турагентства
В столице работают несколько турагентств, которые специализируются на организации хаджа (паломничество в Мекку прим. авт.). Поскольку каждый мусульманин согласно Корану обязан хоть раз в жизни совершить хадж, группы набираются исправно.
ВЗГЛЯД с 6-го ЭТАЖА
Почему мы их боимся?
Войны диаспор, национальные гетто, паническая боязнь ислама, уличные драки "коренных" и "понаехавших"...
Многие страны через это проходили. Взять те же США. Поначалу статуя Свободы в Нью-Йорке дружелюбно встречала корабли с пуританами, просто авантюристами, бывшими каторжниками, евреями, итальянцами, китайцами, ищущими лучшей доли за океаном. Спустя годы кварталы Нью-Йорка стали напоминать причудливый прообраз политической карты мира: вот здесь китайцы, а здесь итальянцы. Тогда власти США ввели драконовские условия получения разрешения на работу.
К тому, что важна не вера или цвет кожи мигранта, а его реальная польза для всего общества, предстоит прийти и нам. Ведь во многих государствах (Канада, Австралия, Чехия) не спрашивают мигранта о его религии, зато оценивают по баллам ценность его профессии для всего общества. Вводят экзамены на знание госязыка, законов, традиций, обычаев.
У нас же многие члены диаспор по-русски не говорят. Естественно, это вызывает опасения у большинства. И именно на этой боязни играют фашисты и националисты, чей интеллектуальный уровень едва ли выше уровня гастарбайтера из дальнего аула. Вот из этого взаимного мракобесия и выходят конфликты.
Зато когда уровень культуры мигрантов, приезжающих в Москву, повысится (в том числе, за счет "закручивания гаек" в миграционной политике), проблема анклавов, диаспор и ксенофобии решится сама. Интеллигентный человек, делающий покупки в магазине халяльной продукции, едва ли чем-то может оскорбить разумного православного. И тогда, даже если в обществе и возникнет спрос на бассейны и прачечные для мусульман, то коренные москвичи не испугаются.
А как же "свои" дагестанцы, буряты, чеченцы? спросите вы. Они-то не иностранные мигранты?
В американском штате Юта большинство мормоны, а в Миннесоте адвентисты седьмого дня. Ничто им не мешает переезжать из штата в штат и даже создавать общину мормонов в Миннесоте. Местные жители спокойно на это смотрят и уважают приезжих. А приезжие считаются с традициями коренных жителей, вот и весь секрет.
Андрей ЛАВРОВ
ВОПРОС ДНЯ
Нужно ли делить сферу услуг в Москве по религиозному признаку?
Владимир СОЛОВЬЕВ, радиоведущий:
Это проявление дичайшего Средневековья. Человечеству, видимо, нравится бежать назад. Но я хочу напомнить, что "Москва златоглавая звон колоколов". Надо четко разделять, где Москва, а где Казань.
Сергей МАРКОВ, депутат Госдумы:
Нормально отношусь. Сфера услуг следует за человеческой культурой. Если турки себя прекрасно чувствуют в турецком ресторане, что же в этом плохого?! Единственно, кого можно опасаться, это экстремистов, которые могут начать распространять в этой среде свою идеологию.
Иеромонах ХРИСТОФОР, настоятель Князь-Владимирской церкви, Волгоград:
К счастью, мы, православные, в таком не нуждаемся. Посещать поликлиники и спортивные центры можем без запретов. А вообще же если государство будет потакать в этом плане каждой вере, то оно просто разорится. Это ни к чему.
Ежи СТЕЦКЕВИЧ, католический священник, настоятель прихода Святого Адальберта:
С точки зрения христианина-католика, скажу, что католикам не мешает присутствие других людей. Вообще верующие люди должны видеть в каждом человеке брата, близкого. К чему нам раздробленность? Совместные учреждения раньше никому не мешали. Они, напротив, сближают.
Каромат ШАРИПОВ, президент общественного движения "Трудовые мигранты Таджикистана":
Парикмахерские, скажем, для мусульман или христиан нужно открывать только на территории мечетей или церквей. В любом другом месте такие заведения будут способствовать разобщению людей, они не нужны.
Александр ДОЛГОРУКОВ, старший преподаватель социологического факультета МГУ:
Такое разделение не нужно поощрять и рекламировать. Но нельзя и запрещать, чтобы не вызвать дополнительной межэтнической напряженности.
Яна РУДКОВСКАЯ, продюсер:
Было бы здорово, если бы и в сфере услуг учитывались культурные и религиозные особенности наших граждан. Если магазинов и салонов красоты для мусульман в Москве будет открыто еще больше я не вижу в этом ничего плохого. Мы должны уважать обычаи своих соседей. Тогда и они нас уважать и понимать начнут.
Юлия, читательница сайта KP.RU:
Я мусульманка. Но мы живем в светском государстве. Так давайте не будет религию вмешивать в обычную жизнь: ни в школы, ни в магазины, ни в больницы. Для проявления своей веры есть церкви, мечети, синагоги. Иные действия попахивают популизмом, политикой и навязыванием.
Источник: Комсомольская правда