ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Многоконфессиональные атеисты

Алексей Харитонов :: 23 ноября 2009

Как сообщается, депутат Госдумы от фракции КПРФ Борис Кашин внес во вторник законопроект, в котором предлагает убрать из гимна страны строчку "хранимая Богом земля". Депутат обосновал это тем, что "наша страна является светским государством, и никакая религия не может устанавливаться у нас в качестве государственной или обязательной". "Я предлагаю в строфе "Одна ты на свете, одна ты такая, Хранимая Богом родная земля" слово "Богом" заменить на слово "нами"", – заявил Борис Кашин.

Разумеется, не обошлось без ссылок на "многонациональный и многоконфессиональный" характер нашей страны; и нам стоит разобраться в том, что здесь имеется в виду. Как правило, когда мы слышим слова о "многонациональности и многоконфессиональности" мы можем обоснованно предположить, что произносит их не мусульманин, не иудей, не протестант, ни вообще какой-либо представитель упоминаемых "многих конфессий". Их, почти наверняка, произносит представитель совершенно определенного исповедания – исповедания воинствующих атеистов. Более того, нередко выясняется, что сами "религиозные меньшинства" от имени которых эти люди выступают, вовсе не разделяют их антиправославного рвения – вспомнить, хотя бы, ситуацию с Основами Православной Культуры, введение которых поддержали российские католики и лютеране, и против которых яростно выступали антиклерикалы, ссылаясь на некие "многоконфессии". Конечно, в любом общественном начинании, мы всегда сможем найти бабу ягу, которая будет против – и никто не спорит с тем, что у бабы яги, как гражданки Российской Федерации, тоже есть права. Но соблюдать права бабы яги – это не значит наделять бабу ягу диктаторскими полномочиями.

Никто не должен быть принуждаем к исповеданию чуждой ему веры; но ни у кого нет права возбранять всем остальным иметь их собственную культурную, историческую и религиозную идентичность. Нашу страну, нашу культуру, нашу историю сформировали отнюдь не атеисты; атеисты отметились, напротив, массовым уничтожением культурных памятников во имя утопии "светлого будущего", которая так и не осуществилась.

Впрочем, нам стоит отметить, что существует два разных явления, обозначаемых словом "атеизм". Это может быть просто отсутствие веры в Бога, которое может сочетаться с нейтральным (или даже благожелательным) отношением к религии и верующим. Для человека неверующего упоминание Бога в гимне – это примерно то же самое, что религиозная символика древних церквей – культурный артефакт, иносказание, обозначающее что-то не вполне понятное, но скорее положительное. Многим неверующим людям не придет в голову искоренять все упоминания о Боге, убивать верующих или уничтожать религиозные памятники. Более того, они могут быть тонкими ценителями религиозной музыки или иконописи.

Существует и другой атеизм, который, вероятно, было бы правильнее называть анти-теизмом, когда человек очень далек от равнодушия к религии. Хотя люди таких взглядов и любят сравнивать веру в Бога Библии с верой в богов скандинавской или греческой мифологии, они явно лукавят. Они совершенно не беспокоятся по поводу Зевса или Одина, предмет их беспокойства – именно христианский Бог. Как сказал Салман Рушди: "Атеисты – это люди, зацикленные на Боге".

Атеист такого типа превращает борьбу с Богом в смысл и цель своей жизни. Любые упоминания о Боге, все, что указывает на Него, ему глубоко ненавистно, и он готов измыслить любые предлоги, чтобы добиться удаления упоминания Бога из гимна, или – как это недавно произошло в Италии – добиться устранения распятий из школьных классов.

Такой фанатичный атеизм уже приводил к самым катастрофическим последствиям – от Мексики до Китая, от Бутовского полигона до "полей смерти" Кампучии, и нам всем стоит об этом помнить. Воинствующий атеизм – исповедание, в высшей степени нетерпимое ко всем остальным, а вызванные им в ХХ веке кровопролития многократно превзошли все самые мрачные эксцессы в истории религии.

Как мы могли бы реагировать на выступления людей, которым имя Божие представляется столь нестерпимым? Похоже, мы найдем неплохой пример, если на минуту перенесемся из заснеженных полей нашего Отечества в теплые моря, где на Каймановых Островах разыгрался еще один конфликт, связанный с известным нам использованием "многоконфессиональности". В конституции Каймановых Островов написано, что это "богобоязненная страна основанная на традиционных христианских ценностях", где "религия выражается в стремлении к нравственной жизни и социальной справедливости". Так как это заморская территория Великобритании, британское министерство иностранных дел предложило убрать из конституции упоминание о христианстве, потому что Британия – многорелигиозная страна. Ответ губернатора Каймановых Островов Эндрю Гарра, поддержанный другими местными лидерами, прозвучал достаточно твердо: "может быть, Британия и многорелигиозная страна, а у нас здесь преобладающая религия – Христианство". Иногда достаточно просто сказать "нет". Однако конституция Каймановых Островов, явившаяся причиной конфликта, сам по себе поучительна. Она начинается словами: "Народ Каймановых Островов, вспоминая события, сформировавшие его историю и сделавшие его таким, какой он есть, и признавая его уникальную историю, культуру и христианское наследие, определившее те духовные, моральные и социальные ценности, которыми он руководствуется в своем развитии... провозглашает свое намерение быть богобоязненной страной, основанной на традиционных христианских ценностях, терпимой к другим религиям и убеждениям...". Три небольших островка, с весьма разнообразным в этническом и религиозном отношении населением, могут пристыдить иные великие державы – островитяне не стыдятся говорить о "христианских ценностях" "сформировавших их историю и культуру". Глядя на благочестивых островитян, пора и нам вспомнить о том, какие ценности сформировали и нашу историю и культуру, более того, всю европейскую культуру вообще. Даже неверующие люди замечают, что "европейские ценности" – это ценности, в основе своей христианские, и утратив эту христианскую основу, они будут обречены на исчезновение. Как пишет, например, один автор в "Таймсе", "Наше общество сформировано и определено его христианским прошлым, даже если Бог изчез из него. Как иначе мы могли бы объяснить многие наши коллективные ценности, которые выглядят абсурдными в странах без христианской традиции? Провозглашение прав человека и святости жизни; подразумеваемое равенство всех людей; принятый в культуре упор на сочувствие, милосердие, а не только воздаяние. Эти концепции вовсе не возникли, как некая Афина, взрослыми и в полном вооружении, с либеральным мечем наперевес, в готовом виде в головах западных радикалов 1960-тых годов"

Всякое отрицание живет за счет того, что оно отрицает, воинствующий секуляризм нападает на христианство с еретическими трактовками христианских же ценностей. Но в атеистическом контексте эти ценности обречены не только на искажение, но на исчезновение; что произойдет, если нынешнее восстание против христианского наследия Европы увенчается успехом? Гадать тут незачем – в 1917 году в нашей стране оно уже увенчалось. Последствия этого известны.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама