Как сообщается, депутат Госдумы от фракции КПРФ Борис Кашин внес во вторник законопроект, в котором предлагает убрать из гимна страны строчку "хранимая Богом земля". Депутат обосновал это тем, что "наша страна является светским государством, и никакая религия не может устанавливаться у нас в качестве государственной или обязательной". "Я предлагаю в строфе "Одна ты на свете, одна ты такая, Хранимая Богом родная земля" слово "Богом" заменить на слово "нами"", – заявил Борис Кашин.
Разумеется, не обошлось без ссылок на "многонациональный и многоконфессиональный" характер нашей страны; и нам стоит разобраться в том, что здесь имеется в виду. Как правило, когда мы слышим слова о "многонациональности и многоконфессиональности" мы можем обоснованно предположить, что произносит их не мусульманин, не иудей, не протестант, ни вообще какой-либо представитель упоминаемых "многих конфессий". Их, почти наверняка, произносит представитель совершенно определенного исповедания исповедания воинствующих атеистов. Более того, нередко выясняется, что сами "религиозные меньшинства" от имени которых эти люди выступают, вовсе не разделяют их антиправославного рвения вспомнить, хотя бы, ситуацию с Основами Православной Культуры, введение которых поддержали российские католики и лютеране, и против которых яростно выступали антиклерикалы, ссылаясь на некие "многоконфессии". Конечно, в любом общественном начинании, мы всегда сможем найти бабу ягу, которая будет против и никто не спорит с тем, что у бабы яги, как гражданки Российской Федерации, тоже есть права. Но соблюдать права бабы яги это не значит наделять бабу ягу диктаторскими полномочиями.
Никто не должен быть принуждаем к исповеданию чуждой ему веры; но ни у кого нет права возбранять всем остальным иметь их собственную культурную, историческую и религиозную идентичность. Нашу страну, нашу культуру, нашу историю сформировали отнюдь не атеисты; атеисты отметились, напротив, массовым уничтожением культурных памятников во имя утопии "светлого будущего", которая так и не осуществилась.
Впрочем, нам стоит отметить, что существует два разных явления, обозначаемых словом "атеизм". Это может быть просто отсутствие веры в Бога, которое может сочетаться с нейтральным (или даже благожелательным) отношением к религии и верующим. Для человека неверующего упоминание Бога в гимне это примерно то же самое, что религиозная символика древних церквей культурный артефакт, иносказание, обозначающее что-то не вполне понятное, но скорее положительное. Многим неверующим людям не придет в голову искоренять все упоминания о Боге, убивать верующих или уничтожать религиозные памятники. Более того, они могут быть тонкими ценителями религиозной музыки или иконописи.
Существует и другой атеизм, который, вероятно, было бы правильнее называть анти-теизмом, когда человек очень далек от равнодушия к религии. Хотя люди таких взглядов и любят сравнивать веру в Бога Библии с верой в богов скандинавской или греческой мифологии, они явно лукавят. Они совершенно не беспокоятся по поводу Зевса или Одина, предмет их беспокойства именно христианский Бог. Как сказал Салман Рушди: "Атеисты это люди, зацикленные на Боге".
Атеист такого типа превращает борьбу с Богом в смысл и цель своей жизни. Любые упоминания о Боге, все, что указывает на Него, ему глубоко ненавистно, и он готов измыслить любые предлоги, чтобы добиться удаления упоминания Бога из гимна, или как это недавно произошло в Италии добиться устранения распятий из школьных классов.
Такой фанатичный атеизм уже приводил к самым катастрофическим последствиям от Мексики до Китая, от Бутовского полигона до "полей смерти" Кампучии, и нам всем стоит об этом помнить. Воинствующий атеизм исповедание, в высшей степени нетерпимое ко всем остальным, а вызванные им в ХХ веке кровопролития многократно превзошли все самые мрачные эксцессы в истории религии.
Как мы могли бы реагировать на выступления людей, которым имя Божие представляется столь нестерпимым? Похоже, мы найдем неплохой пример, если на минуту перенесемся из заснеженных полей нашего Отечества в теплые моря, где на Каймановых Островах разыгрался еще один конфликт, связанный с известным нам использованием "многоконфессиональности". В конституции Каймановых Островов написано, что это "богобоязненная страна основанная на традиционных христианских ценностях", где "религия выражается в стремлении к нравственной жизни и социальной справедливости". Так как это заморская территория Великобритании, британское министерство иностранных дел предложило убрать из конституции упоминание о христианстве, потому что Британия многорелигиозная страна. Ответ губернатора Каймановых Островов Эндрю Гарра, поддержанный другими местными лидерами, прозвучал достаточно твердо: "может быть, Британия и многорелигиозная страна, а у нас здесь преобладающая религия Христианство". Иногда достаточно просто сказать "нет". Однако конституция Каймановых Островов, явившаяся причиной конфликта, сам по себе поучительна. Она начинается словами: "Народ Каймановых Островов, вспоминая события, сформировавшие его историю и сделавшие его таким, какой он есть, и признавая его уникальную историю, культуру и христианское наследие, определившее те духовные, моральные и социальные ценности, которыми он руководствуется в своем развитии... провозглашает свое намерение быть богобоязненной страной, основанной на традиционных христианских ценностях, терпимой к другим религиям и убеждениям...". Три небольших островка, с весьма разнообразным в этническом и религиозном отношении населением, могут пристыдить иные великие державы островитяне не стыдятся говорить о "христианских ценностях" "сформировавших их историю и культуру". Глядя на благочестивых островитян, пора и нам вспомнить о том, какие ценности сформировали и нашу историю и культуру, более того, всю европейскую культуру вообще. Даже неверующие люди замечают, что "европейские ценности" это ценности, в основе своей христианские, и утратив эту христианскую основу, они будут обречены на исчезновение. Как пишет, например, один автор в "Таймсе", "Наше общество сформировано и определено его христианским прошлым, даже если Бог изчез из него. Как иначе мы могли бы объяснить многие наши коллективные ценности, которые выглядят абсурдными в странах без христианской традиции? Провозглашение прав человека и святости жизни; подразумеваемое равенство всех людей; принятый в культуре упор на сочувствие, милосердие, а не только воздаяние. Эти концепции вовсе не возникли, как некая Афина, взрослыми и в полном вооружении, с либеральным мечем наперевес, в готовом виде в головах западных радикалов 1960-тых годов"
Всякое отрицание живет за счет того, что оно отрицает, воинствующий секуляризм нападает на христианство с еретическими трактовками христианских же ценностей. Но в атеистическом контексте эти ценности обречены не только на искажение, но на исчезновение; что произойдет, если нынешнее восстание против христианского наследия Европы увенчается успехом? Гадать тут незачем в 1917 году в нашей стране оно уже увенчалось. Последствия этого известны.
Источник: Радонеж