Особую благодарность выражаю зело помогшему ми Петру Ярцеву
В прежние времена страна Российская изобиловала заповедными уголками, в коих облистало и цвело виноградие древлеотеческой старины. Да и ныне на слуху названия: "Выгореция", "Топозерский скит", "Чаженский скит" и т.д., однако от всего того, о чем писали когда-то Иван Филиппов, Элиас Леннорт, Михаил Пришвин, к нашему времени остались лишь в лучшем случае окладные венцы молелен и поваленные намогильные голубцы. Не пощадили время и государственная политика не только материальные памятники, но и людей: в Суземке, обильном когда-то монастырями, скитами, мастерскими, из которых по всей России расходились литые образа и крюковые рукописные книги, сегодня не встретим ни одного (!) староверца; в Заонежье, откуда родом, например знаменитый сказитель старин Рябинин, где еще в 30-х годах XX века почти в каждом селе была скрытня странников, сейчас на вопрос о староверцах или удивленно разводят руками, или покажут, скажем, на чету престарелых баптистов.
Пожалуй, исключением из правила может служить своего рода "Беловодье" старопоморства нижегородское село Тонкино с окрестными деревнями. Автор дважды посещал этот сказочный край, впервые осенью 1999 года, второй раз осенью же 2001 года. За этот небольшой временной промежуток мало что изменилось в тонкинских пределах, лишь, пожалуй, не стало в живых некоторых стариков хранителей памяти о былом.
...Вот, въезжаем мы на грузовике по трассе "Арья-Шаранга" в Тонкинский район, и сразу внимание привлек выходивший из лесу дедушка: пушистая седая борода почивала на груди, на голове старая шляпа с полями, рубаха навыпуск препоясана плетеным поясом с кистями, ноги обуты в крепкие юфтевые сапоги. Все. СНГ закончился, начинается земля, население которой как бы застыло во времени, спряталось в овеянных преданиями мартьяхинских лесах от зверя из бездны.
Наконец, вступаем в Тонкино. Сейчас это районный центр, застроенный как старинными, так и новыми типовыми домами, имеется стадион, клуб, в общем-то, все то, что сопутствовало когда-то провинциальному советскому населенному пункту. Посреди села груда замшелых, уже разваливающихся от времени бетонных плит. Нам пояснили, что плиты заготовлены на постройку культового здания РПЦ, но ввиду того, что коренные жители села староверцы, идея поставить это здание не вызвала отклика в сердцах местных жителей.
Сами селяне четко делятся на "старожильных" и на вновь приехавших уже в советское время. "Старожильные" в большинстве староверцы и их потомки, приезжие религиозно индифферентны.
Первым делом идем в "московскую моленную", настоятельница которой Зинаида Исаевна, состоит в большой дружбе с прихожанами Преображенского кладбища. "Здорово живете", говорим по местному обычаю. Нас радостно принимают, Зинаида Исаевна, вспоминая встречи на Преображенке, благодарит за отреставрированную книгу "Златоуст", усаживает за стол. Слегка перекусив после дороги и рассказав московские новости, идем осматривать здание новой моленной, построенной трудом и радением не только жителей Тонкина, но и соседних деревень.
После Зинаида Исаевна пошла на поминки, пригласив и нас с собою. По окончанию канона была трапеза, на которой удивило большое количество перемен ("Как в Казани" вспомнилась эта особенность християнского хлебосольства, представшая впервые передо мною в этом городе), а также совсем забытые у нас в столице напитки, например варенец.
После посещения "московских", мы пошли к "крепковерам". Они являются потомками филипповцев, соединившихся в XIX веке с казанским старопоморцами федосеевцами, и сохранившими у себя ряд особенностей, присущих потомкам жителей Выговских лесов. Прежде они были в согласии с казанскими старопоморцами, которые ради некоторых вин, в частности за принятие новоженов на исправу и на молитву, за регистрацию общин и за прочие отходы от правил первобытных отец и Соборов, прервали молитвенное общение с "московскими", и по имени словущего казанского отца духовного назывались также ширшовцами.
Крепковеров гораздо меньше, чем "московских" они живут лишь в Тонкино, Аверино, Двоеглазово, Бердниках, моленная находится в Тонкино, тогда как у "московских" моленные стоят в Тонкино, Аверино, Бердниках, в Большой Вае, в Мартяхино, в Кузьминках, в Зеленых Лугах и в других деревнях. Подходим к дому, нас видят, выходит Капитолина Платоновна Рохина, здоровается, как принято у казанских: "Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуи мя грешную. Прости, Христа ради". "Аминь, Бог простит. Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуи мя грешнаго", кланяемся. Заходим, расспрашиваем.
Тетя Капа с печалью поведывает нам о том, что недавно умерла солевая певица, знавшая все тонкости фит и лиц, службу приходится все больше читать, а не петь... "А как поживает отец Георгий?", спрашиваю я. "А ты к нему сам сходи, он сейчас у себя, в Двоеглазове", ответствует тетя Капа. Ну, что ж, хоть время уже к вечерне, но собираюсь и иду к иноку Георгию.
Он – единственный оставшийся старопоморский мних-молчальник, встречает меня у дверей своей келии, светло улыбаясь, знаком приглашая войти. Я захожу в темную и низкую клеть, половина пространства которой занимает русская печь, сажусь на лавку. В углу старинные литые образа, аналой с лежащей раскрытой Следованной Псалтырью.
Отец Георгий небольшого роста старец, в черной, с красной оторочкой полумантии, на голове у него камилавка, серая ветхая срачица спускается ниже колен. Я передаю домашний хлеб милостыню от християн, он с поклоном принимает. Потом пишет на листке бумаги карандашом: "Расскажи о себе". Я рассказываю о своем житье на Севере, о паломничестве в Суземок, о своих планах, показываю фотографии. Отец Георгий внимательно слушает и неожиданно пишет на бумаге: "Оставайся у меня погостить, завтра утром иду на рыбалку, ходу два часа, если хочешь пошли вместе". Я согласно киваю головой.
А за окном уже ночь, старец ведет меня в другую келию ночевать. В темноте впереди шествует он с огарком свещи, мы долго шагаем по каким-то еле заметным тропинкам, переходим по висячему мосту через пруд (инок сам его выкопал и сейчас разводит там карпов) и, наконец, подходим к небольшому домику, в котором я не могу разогнуться в полный рост. Здесь я был оставлен молиться округу и почивать до завтра.
Утром мы сходили на рыбалку, вернулись, отец Георгий дал мне читать книгу, а сам стал на молитву. Скоро за мной заехали и отвезли обратно в Тонкино. Образ старца-молчальника в заплатанной однорядке навсегда остался у меня в сокровенной, тайной части души...
Наутро пошел навестить еще одного старого знакомого отца Ермила Меркурьевича. Он филимоновец, християнин согласия, близкий по учению с "московскими", но отличающийся большей ревностию в деле соблюдения обрядовой старины. Например, филимоновцы не затепляют свещей от спички нужен огонь, высеченный кресалом. Захожу в избу, здороваюсь с хозяйкой. "А сам-то молится, сейчас позову". Она куда-то исчезает, вскоре где-то сбоку открывается дверца, и появляется дедушка Ермил. Усаживает за стол, рассказывает.
Филимоновцы тоже немногочисленны, их моленные находятся в Тонкино, Шахунье, где правит отечество брат Ермила Меркурьевича, и в Шаранге, а сами они встречаются, кроме того, еще в Устьинском, Груздове. Но во многих селениях, где до сих пор живет хоть малое число филимоновцев, они имеют в своем пользовании нежилые помещения, приспособленные под моленную, и Ермил Меркурьевич часто объезжает на старом "Газике" окрестные деревни. Как было уже сказано, филимоновцы мало чем отличаются от "московских", так же снисходительно относятся к новоженам и немолящимся.
В разговоре дедушка Ермил упомянул "пристанскую веру". Что такое? Для исследования сего вопроса пришлось съездить в Шахунью (в Тонкино пристанцы не могли удобовразумительно пояснить о своей вере), а потом и в саму Вятку, где у пристанских было несколько молелен. И вот что выяснилось. На Урале и в Башкирии их зовут "гладкие кресты", в Поволжье "рябиновцы", а сами они себя называют филипповцами. Широкое распространение у них имеют доски, например из рябины "чистого дерева", с вырезанным Голгофским крестом ("гладким" без Распятия). Обычай резать такие иконы, идущий из глубины веков, был широко распространен в Поморье, в частности и у филипповцев, от которых он и достался нынешним "пристанцам".
Раньше "пристанская вера" была широко распространена на этом пограничье нижегородчины и Вятки, ныне же их почти что не осталось. А наименование свое они получили от их старинного центра на Тонкинской земле деревни Большая Пристань, где издревле существовал большой скит. Но не стоит их идентифицировать с классическими филипповцами, которые еще встречаются кое-где на Урале. Пристанские филипповцы брачные, хотя молитвенного общения с ДПЦ ("законно-брачным согласием") не имеют, более того, если брачный вдруг захочет обратиться в "пристанскую веру", то его примут первым чином под крещение (хотя как это ни парадоксально, но в частной беседе со мной вятский наставник пристанских филипповцев поведал, что если бы к ним обратился старопоморский небрачный филипповец, то и его они обязательно бы крестили). Кроме всех сих отличий, разнятся пристанские филипповцы от християн обычаем ведения службы, а пение их невозможно отнести ни к одной традиции.
...Пора приходит отъезжать в Шахунью. Гостеприимные хозяева дают в дорогу поминки, и тут, прощально оглядывая ставшее уже родным Тонкино, я вдруг замечаю почти у каждого дома прибитый деревянный ящик. На недоуменный вопрос получаю ответствование, что предназначено это для тайной милостыни, которую здесь принято подносить хлебом и другими продуктами. Приехали как-то на родину умирать старики, всю жизнь прожившие в городе, вселились в дряхлый покосившийся дом, а на скудную пенсию разве сытно проживешь? Как прознали про то окрестные християне, так и стали носить каждое утро в ящик кто каравай домашнего хлеба, кто крынку молока или сверток яблок, кто банку соленых огурцов. Крепко знают здешние християне, что милостыня покрывает большое множество грехов.
Прощаемся, кланяемся провожающим в пояс и скоро въезжаем в Шахунью. Идем по адресу к здешнему отцу духовному Макару Ивановичу. Проходя по улице, встречаем бородатого человека, здороваемся, спрашиваем о дедушке Макаре, думая, что перед нами християнин. Оказалось, что это баптист, идущий в шахунский "Дом молитвы...". Как нам рассказывали, баптисты и адвентисты в свое время ездили по исконным старопоморским деревням с мегафонами, улавливая в свои тенета потерявших ориентиры, омраченных рассудком людей. Макар Иванович за столом поведал, что сам по рождению крепковер, отец его в юности воспитывался в Астраханском монастыре, а сам он еще в молодости перешел в московское согласие, где и был впоследствии благословен на отечество.
Прихожан у Макар Ивановича мало: "С постройкой мирской церкви многие отпали от християнства, да и старики не молодеют". Безрадостная картина: дедушка Макар выглядел каким-то потерянным, забытым здесь среди чумного пира антихристова и мирщеты. Немного поговорив о насущных делах, с тихой грустью покидаем как-то по-детски доверчивых, гостеприимных хозяев. Идем на вокзал, всю дорогу в Москву думая о том, что на следующий год уже будет не то, а через десяток лет и эта, последняя, спокойная заводь исчезнет, будет поглощена миром житейских реалий, миром обыденной пошлости.
Об этом сообщает "Самарское Староверие"
По материалам источников: Самарское Староверие