Есть святая глухота. Но есть еще более святая христианская благая немота. Умение беречь от греха свои уста, уважать дар слова.
Слово – великий дар неба. "Какую силу имеет слово, пишет св. Златоуст, всемогущую силу: вся Тем быша; словом сотворен весь видимый мир, словом Господним небеса утвердишася (Пс.XXXII. 6); Cкажешь, что это не такое слово, как у тебя и у меня. Так, слово Божие безконечно выше слова человеческого. Но поелику ты сотворен по образу Божию, то и в слове твоем должен быть некий образ Слова Божия и силы Его, если ты не затмеваешь слова невниманием и легкомыслием.
Слово поставило человека на лестнице творений выше всего земного, выше луны и солнца; слово соединило людей в общества, создало города и царства, в слове живет и движется знание, мудрость, закон; словом образуется, поощряется и распространяется добродете5ль; слово в молитве беседует с Богом. Слово подобных во всем нам человеков в союзе с истиноюБоговедения и правдою веры и вследствие сего, в союзе с Словом и Духом Божии, владычествовало над природою, исцеляло больных, прогоняло темные силы, воскрешало мертвых".
Отсюда понятно, какое огромное уважение нужно питать к слову. И становится стыдно, когда подумаешь о нашем отношении к слову. Недаром писал Сенека о людях и их беседах: "Всякий раз, когда побываю между людьми, возвращаюсь к себе менее человеком".
Какое неуважение к слову выражается, например, в грязной брани. "Я начинаю завидовать животным, говорил один мудрец, они не могут опозорить слово, которое может быть органом пророчества – и вместо этого у человека часто смердит, как яма с отбросами".
Какое неуважение в слову выражается в грехах празднословия, когда слово, которым апостолы строили Царство Христово, и ученики правды творили на земле царства правды, употребляют для того, чтобы "бить воздух" без цели и смысла.
Но еще хуже, еще страшнее, когда слово делают прямым орудием зла. Даже кровопролитные войны, по словам Пролога, не принесли столько зла, сколько злое слово.
"Муж двоязычный, говорит о сем в Прологе слово церковное, разделит друзей, между мирно живущими посеет клевету и ссоры... Наушник и двоязычник заслуживают проклятия, ибо много миролюбивых сгубили. Язык лживый многих возмутил и погубил, так что от языка и города твердые разрушились, и домы богатых развратились. Язык лживый добрых жен изгнал из домов и лишил их плодов от трудов своих. Кто слушает его, не найдет покоя и не проживет мирно. Многие пали от острия меча, но не столько, сколько пали от языка. Блажен, кто укроется от него и избежит ярости его".
Нужно искать "святой немоты", того уважения к слову, которое заставляет открывать уста только для дела миротворчества, для слова любви, для проповеди Божией правды.
Мы говорили о совете, какой дают швейцарские проводники туристам. "Не кричите, одно слово может причинить смерть. Сотрясения воздуха от громко сказанного слова достаточно, чтобы вызвать из покоя снежную лавину, и она на веки покроет нас...".
Учителя благочестия всегда помнили, что одно слово может принести с собой гибель, и, уважали слово, строго взвешивали вперед, что оно несет с собой: добро и мир, или зло и неправду.
В пределах Нурсийской области жил инок Флоренций. Однажды этот инок, опечаленный злым делом четырех недобрых братий, выразил уверенность, что Бог Всемогущий не оставит без наказания злобы их. И вскоре братья эти умерли в тяжких страданиях. И старец этот потом плакал, виня себя в том, что, может быть, сказанное им слово было виной их смерти. Он считал себя убийцей.
Как это непохоже на нас: сколько раз наше неосторожное слово "вызывало обвалы", разрушало мир, наносило ближнему смертельную рану. И мы даже не замечали этого. С медной копейкой мы обращаемся гораздо бережнее, чем с золотом слова.
"Предпочитай молчание, потому что оно удерживает от многого греха", говорит св. Исаак Сирин.
"Не скор будь устами", говорит Соломон (Эклез.5,1) "Должно размыслить: в благо ли тебе и другим будет слово, какое ты родишь в мир". А псалом 38 начинается словами: "Буду наблюдать за путями своими, чтобы не согрешать мне языком моим, буду обуздывать уста...".
Жития святых показывают, как умели понимать эти слова ученики Христовы. Однажды к одному иноку, известному своей мудростью и ученостью, постучался великий Памва.
Что привлекло тебя ко мне, сын мой? – спросил инок отшельника.
Я неграмотен, отче, отвечал Памва, и пришел просить тебя: прочти мне что-нибудь из книг Священного Писания, чтобы я знал, что надо делать, чтобы исполнить слово и волю Божию.
С великой радостью, сын мой, исполню просьбу твою, ответил инок. – Слушай.
Старец открыл книгу псалмов и начал чтать тридцать восьмой псалом. Но едва прочел он второй стих псалма, как Памва вскочил и в волнении остановил его.
Довольно, отец мой, довольно! – торопливо заговорил он. – О, какие великие слова!
Благодарю тебя, отче, обратлся он к старцу, больше пока мне не надо чтения священных книг. Когда научусь я исполнять этот стих, я снова приду к тебе и попрошу прочесть дальше. – И Памва ушел.
Проходили дни и недели, а Памва не приходил больше к старцу-учителю. Через шесть месяцев случилось иноку по делам обители идти в самый дальний город. Путь его лежал через пустыню, в которой жил Памва и он случайно встретил отшельника.
Что же ты не приходишь ко мне? – спросил он Памву. – Вот уже шесть месяцев я напрасно жду тебя. Или ты изменил свое намерение?
О нет,. – отвечал Памва, но ведь ты помнишь, отче, что я сказал тебе, что приду, когда научусь делом исполнять прочитанный тобою стих, а я еще не достиг этого...
Вот люди, которые умели класть хранение "устом своим"...
По материалам источников: Самарское Староверие