ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Поможет ли контроль над миссионерской деятельностью сохранить жизнь священникам?

Размышления над одной статьей

Андрей Шишков :: 25 ноября 2009

В статье автор размышляет над публикацией известного религиоведа Павла Костылева "Контроль над миссионерской деятельностью". Является ли ограничение миссионерской деятельности выходом из сложившейся ситуации? Каково место секулярности в современном обществе? Постановкой данных вопросов содержание статьи не исчерпывается...

Убийство московского священника Даниила Сысоева связывают, в первую очередь, с его активной миссионерской деятельностью. И этот факт стал поводом к тому, что уже появились голоса, призывающие принципиально ограничить миссионерскую деятельность любых религиозных конфессий и деноминаций законодательно.

В опубликованной в "Русском журнале" статье "Контроль над миссионерской деятельностью" известный религиовед Павел Костылев попытался сделать выводы из этого трагического события: во-первых, отец Даниил Сысоев своей активной миссионерской деятельностью сам спровоцировал свое убийство; во-вторых, для того, чтобы предотвратить подобные варварские действия в отношении священнослужителей любых конфессий, нужно законодательно ограничить их миссионерскую деятельность: "Если бы миссионерская деятельность даже наиболее традиционных конфессий была бы поставлена хотя бы под самый минимальный государственный контроль, вполне возможно, что подобное никогда бы не случилось". В связи с этим Павел Костылев обращает внимание на изменения в законе "О свободе совести и религиозных организациях", в который предполагается внести 18-ю статью, полностью посвященную осуществлению государственного контроля над миссионерской деятельностью. Естественно, что негативная реакция со стороны представителей православной общественности на слова религиоведа не заставила себя долго ждать.

Но надо понимать, что Костылев рассматривает проблему с чисто светской точки зрения. Для него основные выводы из убийства отца Даниила именно таковы, как он их описал. Действительно, деятельность отца Даниила много лет провоцировала его противников. Действительно, с точки зрения нормального секуляриста единственным верным способом ухода от повторения подобных ситуаций может быть только законодательное ужесточение миссионерской деятельности, причем всех религиозных организаций. И государство, строящееся на секулярных принципах, должно это ужесточение обеспечить, поскольку ему положено быть равноудаленным от любых конфессий. Все нормально.

Однако существует одно "но": а кто сказал, что мир, в котором мы живем, до сих пор остается секулярным? Очевидно, что для мира, в котором религия не имела общественного голоса и была вытеснена в частную сферу, все это прошло бы. Но разве это мы видим сейчас? Общий рост религиозности населения, кризис секулярной идеи и появление ведущих религиозных институтов в общественно-политической жизни страны позволяют исследователям говорить о наступлении постсекулярной эпохи. Что скрывается за этим названием, пока не очень понятно, но при этом очевидно, что мир качественно изменился.

Но Павел Костылев не очень-то верит в постсекулярное – это было озвучено им не один раз и это, конечно, его личное дело и право. Он пишет в статье: "Можно до бесконечности называть наш мир постсекулярным, но в нем действуют вполне секулярные законы". Но на наш взгляд, это не заслуга мира, а его проблема. Мир изменился, а законы остались старыми. Для совместного проживания в нашей стране как светских людей, так и активно религиозных должны быть основания, которые учитывают те традиции, которые присущи этим людям.

Известный немецкий философ Юрген Хабермас, который одним из первых в Европе заговорил о постсекулярном мире, в своей знаменитой речи в Баварской католической академии сказал: "Мировоззренческая нейтральность государственной власти, гарантирующей равные этические свободы каждому гражданину, несовместима с политическим распространением секуляристского мировоззрения на всех людей". Очень важное свидетельство от человека, по его же собственным словам, лишенного религиозного слуха.

А в мировоззрении Церкви активная миссионерская деятельность и неуступчивость в вопросах веры являются неотъемлемой и очень важной составляющей. И ее ограничение, по мнению Хабермаса, несовместимо с мировоззренческой нейтральностью государственной власти, которая говорит о многонациональности и многоконфессиональности нашей страны. Любое законодательное ограничение миссионерской деятельности – это насильственное возвращение в прошлую эпоху, в которой религиозному мировоззрению отводилась роль в социальном гетто. Европа давно столкнулась с подобными проблемами: "Можно подумать, что травлю Салмана Рушди, убийства в Голландии и т.д. – все это можно решать каким-то дополнением к законодательству о религиозных организациях. Какой-то чиновнический подход! А речь ведь идет об одной из главных тем "постсовременности" вообще", – пишет по этому поводу публицист Александр Морозов.

18-я статья закона "О свободе совести и религиозных объединениях" ничего не решит, поскольку она из того мира – из секулярного. Она только переведет всех активных миссионеров (не только православных) на нелегальное положение. А нелегальное положение только подогревает борьбу, как известно. Далеко ходить за примерами не надо, достаточно увидеть "священный" гнев публициста Кирилла Фролова в его блоге относительно статьи Павла Костылева. Но возврат в гетто вызовет у людей, вкусивших свободы, состояние протеста. В этом случае можно ожидать только активизации миссионерской деятельности. Отчасти это иллюстрирует активность в нашей стране радикальных исламистов, деятельность подавляющего большинства которых запрещена на территории России. Впрочем, и некоторые православные настроены довольно серьезно: "Костылевские статьи будут иметь обратный эффект – проснутся те, кто спит. И каждый священник и мирянин станет миссионером, человеком, ответственным перед настоящим и будущим", – пишет Кирилл Фролов. И число жертв при таком раскладе только увеличится.

Очевидно, что нам нужны совсем иные основания для совместной жизни граждан с разными мировоззрениями – не секулярные, какие-то другие. И здесь, господа богословы, философы, религиоведы, – ваш выход. Иначе у нас так и будут убивать священников и имамов, или страна снова превратится в секулярный концлагерь.

Источник: Богослов.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама