ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Особая миссия Владимира Хотиненко

"Поп" сослужил православию плохую службу

Евгения Леонова :: 25 ноября 2009

Фильм менял название несколько раз – "На реках Вавилонских", "Псковская миссия", "Преображение" – под этим названием фильм даже успели показать на кинофестивале российского кино в Выборге. Но на выходе картины в прокат решили обойтись без метафор и назвали ее просто "Поп". Оно и лучше. Уместней с точки зрения проката и больше соответствует сюжету, потому что речь в фильме не о Божественном Откровении и не о православной Псковской миссии, действовавшей во время Второй мировой войны на северо-западных территориях, оккупированных немцами, а о православном священнике – отце Александре (Сергей Маковецкий), совестливом человеке и патриоте, оказавшемся заложником пропаганды фашистов, большевиков и иерархов Православной Церкви за рубежом. Согласившись с тезисом зарубежников, что "Советы безбожные нам не родина", выпив чайку с митрополитом Виленским и Литовским Сергием (Юрий Цурило) и получив от него благословение, прихватив кошку и попадью (Нина Усатова), отец Александр с другими священниками отправляется в псковские земли, чтобы нести советским людям, "освобожденным" гитлеровской Германией, Слово Божие.

Уже из описания видно, что путаница на идеологическом уровне есть и без метафор. И неудивительно, если учесть, какими витиеватыми путями советские люди вообще и кинематографисты в частности прокладывают путь к православию. Владимир Хотиненко прошел через непротивление злу насилием в фильме "Макаров", живописал абсолютное, какое-то прямо онтологическое безбожие русских людей и позитивность ислама в "Мусульманине", показал, что настоящего христианина – спасителя родины можно вырастить только за рубежом ("1612"), и, наконец, добрался до коллаборационистского фильма, который уже встретили овациями на двух православных кинофестивалях – "Радонеж" и "Лучезарный ангел", что странно. Потому что, если разобраться, "Поп" служит православию плохую службу.

Во-первых, потому, что распространяет частную ситуацию одного честного человека на все явление в целом, а такой подход всегда делает картину уязвимой для критики даже со стороны людей, не искушенных в истории. Только ленивый не знает, что священникам, выбранным для осуществления миссии, вменялось в обязанность сотрудничество с немецкой властью, доносы на недовольных, выявление партизан и молебны о "даровании Господом силы и крепости германской армии и ее вождю Адольфу Гитлеру для победы над жидобольшевизмом". Да и среди самих священнослужителей нет единого мнения по поводу того, насколько цели миссии оправдывали средства.

Кроме того, картина для массовой аудитории любит равновесие. Это одна из причин, по которой в американских фильмах "плохой цветной" должен соседствовать с "хорошим". На подсознательном уровне такое равновесие рождает у зрителя чувство, что все происходящее на экране справедливо, а то, что справедливо, – верно, и это по-настоящему вовлекает людей в действие. "Поп" равновесие не соблюдает. "Наши" явно в загоне, потому что безбожники. Время от времени идеологическая подоплека сюжета пробует раствориться в идее, что людей вообще нельзя делить на большевиков и фашистов, потому что люди либо хорошие и способные к раскаянию, либо дурные и неспособные. На экране эта идея реализуется через отношение персонажей к отцу Александру. Хорошие его любят, плохие, понятно, нет. Полицай кричит ему в спину угрозы и крутит в руках маленькие, как для куклы, песочные часы, и когда полицая убьют, игрушечное "помни о смерти" хрустнет под каблуком партизана – так кончится время предателя родины. Отец Александр отказывается отпевать полицаев, не сумев оценить злую иронию ситуации. Батюшка никак не возьмет в толк, что выполняет такую же роль, как и те, среди которых, как говорят, тоже встречались "люди". Но ореол слова "предатель" распространяется только на мирян. Немецкий полковник русского происхождения тоже гораздо симпатичнее командира партизанского отряда, допрашивающего отца Александра. В роли полковника – Анатолий Лобоцкий, периодически играющий иностранцев. В советские времена их играли актеры с относительно прямыми носами. Нос у Лобоцкого небезупречен, зато в голубых глазах настоящее страдание из-за того, что "русский в нем спорит с немцем". Полковник крестится на каждый столб, любит колоть дрова и вешает партизан с брезгливостью благородного человека, которому приходится пачкать перчатки. За это (за то, что вешает, а не за брезгливость) батюшка отказывает полковнику от дома. Но потом прощает. Выборочный историзм – для наглядности, как те картинки, которые вырезает для детей отец Александр.

Во-вторых, настоящая пропагандистская лента – а перед нами, безусловно, пропагандистское кино – должна быть безупречной с точки зрения профессионального качества, а не напоминать сериал, порезанный под формат большого экрана и больше похожий на эпизоды, смонтированные из разных серий. Именно так выглядят по крайней мере три последних фильма Хотиненко (включая "Попа"), периодически снимающего сериалы и на глазах теряющего остроту зрения и контроль над собственным фильмом. То вдруг батюшку покажут глазами мухи – с искаженными цветом и перспективной. То при реставрации храма в селе, куда приезжает служить отец Александр, под изображением Сталина обнаружат икону Святого Благоверного Александра Невского. Понятно, что свято место пусто не бывает и что на месте иконы при смене власти вполне может появиться чей-то портрет, но это не значит, что эти вещи равны и взаимозаменяемы. Создать идола или двойной стандарт на экране проще простого. Надо лишь поменять зрение с человеческого на фасеточное или сопоставить лицо политика и лик святого, поставленных в один ряд и с успехом замещающих друг друга в любом необходимом порядке. Бесхитростная проговорка советского идолопоклоннического сознания. Которая крупно подставляет телекинокомпанию "Православная энциклопедия". Не меньше, чем отсутствие этики по отношению к иудаизму, проявляющееся в шутках по отношению к девочке Хаве, крещенной отцом Александром в православную веру и поэтому (так сказано в фильме) сохранившую себе жизнь.

История Псковской миссии не так безоблачна, как показано в фильме, а сложна и неоднозначна, так же как любая история, в которой интересы политики эксплуатируют духовные устремления человека. Фильм довольно ловко уходит от принципиальных вопросов, заменяя их казуистикой – "Народу нашему совсем плохо под немцами будет, не можем мы его оставить еще и без помощи Божьей" – и народной религиозной психологией. Эта психология готова принять казуистику на веру, не задумывается над тем, как это "мы", вернее – "они", будут осуществлять "Божью помощь", если осуществить ее может только сам Бог, и похожа на дебила-военнопленного, ходящего то со свастикой, то со свечой. Что дали, то и несет. Тему рабского сознания в фильме поддерживает хор рабов из "Аиды" и "On The rivers of Babylon" ("Boney M"), написанных на слова 136-го псалма "На реках Вавилонских" (отсюда одно из названий фильма) – сожаление о вере, родине и свободе, посещающее людей, когда все это утрачено. Но эта тема остается на полях, как и проявления Божьей воли. Ей отведено совсем мало места – в чудесах вроде таинственных шорохов за стеной и внезапных порывов ветра.

В фильме есть еще одна метафора, которая многое объясняет. Осень. Приемные дети отца Александра перебирают красные ягоды. "А что, – спрашивает попадью кто-то из детей, – клюкву тоже Бог дает?"

И клюкву тоже.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама