В нашей сверхцентрализованной стране в атмосфере идеологии, для которой "единство" является не просто важной, а всеподавляющей ценностью, региональное самосознание выглядит какой-то нелепицей. Мало того, для господ государственников в нем есть даже нечто предосудительное. Тем не менее, все более или менее привыкли к тому, что в России есть казаки и поморы со своим особым менталитетом.
Мы уже писали в Русском ревью о новгородском (№10) и прусском (№8) региональном самосознании. Но в случае Новгорода и Калининграда мы имеем дело с уникальной историей и культурой регионов. Особенности новгородской и прусской духовности вообщем-то легко объяснимы и могут быть сочтены "особым случаем".
Однако и другие регионы, даже не имеющие столь же уникальной истории, имеют свое особое мнение о том, кто они такие, каково их место в истории, духовной и культурной жизни России. Совершенно неожиданным для нас было знакомство с культом Олега Рязанского, весьма почитаемым в Рязани. В этом культе сконцентрировалось региональное самосознание рязанцев.
Напомню некоторые вообщем-то общеизвестные факты из учебника истории. Рязанщина принадлежит к первоначальному ядру древней Руси. Самостоятельное Рязанское княжество выделилось из Черниговского на рубеже XII-XIII веков. В домонгольские времена Рязанское княжество было одним из наиболее крупных и влиятельных. Рязань была большим городом с каменными храмами, своеобразной региональной субкультурой. Во второй половине XIII XIV веках рязанскик князья носили титул "великих князей" и в политико-правовом значении были равны князьям московским. Рязанское княжество было одним из наиболее сильных в военно-политическом отношении и играло одну из ведущих ролей в феодальных междоусобицах XII-XIV веков. Несмотря на ряд поражений от Москвы и связанных с ними неравноправных договоров, Рязань остается важным соперником Москвы до середины 80-х гг. XIV века. До второй пол. XVII Рязанская епархия находилась на границе Дикого поля.
По территории Рязанского княжества проходила засечная черта. На засечной черте проживали, охранявшие ее казаки (некоторые историки утверждают, что само слово "казаки" возникло именно в Рязанском княжестве). Казаки сильно отличались по своему менталитету и образу жизни от окружающего крестьянского населения. Казачий менталитет жителей засечной черты до сих сохраняет свое своеобразие.
Условия пограничья с кочевниками и борьбы с Москвой выработали особое героическое, воинское сознание её жителей. Никоновская летопись, при описании Скорнищевской битвы между Дмитрием Донским и Олегом Рязанским, приводит распространенную в Средние века среди москвичей оценку рязанцев: " рязанцы же люди сурови, свирепи, высокоумни, горди, чаятелни вознесошася умом...безумныя людища аки чудища" (цит по: А. Черенцов. "Скорнищевская битва на миниатюрах Лицевого свода XVI века" в: "Великое княжество Рязанское: историко-археологические исследования и материалы"/Отв. ред. А. В. Черенцовю М: Памятники исторической мысли, 2005). Окончательно Рязанское княжество было присоединено к Москве только в 1521 г.
В народной памяти рязанцев из всего домосковского периода истории до сих пор лучше всего сохранился великий князь Олег Иванович Рязанский (1350-1401). Великий князь Олег считал себя равным Московским князьям. Он то воевал, то выступал союзником Москвы. Сергий Радонежский в свое время мирил Олега и Дмитрия. От личного участия в Куликовской битве князь Олег уклонился, но послал в помощь Дмитрию свои полки.
В официальной московской историографии (и советской, и досоветской) Олега обвиняли в предательстве, в усобицах, препятствовавших Москве объединить Русь. В Рязани (и в советское, и в досоветское, и в наше время) считают эти утверждения клеветой.
Местное почитание князя Олега (Святого благоверного великого князя Олега) имеет давнюю историю. Не знаю, может быть, какой нибудь историк изучал традицию его почитания, но я таких материалов не нашел. Честная глава князя Олега считается чудотворной, равно, как и его кольчуга (если ее наденешь излечишься от всех болезней). Перед революцией обе реликвии хранились в Успенском соборе Рязани и привлекали толпы паломников.
До революции рязанцы обращались в Синод с просьбой причислить своего любимца к лику святых. Естественно, им было отказано. Одновременно с возрождением православия после 1988 г. на Рязанщине возрождается и культ Олега. Митрополит Рязанский и Касимовский (в 1972 2003 гг.) Симон при подготовке к прославлению Собора рязанских святых включил в него князя Олега, была подготовлена икона святого Олега. Но в последний момент Синод исключил Олега из списка рязанских святых. После этого, как рассказывали мне монахини Богородицерождественского Солотчинского монастыря, митрополит Симон утверждал, что день прославления князя Олега обязательно настанет. Тогда будет великое торжество в Рязани и на родине князя Олега наступит духовный и материальный расцвет.
Митрополит Симон уделял особое внимание возрождению Богородицерождественского монастыря в Солотче. Этот монастырь был учрежден князем Олегом. В нем был похоронен он и его жена Евпраксия. С 1994 г., когда в этом монастыре была возобновлена монашеская жизнь, он стал центром почитания князя Олега. Рязанский краеведческий музей передал монастырю честную главу Олега (кольчуга осталась в музее). И теперь, по утверждению монахинь, она вновь проявляет свою чудотворную силу. У гробницы святого не затухает лампада. Монахини утверждают, что великий князь Олег еще в молодые годы принял вместе со своей женой святой (ее святость также официально непризнана) Евпраксией монашеские обеты. Он был уникальным князем подвижником веры, князем монахом.
Монастырь пользуется любовью и заботой окружающего населения. Если в другие знаменитые монастыри Рязанской земли (Иоанно-Богословский мужской и Успенский Вышинский женский монастыри) приезжает больше паломников и туристов со всей страны, то Солотча – любимое место именно рязанцев (и верующих, и неверующих). Олег – великий подвижник земли Рязанской не только для православных, но и для преподавателей вузов города, для офицеров и чиновников. С большим почтением об Олеге отзываются старообрядцы и некоторые протестанты.
При архиепископе Павле, сменившем в 2003 г. митрополита Симона, произошел очередной всплеск почитания князя Олега Рязанского, в котором владыка играет не последнюю роль. Архиепископ Павел и губернатор Георгий Шпак, осознав насколько распространено почитание князя Олега, энергично поддерживают его культ. По благословению архиепископа Историко-архивный отдел епархии во главе с протоиереем Сергием Трубиным готовит новое большое собрание документов и свидетельств святости князя Олега. В публичных выступлениях архиепископ и губернатор не забывают вспоминать князя Олега. Осенью 2006 на Куликовом поле архиепископ Павел в присутствии Шпака торжественно освятил памятник рязанцам погибшим на Куликовом поле (по распространенному в Рязани мнению рязанское ополчение на Куликовом поле было самое многочисленное и самое смелое, победа была достигнута благодаря рязанцам, а не москвичам).
В чем причина такого всеобщего почитания князя Олега? Ведь в древней Рязани были и другие яркие личности, не менее достойные всеобщего почитания. Например, князи Ингвар (описанный в образе Евпатия Калаврата) или Мисаил Рязанский, миссионерствовавший среди язычников-эрьзян и мученически от их рук погибший. Одна из причин очевидна – каково рязанцам читать в учебниках истории, что они предатели, что они неверно поняли историческую закономерность и сразу не покорились московским князьям (которые вообще-то ничем не были лучше рязанских)? Для рязанцев, у которых особенно чтится воинская доблесть и преметом региональной гордости является непропорционально большое число героев во всех войнах, которые только вела Россия, эти обвинения особенно обидны. Нынешняя российская политкорректность требует так интерпретировать историю, чтобы, ни дай Бог, не обидеть национальные меньшинства. Но коренные русские жители регионов России тоже могут копить обиду на "историю в духе московского хамства".
По материалам источников: Русское ревью Кестонского института