Всероссийская научно-практическая конференция "Власть и религия в истории России" состоялась 30 ноября 1 декабря в Москве, в Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации (РАГС). Конференция приурочена к двум датам: 45-летию ведущей школы отечественного религиоведения – кафедре государственно-конфессиональных отношений РАГС и 40-летию журнала "Государство, религия, Церковь в России и за рубежом". В форуме принимают участие известные религиоведы, историки, представители правительственных структур, религиозных и общественных организаций.
Первое пленарное заседание было задумано как "историческое", т.е. проблему соотношения светской и духовной власти в России предлагалось рассмотреть в ретроспективе, однако оно сразу обрело полемический оттенок. Первым с актуальным докладом "Религия в системе властных отношений" выступил Андрей Себенцов действительный государственный советник РФ, начальник отдела по взаимодействию с общественными и религиозными объединениями департамента массовых коммуникаций, культуры и образования правительства РФ.
Свой доклад чиновник посвятил теме светскости государства, которая, как показали недавние дискуссии, является по-прежнему весьма актуальной в России. Так, утверждая, что светское государство руководствуется "принципом отделения религии (как мировоззрения) и всех религиозных организаций от властных функций государства", А. Себенцов заявил, что в России этот принцип пока не соблюдается. Он дал критический анализ современного состояния государственно-конфессиональных отношений в России и предположил, что к "нормальной" реализации принципа светскости российское государство придет, в лучшем случае, лет через 50. Пока же, по его мнению, дореволюционная традиция господства одной "правильной" религии преобладает в России. "Государство охотно пользуется поддержкой лидеров традиционных религий и на эту поддержку отвечает взаимностью: выделяет земли, финансы на строительство храмов, использует административный ресурс, в том числе для вовлечения населения в деятельность религиозных организаций и для подавления конкурентов", отметил докладчик.
А. Себенцов"У современного государства и РПЦ много общих интересов или таких задач, которые они могут решать только совместно", продолжил А. Себенцов и привел ряд примеров: это значимая роль государства в процессе воссоединения РПЦ и РПЦЗ, поддержка православного единства на Украине, восстановление позиции РПЦ в Афонских монастырях, получение храмов РПЦ в Италии, возвращение Сергиевского подворья на Святой Земле и т.д.
Однако в докладе были приведены и другие примеры: когда в силу особо тесных отношений светской власти и РПЦ "властные механизмы не всегда применяются там, где для этого есть все основания". Речь шла о трагическом убийстве о. Даниила Сысоева. Если бы в отношении этого миссионера, в деятельности которого Себенцов усматривает "признаки разжигания религиозной вражды", прокуратура выполняла закон, он мог бы остаться в живых, уверен чиновник. Кроме того, вопиющим примером "возбуждения религиозной розни" докладчик считает прошедшую в день похорон о. Даниила на канале НТВ передачу "Честный понедельник". В эфире общенационального телеканала зрителям предлагалось ответить на "провокационный" вопрос: как бороться с тоталитарными сектами? При этом ведущий программы, как подчеркнул А. Себенцов, причислял к "зловередным" сектам зарегистрированные и вполне лояльные религиозные организации. "Вряд ли это театр абсурда найдет достойный отклик в правоохранительных органах", отметил выступавший.
Подобное "искажение права более опасно для государства, чем недоказанная противоправная деятельность всех вместе взятых нетрадиционных религиозных объединений, произвольно записанных в тоталитарные секты", делает вывод госчиновник. Он убежден, что "объединение религиозной и государственной власти для подавления инакомыслия ... приведет к росту этого инакомыслия", как не раз уже было в истории. Резюмируя, докладчик подчеркнул: государство должно само соблюдать закон, а "власть церковная должна основываться на собственном авторитете и не вовлекать государство в решение идеологических и вероисповедных проблем".
Далее прозвучали два доклада, в которых речь шла о восприятии "симфонии священства и царства" в истории России. Историки Нина Синицына и Елена Емченко подробно рассказали о том, как принцип симфонии был реализован в XVI в. По словам доктора исторических наук Н. Синицыной, идея симфонии как "общечеловеческой нормы единения и согласия" сохраняет свою актуальность и сейчас.
Н. ЛисовойЭтот вывод вызвал критику следующего докладчика – историка, заместителя председателя Императорского Палестинского православного общества (ИППО) Николая Лисового. Он эмоционально убеждал участников конференции, что симфония – это не некая отвлеченная "норма", но реальная "парадигма взаимоотношений власти и Церкви, которая не меняется с Константиновских времен и до наших дней". Развивая свою имперскую концепцию "ореха" (Церковь как ядро, государство как крепкая скорлупа), Н. Лисовой говорил о необходимости во все времена тесной взаимосвязи Церкви и государства. Он с возмущением отозвался о концепции светского государства в трактовке А. Себенцова: по словам Н. Лисового, в "православной империи", каковой доныне является Россия, невозможно говорить о правовом равенстве РПЦ и "сект". "Как можно не понимать интересов 150-миллионного православного народа, отказывать ему в праве называться русским православным народом!" восклицал историк, подчеркивая, что сегодняшние россияне и современники Владимира Красное Солнышко – это "один и тот же народ".
Докладчик особое внимание уделил понятию "незримые структуры", которая, по его словам, определяет все основные вехи русской истории. Эти "незримые структуры" "нужны государству для укрепления своего места в политическом пространстве", и с этой точки зрения легко объяснить, например, что подлинным мотивом участия России в войнах XIX XX вв. является "православная солидарность". Мистическое "это" привело и к "чудесному" восстановлению Патриаршества в 1917 г. и в 1943 гг. "Мощная ось, сопрягающая Святую Землю и Святую Русь, воспроизводится в веках, она таинственным образом начала работать при Сталине и работает при Медведеве", заявил Н. Лисовой, добавив, что "научного аппарата не хватает, чтобы исследовать это, но оно работает, и только слепой не видит".
Пленарное заседание завершилось докладом завкафедрой государственно-конфессиональных отношений РАГС, профессора Ольги Васильевой, которая была далека от мистических трактовок истории. Она предложила собравшимся подробный рассказ о взаимоотношениях власти и религии на протяжении всего ХХ в., подчеркнув, что опирается на близкую ей концепцию епископа Смоленского Иоанна (Соколова) (сер. XIX в.), согласно которой "сила государства – самая враждебная для Церкви сила". По мысли О. Васильевой, замечание архиерея о том, что для Церкви опасны слишком тесные "объятия" государства, не потеряло своей актуальности и сегодня.
В первый день работы конференции состоялось несколько презентаций: сайта http://religio.rags.ru/ и электронной версии изданий кафедры, обновленного журнала "Государство, религия, Церковь", приложения к журналу "Вопросы религии и религиоведения", а также учебного пособия по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению "Религии России".
1 декабря участники форума работали по следующим направлениям-секциям: "Государственно-конфессиональные отношения в современной России – актуальные проблемы и перспективы развития"; "Наследие отечественного религиоведения: школы, направления, концептуальные подходы". В фойе по случаю конференции размещена выставка изданий кафедры государственно-конфессиональных отношений 1964–2009 гг.
Источник: Благовест-инфо