ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Чего я боялась, когда шла на фильм "Царь"?

Марина Шмелева :: 03 декабря 2009

Фильм Павла Лунгина "Царь" многие зрители ждали с нетерпением. Сказывалось и яркое впечатление от предыдущих работ режиссера, и отрывочные сведения о фильме в статьях о недавно скончавшемся Олеге Янковском, и просто желание посмотреть художественный фильм, который дал бы пищу для ума. И вот, наконец, картину привезли в Саратов. Собираясь на просмотр фильма в кинотеатр "Победа" я поняла, что и жду просмотра, и в то же время боюсь его. Чего же я боялась?

...что фильм будет очень страшным, наполненным кровавыми сценами, физиологическими подробностями казней и убийств.

Знакомые, посмотревшие этот фильм раньше меня, рекомендовали его как "очень мрачный, тяжелый и кровавый". Несмотря на то, что сама я смотрю в основном старое доброе кино, "Царь" не произвел на меня такого впечатления. Конечно, сцены убийств, казней присутствуют и сняты они достаточно реалистично. Да и странно было бы, если режиссер, снимающий фильм с эпиграфом "Грозный царь – грозное время", ограничился бы длинными монологами за чашкой чая. Но при этом Павел Лунгин, на мой взгляд, не переборщил с кровавыми сценами. Они сняты не "сами для себя", не для того, чтобы поужаснее было, как во многих современных фильмах, а к месту, со смыслом и без смакования подробностей. К слову сказать, на мрачность фильма сетуют почему-то те люди, которые запросто и по преимуществу смотрят фильмы про маньяков, вампиров и всемирные катастрофы.

...увидеть, как простой смертный человек играет святого

Один знакомый актер сказал мне как-то, что человек на сцене не может сыграть кого-то, кто внутренне выше и богаче его самого. Выше головы не прыгнешь. Я полностью с ним согласилась. Именно поэтому никогда не смотрю фильмы про Христа, с какими благими намерениями они бы не снимались. Человек Бога сыграть не может, ему это просто не под силу.

Со святыми вроде бы проще – они были людьми, но в то же время людьми преображенными, иными для этого мира. Очень было боязно, что в исполнении уважаемого мною Олега Янковского получится фальшивка, посмотрев на которую захочется сказать знаменитое: "Не верю!".

И этот страх, к счастью, не оправдался. В отзывах на фильм приходилось читать, что святитель Филипп мало молится, мало крестится и вообще выглядит недуховно. А на мой взгляд, в этом и проявляется какое-то внутреннее целомудрие актера. Он даже и не пытается изобразить (да поэффектнее) внутреннюю духовную жизнь святого. Святитель Филипп в его исполнении трезв, спокоен, по-монашески собран и немногословен. Режиссер и актер рисуют его образ без слащавой елейности и показного пафоса с одной стороны, и без мятущихся страстей всем напоказ с другой.

Вообще образный строй фильма напомнил мне древнерусскую новгородскую икону. Образы цельны и монументальны. Строгие лики приковывают внимание. Деталей немного и все они выражают суть конфликта главных героев. На форуме "Роскино" один из участников пафосно восклицал: "Где деревянная Москва, поражавшая иностранцев? Где царь, покоривший Астрахань и Казань?". На что другой резонно ответил: "Хотите посмотреть про взятие Казани? В чем проблема – снимайте!"

...боялась увидеть Иоанна Грозного

Царь Иоанн Васильевич – одна из самых одиозных, неоднозначных фигур русской истории. И казалось, противоречие вызовет любая подача его образа. Странно было бы узнать, что он, оказывается, хороший, умный правитель, исключительно для пользы дела загубивший несколько тысяч своих подданных. И в то же время, образ одержимого маньяка-убийцы – тоже ведь не правда или, по крайней мере, не вся.

Павел Лунгин и Петр Мамонов показывают страстного, грешного, – но человека. Человека, у которого жива душа, но странно двоится совесть. Это не обличение или восхваление со стороны. Это внутреннее сопереживание, стремление понять, как верующий человек может дойти до такого беззакония, твердо заверяя, что он во всем грешен, а в общем-то свят. И еще вопрос – а мы-то, мы-то сами не такие ли? Хотя бы чуть-чуть?

И при этом у автора нет желания очернить, посмаковать некрасивые подробности личной жизни Иоанна Грозного. Это отрицание такого понимания царя и царства, поединок с героем, но поединок честный, открытый.

...боялась поругания Церкви

Если быть точной, бояться этого начала уже в кинотеатре в первые минуты показа. Вернее, была ревность о вере, о том, как поймут далекие от Церкви современные зрители многие сцены. Царь, постоянно читающий Апокалипсис и молящийся в комнате-келье, казнящий при этом реальных и мнимых изменников, святитель, молча взирающий на беззаконие – все это наводило на далеко идущие размышления.

Но со временем этот страх тоже прошел. От сцены к сцене все яснее становилась внутренняя сила святителя Филиппа. Фильм не доказывает истины веры какими-то эффектными жестами. Но твердая, не напоказ, решимость умереть за святителя монахов Тверского монастыря, очень бережно показанное чудо, слова обличения святителем царя, сказанные с болью в сердце, убеждают, к моему удивлению, и наших современников. Недаром на форуме несколько раз попались высказывания о том, что фильм сильный, интересный, вот только Церковь уж больно хорошо показана.

...боялась недоброго отношения к истории родной страны

К слову сказать, мне она совсем небезразлична. И когда в свободолюбивых газетах и на волнах радиостанции "Эхо Москвы" начинают поливать ее грязью, меня это очень задевает. Но после просмотра фильма "Царь" у меня вызывают удивление обвинения в ненависти к России в адрес Павла Лунгина. Ведь не он же первый назвал царя Иоанна IV Грозным. И не он первый рассказал об убийстве святителя Филиппа, умолчав, между прочим, о собственноручном убийстве царем преподобномученика Корнилия Псковопечерского.

Странно и страшно видеть, что для русских патриотов любой правдивый исторический рассказ воспринимается как оскорбление и поругание Отечества. Вот, например, автор книги Царств не скрывает и темные подробности из жизни псалмопевца царя Давида, образ которого был очень дорог еврейскому сердцу. И мы видим, как царь плачет о своих грехах, кается. А рассуждал бы в духе поклонников Грозного – подумаешь мол, убил какого-то одного мужа одной женщины, – и не было бы у нас пятидесятого псалма.

А русские патриоты готовы писать и говорить, что Грозный убил всего лишь тысячи четыре своих соотечественников. Да дело даже не в царе, а в нежелании честно взглянуть на историю своего народа. Как будто Родину можно любить, только если история ее безупречна.

...боялась смотреть в кинотеатре

Наверное, лет пять не смотрела ничего в кинотеатре. В основном фильмы смотрю на дисках – либо одна, либо в компании единомысленных людей. И потому смотреть такую картину в окружении молодых людей, жующих попкорн и отпускающих неуместные остроты, поначалу было очень тяжело. Но постепенно остроты смолкли, попкорн жевать перестали. А у меня крепло чувство уважения к режиссеру, какое бывает по отношению к искусному оратору, который, начав говорить в совершенно разношерстной аудитории, всех заставил замолчать и задуматься. И если не принять свою позицию, то хотя бы вступить во внутренний диалог с автором.

...боялась потерять время

И того тяжелого чувства, когда ждешь события, а получаешь сверкающий мыльный пузырь. Так, к примеру, посмотрела фильм "Адмирал" – спецэффекты, голливудские лица и ... ни о чем. Понять отношение автора к героям очfoto8_9.jpgень сложно, практически невозможно. Политкорректно, одним словом.

Павел Лунгин не боится открыто высказать свою позицию. Два часа наряженного сопереживания фильму, от которого невозможно укрыться в собственные мысли ни на минуту. Он требует внутреннего ответа. Причем порой ответа и на глубоко личные вопросы. Перед зрителем фильм-притча, в которой каждый видит свое. Петр Мамонов в интервью на "Радио Свобода" точно подметил особенность языка режиссера: "Никакой настырности нет, и зрителю есть место, куда ему идти. Понимаете, о чем я говорю? Это очень важная для художника вещь – высказать свою позицию, но чуть-чуть недоговорить, не до конца, оставить место слушающему, читающему, смотрящему, чтобы он пошел".

Очень приятно отметить, что на фоне современного кинематографа, где даже детские фильмы принято снимать с чувственным подтекстом, где основную ставку делают не на сильные мысли, а на эмоциональное воздействие, "Царь" очень трезвый и трезвенный фильм. Никаких полупристойных сцен, никаких вкрадчивых мелодий, работающих на подсознание. Автор прямо и честно обращается к сознанию зрителя, избегая соблазна дешевой популярности.

Фильм Павла Лунгина "Царь" вызывает потоки ненависти и восторга, бурные дебаты и споры. Значит – удался.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама