ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Неслышащие православные молятся голосом и жестами ылся первый в России храм для неслышащих людей

18 лет назад в бывшем Симоновом монастыре откр

08 декабря 2009

Слезинка воска тает на свече. Справа от царских врат священник за аналоем непривычно для меня читает Херувимскую песнь. "Всякое ныне житейское отложим попечение" – долетают слова.

Произнося "попечение", иерей показывает руками так, будто отодвигает в сторону что-то тяжелое. Стоящие напротив верующие глазами "читают" и вторят такими же движениями. От выглянувшего за окном солнца на освещенной стене храма проступают жесты-слова общей молитвы.

Необычные богослужения проходят в православном храме Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова монастыря. Вот уже 14 лет тут совершают службы одновременно голосом и жестами. С 1993 года по благословению патриарха Алексия II этот храм передали общине неслышащих и слабослышащих православных христиан. Первые молитвы после 80 лет вынужденного безмолвия при советской власти зазвучали из уст неслышащих людей.

Язык создавали сами

Храм для служения на жестовом языке выбрали не случайно. Главное требование к архитектуре здания – оно не должно было иметь внутренних столпов, мешающих неслышащим видеть малейшие манипуляции пальцев служителя. И еще находиться в центре города, что немаловажно для людей из удаленных районов столицы.

А многие прихожане приезжают из Подмосковья и близлежащих областей, тратя на дорогу больше трех часов.

– "Вначале было слово..." и этого слова они были лишены, – я слушаю неторопливый рассказ о. Андрея, настоятеля храма Тихвинской иконы Божьей Матери бывшего Симонова монастыря.

Для первой литургии попробовали привлечь сурдопереводчиков. Но практики перевода богослужений, которые ведутся на церковно-славянском языке, на жестовый язык не было, как не было и подходящих жестов, понятных неслышащим. Пришлось о. Андрею самому стать переводчиком и заговорить на "языке рук". Неслышащие люди подсказывали, как найти правильный жест, который бы соответствовал смыслу церковно-славянского языка.

– Слово "грех" – большими пальцами показываем направление к сердцу – словно стрелы, пронзающие человека, – объясняет о. Андрей. – "Богородица" – сложный жест, не сразу появился. Он состоит из двух слов: "Бог" и "рождение". Жест, показывающий путь рождения младенца, использовать нельзя. С догматической точки зрения мы вступаем в противоречие. Ведь Богородица осталась девой, мы не знаем, как Христос родился. С помощью неслышащих людей мы нашли замену этому жесту, изображая младенца, которого женщина качает на руках.

Без запинки, будто слышат

Всю службу настоятель и помогающий совершать литургию священник обращены лицом к прихожанам. Царские врата сделаны по-особому. Они низкие, и даже когда во время приготовления причастия батюшка молится в алтаре за закрытыми вратами, его слова звучат и видны прихожанам: "Приимите, едите, сие есть Тело Мое..." И благоговейно крестятся верующие.

В богослужении нет никаких пауз, как будто каждый его участник может слышать. А ведь из трех священнослужителей храма слышащий лишь отец настоятель – протоиерей Андрей Горячев.

Диакон о. Павел Афанасьев – слабослышащий, а священник о. Валентин Терехов – неслышащий.

На службе о. Валентин стоит вполоборота и видит жесты о. Андрея. Богослужение совершается неспешно, в одном ритме, что помогает уловить этот ритм и подстроиться.

После литургии узнаю, что о. Валентин потерял слух во время службы в армии. И первое время не мог обрести себя ни среди слышащих, ни в рядах неслышащих. Потом стал прихожанином Тихвинского храма, пошел на курсы жестового языка, стал чтецом-сурдопереводчиком, а через некоторое время окончил Свято-Тихоновский Богословский институт и был рукоположен в сан священника. Он – единственный православный неслышащий священник.

В храме Тихвинской иконы Божией Матери из 16 работающих 13 – инвалиды по слуху.

"Особенным" прихожанам сложнее выразить мысль

Часть храма отгорожена ширмой. Время от времени батюшка вызывает прихожан, и они скрываются за ней от посторонних глаз. Там совершается "тайна исповеди". Так неслышащий чувствует себя более защищенным: никто не может, пусть и случайно, увидеть движения его рук, понять, что он говорит.

"Особенным" прихожанам сложнее сосредоточиться и выразить свои мысли. Исповедь поэтому проходит дольше обычного.

– Вначале, когда я служил один, на Вербное воскресенье к нам приехали 40 неслышащих паломников из Волгограда.

Все они исповедовались впервые в жизни. Поэтому служба закончилась в 11 часов вечера.

Между тем, по нормам сурдопереводчиков, уже через полчаса работы на языке жестов нужно делать перерыв. В центре храма на аналое лежит икона Богородицы "Умягчение злых сердец". Образ написал слабослышащий верующий, и икона уже 6 лет мироточит. Гирлянды цепочек и колец – как видимые свидетельства благодарности за чудесную помощь – украшают Божию Матерь.

Замечаю, что некоторые иконы установлены в храме парами: два образа целителя Пантелеймона, два – святителя Николая Чудотворца. Один из образов – резной, чтобы слабовидящие и незрячие могли прикоснуться и "прочитать" руками. С 2000 г. в храм стали приходить слепо-глухие люди.

– В первый момент это было потрясением для наших прихожан, – вспоминает настоятель, – они увидели, что есть люди, которым еще тяжелее, еще труднее, чем им. И сразу же начали помогать: в руках слепо-глухого человека стали переводить жесты, которые видели во время службы. Вот таким образом слепо-глухие люди воспринимали службу через тактильный перевод.

Хора здесь нет. Сами прихожане речитативом произносят все, что в обычном храме поет хор. Они "поют" как могут: кто словами, кто звуками, кто жестами, кто мимикой, стараясь воспроизвести слова.

Благая весть на всех голосах

Чтобы подать записку на молебен, подхожу к свечному ящику. Девушка, которая только что "подпевала" жестами вместе с другими прихожанами "Отче наш", прекрасно меня понимает.

Те, кто здесь уже около 20 лет, свободно могут общаться с говорящими людьми. А ведь поначалу сам факт общения в многоголосом мире вызывал страх. Сейчас инвалиды по слуху самостоятельно ездят в паломнические поездки и могут исповедаться у священника в обычном храме.

– Я спрашиваю у них: "А как же ты понимаешь, какой момент службы?" "Да очень просто – отвечают они, – Если первый раз диакон вышел, значит, начало службы. Когда второй раз вышел – "паки и паки". Они знают наизусть всю службу.

Один случай порадовал о. Андрея и поразил до глубины души. В храм пришла женщина и рассказала, как после смерти супруга нигде не могла найти утешения. "У вас здесь я так душевно поговорила с глухой работницей свечного ящика. Она, глухая, меня так утешила, так поддержала", – благодарила за участие женщина.

К сожалению, бывает и другая реакция. Не всякий может набраться терпения и слышать голоса глухих.

...Раннее утро, но, на удивление, спать не хочется вовсе. Присутствие полное, удивительная сосредоточенность.

Посторонним мыслям нет места: слух и зрение дают так много информации сознанию. К концу службы мне уже самой хочется сбросить скованность и включиться руками в литургию. Я чувствую, вижу и понимаю, как Евангелие проповедуют на "иностранном", таком понятном, языке жестов.

Справка "ВМ"

В Москве инвалидов по слуху (по данным бюро медико-социальной экспертизы) 6062 человека. На учете Московского общества глухих стоят 11 869 человек (в том числе 2 тысячи детей).

Сейчас во всех округах Москвы действуют 70 клубов общения глухих, которые работают на базе центров социального обслуживания.

Кстати

Когда-то величественный Симонов монастырь, основанный в XIV в. учеником Сергия Радонежского Федором, насчитывал 6 храмов. За годы советской власти 5 из них взорвали, а огромный белокаменный собор Тихвинской иконы Божией Матери уцелел лишь чудом. Из пяти башен остались всего три. Монастырские постройки, имеющие около 70% износа, нуждаются в реставрации.

Храм стал родным домом для более чем 100 неслышаших и слабослышащих. Община храма окормляет 7 интернатов для неслышащих и слабослышащих детей в Тамбовской, Брянской, Калужской и других областях России.

В этом году 11 декабря бывший Симонов монастырь отмечает 630-летие.

ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ

Почему непопулярна профессия сурдопереводчика?

Кирилл ЩИТОВ, депутат Мосгордумы:

– Эта профессия достаточно сложная, как и любой труд, связанный с лицами с ограниченными физическими возможностями. К сожалению, не все готовы к открытой работе с такими людьми. Это психологически тяжело.

7 декабря 2009

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама