ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

"Столетние юбилеи старообрядческих общин"

25 января 2007

2 января 1907 г. Владимирским губернским правлением была зарегистрирована община старообрядцев безпоповщинского поморского брачного согласия, проживающих в слободе Мстёре и деревнях Дудкине, Сизове, Серкви и Б. Холмах, Вязниковского уезда, с распространением деятельности ея на деревни Пивоварову, Андреевскую, Ильино и Иваньково, Судогодского уезда.

Мстёра (до начала XX в. – Богоявленская слобода Мстёра), поселок городского типа в Вязниковском районе Владимирской области. Расположен в 14 км от железнодорожной станции Мстёра (на линии Ковров – Нижний Новгород). В настоящее время это один из крупнейших в России центров бытования традиционных художественных промыслов – лаковой миниатюры на папье-маше, вышивки и ювелирных изделий.

Максим Грек.

Мстёрская икона XIX в

Первое упоминание о Богоявленском погосте на реке Мстёре, относившемся к вотчине князей Ромодановских, встречается в писцовых книгах за 1628 г. Низкое плодородие земли, с одной стороны, и водный путь, связывающий село через Клязьму, Оку и Волгу с крупными торговыми городами Поволжья, с другой,

Рожество Христово. Мстёрская икона конца XIX в

способствовали раннему развитию ремесел. Крупнейшее из них – иконописание – возникло в XVII в. в Богоявленском монастыре и к концу XVIII в. широко распространилось по всей слободе, став основным занятием мужского населения. Особого развития художественные ремесла Мстёры (производство икон и церковной утвари, вышивка гладью) получили после реформы 1861г.

К началу 1930-х гг. бывшим художникам-иконописцам пришлось освоить технологию изготовления изделий из папье-маше, украшенных миниатюрной живописью. При этом им во многом удалось сохранить стилистику древнерусской иконописи. В 1931 г. была основана артель "Пролетарское искусство" (с 1960 г. – фабрика).

В Мстёре проживало немало староверов-поморцев. Ниже мы размещаем статью краеведа из поселка Мстёра Владимирской области Владимира Вячеславовича Борисова, повествующую о Мстёрской старообрядческой общине.

МСТЁРСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА ВЯЗНИКОВСКОГО УЕЗДА ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ

Mcтёра относится к довольно древним селениям Владимирщины. До революции это торгово-промышленная слобода. Мстёрский краевед И.А.Голышев в 1865 г. отмечал, что около половины ее жителей – старообрядцы разных согласий. По официальным данным это число значительно ниже. Так, в 1768 "записных раскольников" в слободе числилось 202 чел.1, а всего, по ревизии 1763 г., проживало 1309 чел., не считая церковнослужителей2. К 1856 г. (10-я ревизия) население Мстёры увеличилось вдвое. По вероисповеданиям оно распределялось следующим образом: представителей официального православия было 1774 чел., единоверцев – 473, старообрядцев – 3733. Таким образом, официально старообрядцы составляли 14-15% от общего числа мстерян.

В слободе Mстёре, как, впрочем, и по всей стране, проводилось привлечение старообрядцев в лоно официальной церкви. "Для утверждения в вере колеблющихся, – отмечалось в 1865 г. во "Владимирских епархиальных ведомостях", – и удержания их от падения и раскол для вразумления раскольников и привлечения их к единой снятой соборной и апостольской церкви"4 во Мстёру был прислан епархиальный миссионер И.К.Успенский. С 1864 по 1876 (1877) гг. в слободе действовало православное церковное братство при церкви Богоявления Господня, в уставе которого было записано, что оно "имеет целью служить нуждам и пользам православной церкви, противодействовать посягательствам на ее права со стороны иноверцев и раскольников"5. В 1879 г. во Владимире основано братство святого благоверного великого князя Александра Невского. Одно из направлений его деятельности, как указано в уставе, –"противодействовать расколу"6. Во Мстёре было открыто его отделение.

Некоторые результаты деятельности миссионера и братств во Мстёре были. На страницах "Владимирских епархиальных ведомостей" встречаются записи о присоединении старообрядцев к официальной церкви. Если в 1865 г. отмечалось, что "нелегко отстаивать права веры и церкви в такой местности, где раскол смешан с православием и не без надежды ищет преобладания над ним"7, то в 1914 г. – "самый раскол здесь... довольно неподвижен... молодое поколение стоит ближе к православной церкви. Многие из них посещают православные храмы в дни бракосочетаний и особенно погребений своих родственников из православных"8.

Несмотря на все усилия, искоренить старообрядчество в слободе не удалось. 17 апреля 1905 г. был подписан именной высочайший указ "Об укреплении начал веротерпимости", а 17 октября 1906 г. – указ "О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин". В январе 1907 г. владимирская пресса сообщала: "Определением Владимирского губернского правления от 2 января 1907 г. внесена в реестр старообрядческих общин община старообрядцев безпоповщинского поморского согласия, проживающих в с. Мстёре и деревнях Рудкине (правильно: Дудкине. – В.Б.), Сизове, Серкове и Больших Холмах Вязниковского уезда с распространением деятельности её на деревни Пивоварову, Андреевскую, Ильино и Иваньково Судогодского уезда. Это первая легализированная на основании нового положения о старообрядцах старообрядческая община во Владимирской епархии"9. Как видно из сообщения, в общину вошли старообрядцы, жившие в разных населенных пунктах, которые располагались друг от друга на расстоянии нескольких десятков вёрст. Поэтому для общественных богослужений и проведения обрядов были устроены несколько молитвенных домов в разных селениях: в слобода Мстёре – при доме Алексея Васильевича Занцева, в д. Дудкино – при доме Ивана Николаевича Тарасова10.

Для нормальной жизнедеятельности общины избирались настоятель и Совет. Настоятелем Мстёрской общины с 1907 г. был Иуда Семёнович Шуенков (род. В 1857 г.), крестьянин д. Ильино Воскресенской волости Судогодского уезда11.

Совет общины состоял из председателя и 3-4 членов. Первым председателем Совета в 1907–1912 гг. был Андрей Матвеевич Чириков (18.08.1860 – 11.05.1912), владелец иконописного заведения во Мстёре12. После его смерти на эту должность избран член Совета общины с 1907 г. Степан Алексеевич Суслов (12.12.1877 – после 1918), совладелец иконописного заведения наследников Алексея Ивановича Суслова во Мстёре и клеёночной фабрики торгового дома "Тарасовы и Сусловы" в д. Дудкино13. Степан Алексеевич был весьма деятельной личностью. Мстёрское сельское общество избирало его своим волостным старшиной и в 1917 г. гласным Вязниковского уездного земского собрания по новому всеобщему избирательному праву. В 1918 г. семья С.А. Суслова по ряду обстоятельств переехала в Сибирь14.

Членами Совета Мстёрской обшины в разные годы с 1907-го по 1917-й были крестьянин слободы Мячково Гороховецкого уезда, проживавший во Мстёре и имевший здесь торговую лавку, Андрей Иванович Бурдин (22.11.1864 – 03.08.1934)15, владелец торговой лавки во Мстёре Иван Егорович Бурдин16, владелец фольгоуборного заведения во Мстёре Алексей Васильевич Занцев (18.02.1876 – около 1915)17, упомянутый выше Степан Алексеевич Суслов, Василий Матвеевич Чириков (род. около 1868 г.)18.

О деятельности общины при советской власти практически ничего не известно. По воспоминаниям старожилов, в 1920-е годы, годы гонений и репрессий священнослужителей и верующих всех исповеданий, настоятелем Мстёрской общины был А.И. Бурдин. В документах Вязниковского райисполкома, хранящихся ныне в Государственном архиве Владимирской области, имеются сведения о раскулачивании А. И. Бурдина в 1930 г. по 2-й группе как бывшего крупного торговца и "настоятеля религиозной секты Поморцев"19. Община была закрыта, точная дата ее закрытия автору настоящей статьи не известна.

В.В. Борисов

(Опубликовано в: Старообрядчество: История, культура, современность. Материалы VII научной конференции "Старообрядчество: История, культура, современность", посвященной 100-летию издания указа "Об укреплении начал веротерпимости" и 100-летию распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища. 22-24 февраля 2005 г. Москва – Боровск. Т. I. М., 2005)

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Голышев И.А. Богоявленская слобода Мстёра: История, древности, статистика и этнография // Труды Владимирского губернского статистического комитета. Вып. IV. Владимир, 1865. С. 137.

2. Фролов Н. Загадки старой Мстёры // Владимирский край (Ковров). 2001. № 12.

3. Голышев И.А. Указ. соч. С. 6.

4. Извлечение из отчета о действиях Богоявленского православного братства в слободе Мстёре Вязниковского уезда Владимирской губернии за первый год его существования, с 14 октября 1864 года по 14 октября 1865 года // Владимирские епархиальные ведомости (ВЕВ). 1865. № 23. Ч. неофиц. С. 1321-1333.

5. Устав общества православного церковного братства при церкви Богоявления Господня в слободе Мстёре Владимирской губернии Вязниковского уезда // ВЕВ. 1865. № 3. Ч. неофиц.С. 166-172.

6. Устав Владимирского братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского // ВЕВ. 1879. № 23. Ч. офиц.С. 628.

7. Извлечение из отчёта о действиях Богоявленского православного братства в слободе Мстёре Вязниковского уезда Владимирской губернии за первый год его существования, с 14 октября 1864 года по 14 октября 1865 года.

8. Отчет о деятельности Владимирского Православного братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского за 1913-1914 братский год // ВЕВ. 1916. № 2. Приложение. С. 35.

9. Епархиальная хроника // ВЕВ. 1907. №2, Отдел неофиц. С 28.

10. Архив отдела ЗАГС округа Вязники Владимирской области (Архив ЗАГС). Книга брачных записей Mcтёpcкoй старообрядческой общины поморского брачного согласия за 1908 г.

11. Там же. В молитвенный дом христиан-старообрядцев безпоповщинского поморского брачного согласия семейный список (Семейный список). № 58. 2 октября 1907 г.; Там же. Книга о родившихся Мстёрской старообрядческой общины Вязниковского уезда Владимирской губернии за 1907 г.

12. Там же. Семейный список. № 12. 1 декабря 1907 г.; Библиотека Вязниковского историко-художественного музея. Описание фабрик, заводов и торгово-промышленных заведений Вязниковского уезда 1911 г. № 3100. Рукопись.(далее – ОФЗ 1911 г.).

13.Архив ЗАГС. Семейный список. № 1. 11 июня 1907 г.; ОФЗ 1911 г. № 3102; Личный архив Борисова В.В. (ЛАБВВ). № 680: Доверенность И.А. Андрющину от заведующего торговым домом "Тарасовы и Сусловы" С.А. Суслова 14 декабря 1910 г.; Там же. № 681: Доверенность И.А. Балакину (Андрющину) от членов торгового дома "Тарасовы и Сусловы" С.А. Суслова и наследников И.А. Суслова.

14. Модоров Ф. Семья Сусловых // Выставка произведений заслуженного деятеля культуры РСФСР Дмитрия Степановича Суслова (1907–1964). М., 1966. С. 18.

15. Архив ЗАГС. Семейный список. №6. 3 февраля 1908 г.; ОФЗ 1911 г. № 3116; ЛАБВВ. №3516: Воспоминания Г.В. Соловьёвой. 16 марта 2003 г.

16. ОФЗ 1911 г. № 3131.

17. Архив ЗАГС. Семейный список. № 2. 11 июня 1907 г.; ОФЗ 1911 г. №3063; ЛАБВВ. № 2856: Воспоминания Л.К. Рожковой. 20 мая 2001 г.

18. Архив ЗАГС. Семейный список. № 63. 5 мая 1924 г.

19. Архивная справка Государственного архива Владимирской области № Р-61 от 03.09.2002. Хранится у К.А. Митяшиной, п. Мстёра; копия – ЛАБВВ. № 3529.

По материалам источников: Староверы в Рыбацком

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама