Старообрядческие деревни.
Маршрут автобуса Филино – Диево-Городище проходит по бесконечной безлесной равнине, когда-то поделенной на колхозные поля.
Направляясь в Глухово, мы сошли в Пестрецово, большом селе относительно близлежащих деревень. Дальше путь лежал по тропе через середину очередного бесснежного поля.
Эти места издавна были заселены старообрядцами подальше от города: Пестрецово, Глухово, Павликово, Павлеиха. После 1905 года, когда вышел царский указ о свободе вероисповедания, здесь стали строиться старообрядческие церкви, совсем небольшие, деревянные. Глуховская церковь св. Троицы такая же, построена в 1912 году.
На великий праздник Рожества Христова она даже тесна. Здесь не только местные пожилые жители, но и их дети, специально приехавшие из Ярославля. Сегодня особенно много молодежи и малых деток.
В Троицкой церкви служит о. Тимофей Овчаров, молодой священник, которому сегодня помогают чтецы Антоний Жомов и Михаил Ремнев, студенты ярославских вузов.
Мужской и женский хоры поют слаженно, красиво, вдохновенно.
По окончании службы матушка Наталья обращается к прихожанам. Сегодня она и маленькие Феодосия, Дарья и Ксения приготовили рождественские стихи и песни.
Взрослые дарят детям подарки и поздравляют друг друга с праздником.
Славим Христа.
В то время, как прихожане разъезжаются отмечать праздник в семейном кругу, о. Тимофей приглашает нас к себе на обед.
Бывший гостиный дом, в котором он сейчас живет, принадлежит приходу и находится совсем рядом с церковью.
После молитвы мы приступаем к трапезе. Необходимо отдохнуть, ведь для нас служба не закончилась. Скоро мы пойдем по деревне славить Христа.
Смысл обряда состоит в том, чтобы провести краткую службу в доме верующего. Особенно это важно для тех, кто не смог посетить церковную службу из-за хвори или отдаленного проживания.
Раньше мы ходили большой молодой компанией, вспоминает Антон Жомов. – Приезжали братья и сестры отца Тимофея, собиралась другая молодежь.
Деревня пуста.
Эти дома уже вымерли, эти посещаются только летом, поясняет о. Тимофей. – Мы посетим все, где еще живут христиане.
Заходим в первый дом. Хозяйка ждет нас. Мы проходим к Красному углу с образами и начинаем песнопения. Старушка в это время идет за кошельком. По формальной традиции она должна нас чем-нибудь одарить. В основном награждают десятирублевыми купюрами, но бывает, что и натуральными продуктами.
У нас тоже есть свой подарок – хороший лечебный чай и коробка конфет.
Мы идем в следующие дома. Почти везде одинокие бабушки. Кое-где они собираются вместе в одной избе. Дома у всех деревянные, требующие ежедневного внимания и труда, некоторые без газа и водопровода. Внутри все чисто и просто. Постепенно исчезающий уклад жизни, проходящей в постоянной тишине и нескончаемых заботах.
В этом случае посещение дома священником – событие значительное.
А вот дом, у которого стоят машины и молодежь. Внутри музыка, застолье. Мы приходим сюда уже под вечер. Нас, похоже, уже и не ждали, но очень обрадовались. Женщины и девушки надевают платки, все встают у Красного угла и начинается пение. Хозяйка подпевает, остальные слушают. Затем присутствующие подходят ко кресту. Все поколения старообрядческой семьи собрались здесь на праздник.
В каждом доме о. Тимофей долго потом разговаривает с хозяйкой, обычно женщиной преклонных годов. У каждой свои хвори и сожаления, которые не отменяют ежедневных забот, а потому еще сильнее напоминают о себе. Психологический груз этой ноши хочется разделить со священником. Особенно чувствуется эта потребность у тех, кто уже не в состоянии посещать церковь. В этих домах специально ждут батюшку, ближе к вечеру все больше опасаясь, что он не приедет. Иногда невозможно видеть слезы, с которыми нас встречают.
Стемнело. Мы уже давно обошли все Глухово и теперь разъезжаем по окрестным деревням.
Мы добираемся до Ярославля. Здесь тоже живут старообрядцы и тоже ждут нашего посещения.
А мы уж думали, батюшка, что ты не приедешь, причитает хозяйка. Хотела звонить, да боялась побеспокоить.
За один день невозможно посетить всех. Тем более, что задержались в семье другого типа. Здесь хозяева среднего возраста, предприниматели, обустраивают многоэтажный особняк. Они тоже уроженцы этих мест, старообрядцы. После прославления нас приглашают пить чай. Здесь не жалуются на недомогания, просто рады нашему визиту. Мы обсуждаем жизнь старообрядческой общины и программу деятельности ЦДДК "Старая Русь".
Рождественская погода.
Возвращаемся поздно. По дороге заезжаем еще в одну деревню. Нас перестали ждать и очень рады, что мы все-таки приехали. Хозяйка, очень старая женщина, не может сдержать слез. Ее утешают "молодые" подруги. Главная просьба – не забывать и приезжать на каждый праздник.
Воодушевленные, мы выходим во двор и тут обнаруживаем, что погода изменилась. На сырую обледеневшую землю стал опускаться крупными хлопьями снег.
Наконец! Это же Рождественская погода! – восклицаем мы.
Служба в Павликово.
Рано утром едем на службу в Павликово. Ее ведет приехавший из Костромы благочинный протоиерей о. Валентин Новожилов.
Рождественская церковь в Павликово построена тоже после 1905 года. Она больше Троицкой, здесь крупнее село. Прихожане идут сюда с окрестных деревень пешком. Молодежь приезжает на машинах.
Это характерное явление, когда христиане, проживающие в городе, на службу едут в отдаленные храмы, в те села, откуда родом их родители.
Поскольку о. Валентин служит в двух приходах, в Костроме и в Павликово, рождественская служба в последнем проходит 8 января. Прихожане знают это и прибывают сюда именно в этот день.
После службы мы обедаем у местных христиан, которые присматривают за церковью.
Как раз в эти дни становится известным о трагической гибели еще одного священника, ставшего жертвой грабителей икон. Проблема сохранения церковной утвари и безопасности сельских священнослужителей постепенно приобретает острый характер и требует общественного и государственного обсуждения.
Мы беседуем с о. Валентином, который интересуется деятельностью нашего центра, и получаем его наставления.
Обращайте внимание на молодых родителей. Если удастся всколыхнуть этот пласт, ваша деятельность даст прочный, перспективный результат.
По Некрасовским местам.
Нас снова четверо. Вместо Михаила Ремнева с нами Лев Герасимов, сторож Троицкой церкви. Мы отправляемся по окрестным деревням. Между прочим, это Некрасовские места. Неподалеку находится село Грешнево, где провел детство Некрасов. Все здешние поля, луга и озера – источник его поэтических впечатлений.
Некогда заселенная земля теперь пуста. На полях оставлены рулоны сена, проселочные дороги местами приобретают непроходимый характер. Ни звука, ни гула, лишь бескрайняя земля и нависшее небо, до которого рукой подать. Летом здесь все оживет, зимой же огромные пространства превращаются в пустыню.
Но это ощущение развенчивается, когда мы снова попадаем в семьи, строящие себе дома, ведущие хозяйство и содержащие двор.
Восстановление старообрядческой общины.
Мы продолжаем славить Христа. Сегодня нас особенно заждались и встречают еще более щедро и радушно. Подобное общение священника с верующими зачастую остается единственной связью, объединяющей всех старообрядцев.
Есть надежда, что с Божьей помощью разрозненное сообщество наше воссоединится. Этому будут способствовать жажда к удовлетворению духовных потребностей и стремление к сохранению исторической памяти, считает о. Тимофей. – Я имею в виду в том числе и потомков старообрядцев, людей уже исключительно светских, постепенно забывающих о своих корнях.
Во время встреч нас спрашивают о новостях ЦДДК "Старая Русь". Рассказываем, что у нас появился свой дом на ул. Кирова, где можно встречаться, проводить время, где будут проходить интеллектуальные, духовные, досуговые мероприятия, которые можно посещать с детьми.
Для старообрядцев это новость и достаточно непривычная. Очень давно они не были объединены общественно и не знают, как к этому относиться.
Разъезжаемся поздно с радостью от ощущения праздника, с впечатлениями от встреч со столь разными людьми, с уверенностью, что пока человек обустраивает свою жизнь, земля наша никогда не станет пустыней. Потому что Господу угодно, чтобы мы здесь жили, трудились и продолжали род человеческий.
С Рожеством Христовым!
По материалам источников: Сайт Ржевской Покровской старообрядческой общины