ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Семья отшельников двадцать лет живет в тайге

Грязнов Алексей :: 26 января 2007

До ближайшего поселка 120 километров, а вероятность встретить здесь медведя выше, нежели человека. Для кого-то это просто суровая российская тайга, а для кого-то дом родной. Александр Гордиенко и Регина Кулешайте уже более 10 лет живут в диком лесу, и, судя по всему, не собираются возвращаться в большой мир. Что заставило их уйти от людей и как все эти годы они жили вдали от цивилизации? В гости к отшельникам съездил наш корреспондент.

Добраться обычному человеку до места, где живет странная семья, – это уже испытание на прочность. Половину пути мы с легкостью преодолели на микроавтобусе, а когда иномарка увязла в разбитой лесовозами колее, пришлось пересесть на КрАЗ. Несмотря на сверхпроходимость, он то и дело оседал в снегу. Приходилось брать в руки лопату и разгребать метровые сугробы. И так по бездорожью – полсуток. В итоге километр за километром мы добрались до того места, где от полуразбитой дороги в неведомые дебри ведет узенькая тропинка. Два километра пешком – и в расщелине между двумя сопками упираемся в небольшую избушку.

Замка на двери нет в связи с полной его бесполезностью. Закрываться здесь кроме как от хищников не от кого. Но звери, зная, что место обжитое, сюда не суются.

Постучавшись, мы сразу же проходим внутрь. Гостей, естественно, не ждали. Хозяин Александр что-то шаманил на полуразвалившейся печке. На полу резвились двое малышей. Увидев незнакомцев, ребятня тут же, словно волчата, нырнула под кровать.

– Что о нас писать-то... Живем никому не мешаем, – удивился глава семейства, услышав, зачем к ним приехал корреспондент.

Однако, немного поворчав, он согласился поговорить. Увидев, что папа подставляет гостям табуретки, малышня с опаской вылезла из-под кровати. Мальчишки с любопытством разглядывали незнакомцев, пока отец рассказывал о житье-бытье.

Как они здесь застряли

И Александр, и Регина живут в этой глуши больше двадцати лет. Вначале перебивались поодиночке. Встретилась пара уже в тайге. Александр старше Регины на 12 лет. Ей 27, ему почти 40. У каждого оказался свой путь в эти дебри.

Только Александр начал рассказывать, как вернулась Регина. На зиму, пока в тайге бескормица, она пристроилась на деляну к лесникам. Помогает им по хозяйству. Узнав, что приехали из газеты, Регина перебила супруга и начала свой рассказ.

Родилась девушка в Латвии. Когда ей не было и месяца, мать приехала в Куйтунский район.

– Отец нас бросил, и мама решила перебраться в Сибирь, – вспоминает она. – Мы поселились в деревне Молой, это неподалеку от Куйтуна.

Когда Регине было 12 лет, ее мама умерла. Чтобы как-то прокормиться, девочка устроилась в местный совхоз на сбор ягод. Найти другую работу в этих краях почти невозможно. Жить стала в маленькой совхозной избушке. Пока предприятие держалось на плаву, делила ее с такими же сборщиками лесных даров. Но потом совхоз распался, и в середине 90-х девушка осталась одна. Говорит, пытаясь вернуться в свою деревню, но приехала к разбитому корыту. Из села все уехали, а от домов остался одни фундамент.

Регина не решилась ехать в город и поселилась в избушке глубоко в тайге.

Александр тоже родился далеко от Иркутской области. Больше двадцати лет он жил в Подмосковье. После армии работал водителем. Но однажды прочитал объявление, что в Сибири в кооператив требуются работники для сбора ягод и орехов.

– Деньги обещали хорошие, вот я и поехал, – рассказывает он.

Кооператив просуществовал недолго – разорился. В итоге, поработав там несколько лет, Александр остался в тайге без денег и какой-либо возможности вернуться назад. Возможно, так и сгинул бы он в бескрайних просторах сибирской глуши, но совершенно случайно познакомился с Региной. Его база находилась неподалеку от ее избушки. Без свадьбы и росписи в загсе они стали жить вместе.

Выбираться назад к людям молодожены не стали. Решили, что и здесь проживут. Благо тайга щедрая – пропитание можно всегда найти.

Сначала перебивались исключительно тем, что давал лес. Она собирала ягоды и грибы, он охотился. Потом вдруг объявился бывший председатель совхоза. Договорился с лесными жителями, что те будут собирать таежный урожай, а он привозить взамен продукты.

– Сначала деньги предлагал, – рассказывает Регина. – Но мы отказались. Тратить их тут все равно негде.

Войны нет – и ладно

Так потихоньку семья прожила почти 15 лет. Говорят, сильно сложно не было. Случались, конечно, неурожайные годы, но спасали запасы и охота. В округе много коз, зайцев. Есть изюбри и, конечно, медведи.

Встретить летом косолапого – для них дело привычное. Топтыгиных в округе пруд пруди. К счастью, встречи пока заканчивались мирно.

– Просто аккуратно обхожу их стороной, – говорит Александр. – Летом медведь сытый, не опасен, если его сильно не пугать.

К избушке же отшельников медведи не подходят. Один раз молодой и, видимо, неопытный мишка попытался порыться во дворе. Пришлось стрельнуть из ружья в воздух. От выстрела медведь так испугался, что мчался прочь без оглядки. Больше не появлялся.

Кстати, сами себя Александр и Регина отшельниками не считают. Несколько раз в год они все же выбираются в город или ближайшую деревню. И судя по тому, что творится там, они и не жалеют, что когда-то ушли в лес.

– А вы посмотрите, как там, в деревне, живут, – говорит Саша. – Не лучше нас, только свет в домах есть, и то отключают постоянно.

О том, что творится в большом мире, отшельники узнают с помощью маленького транзистора. Телевизор они не видели уже несколько лет, и какую передачу смотрели последней, не помнят.

– Да что там смотреть, – обреченно машет рукой Александр. – Одно по одному. Если честно, то меня вообще мало волнует, что там происходит. Войны нет – и ладно.

Из всех благ цивилизации в доме только кровать и табуретки. Все это осталось еще с совхозных времен. Тарелки, ложки и кружки, естественно, железные. Держать стекло здесь считается ненужной роскошью.

– Все равно дети разобьют, – говорит Александр. – Они у нас резвые.

У ребятишек нет ни игрушек, ни книжек. Одежды, судя по всему, тоже в обрез. Когда мы зашли в дом, младший Сережка бегал голышом.

– Это он у нас сам одеваться не хочет, – оправдывается папаша. – Только одену ему что-нибудь, сразу снимает.

Обреченные дети

Дети отшельников – это отдельный рассказ. О необычной семье "Комсомолке" рассказали лесники, которые рубят лес поблизости. Собственно, если бы отшельники жили вдвоем – без детей, то на них бы и не обратили внимания. Живут себе и живут, мало ли странного народа вокруг. Позвонить в газету лесорубы решили именно из-за ребятишек.

– Они же обречены здесь, – в голос говорят мужики. – В этой семье один ребенок уже умер, и эти умрут, если их к людям не вернуть.

Сейчас у Регины и Александра двое ребятишек. Сережке 2 годика, а Стасу 5 лет. Оба явно отстают в развитии. Попытки вытянуть из старшего хотя бы слово, не увенчались успехом. Он только рычит, как маленький волчонок. А от фотоаппарата вообще прячется за печку.

– То, что они не разговаривают, еще не страшно, – продолжают лесорубы. – У них же воспаление легких у обоих. Еще год-два – и все!

В больницу детей, естественно, не возят. К медикам отшельники могут попасть только в крайнем случае. Если станет совсем плохо.

Так и было со средним ребенком. Три года назад у них родился малыш. С виду крепкий и здоровый. Однако мальчуган не прожил и месяца. Видимо, в старенькой избушке его продуло, и он подхватил воспаление легких. Родители заметили это только в самый последний момент, когда малыш стал задыхаться. Тут же бросились к лесорубам. Там, к счастью, оказалась машина, но до больницы доехать не успели – ребеночек в пути умер.

Регина говорит, что будь ее воля – ушла бы к людям. Но идти некуда. Недавно она пыталась уехать. Муж держать не стал. Она даже на несколько месяцев сняла квартиру в Куйтуне, но деньги, заработанные летом, быстро закончились. Ничего не оставалось, как вернуться обратно.

– Сколько к властям ни обращалась с просьбой помочь, ничего, кроме "детских" денег, мне не дают, – говорит она. – Мне бы маленькую избушку в поселке. Может, и работу бы там нашла.

Хотя, оговаривается она, если бы не дети, то осталась бы в тайге навсегда. Здесь и воздух чище, и пропитание всегда найти можно.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Кто еще уходил, и чем это закончилось

1. Лыковы

В 1950-х годах семья Агафьи Лыковой ушла в глушь Кемеровской области. Обосновались на заимке у реки Еринат. Староверы по убеждению решили, что лучше жить вдали от цивилизации. В итоге семья из шести человек почти полвека прожила отшельниками. Они не признавали ничего из внешнего мира. Одежду изготавливали сами, лечились только народными средствами. Сейчас из всей семьи в живых осталась только Агафья Лыкова. Она по-прежнему живет в одиночестве и не собирается выходить к людям. Правда, местные власти создали ей все условия. Несколько раз в год к ней прилетает вертолет с продуктами и всем необходимым для жизни.

2. Антипины

Эта семья прожила в тайге ровно 13 лет. В конечном итоге жена Анна не выдержала и, оставив супруга одного, вышла с четырьмя детьми к людям, в деревню Сереброво Тайшетского района. Местная администрация нашла для них пустующий домик. Сейчас семья отшельников уже адаптировалась к новым условиям. Анна второй раз вышла замуж и родила еще двоих детей. Годы жизни в глуши сказались на детях. Один из мальчиков, похоже, отстает в развитии. У старшей дочери серьезные проблемы со здоровьем.

Их отец Виктор не захотел возвращаться к цивилизации. Через год после того, как семья его покинула, умер от голода.

МНЕНИЕ РЕДАКЦИИ

Бесспорно, что в тайге от свежего воздуха голова идет кругом и хочется пожить в девственном лесу недельку-другую. Красота, тишина, покой, никто не треплет нервы, никто ничего не требует... Именно так кажется нам, замотанным горожанам, когда мы видим жизнь отшельников со стороны. Но как говорилось в одном старом анекдоте, не путайте туризм с эмиграцией.

Александр и Регина в свое время оба столкнулись с трудностями. И оба потеряли то место, куда можно вернуться. Они нашли простейший способ выживания – натуральное хозяйство. И других способов не искали. Даже когда появились дети. Даже когда один ребенок умер, а другие так и не научились говорить.

И дело даже не в том, что ребятишкам нужны книжки-игрушки, школа, сверстники, какой-то социальный опыт. Витамины, наконец. То, что ничего этого у детей куйтунских отшельников нет, еще не самое ужасное. Гораздо страшнее эгоизм родителей, которые о таких вещах просто не думают.

Еще несколько лет такой жизни, и вряд ли уже эти ребятишки смогут стать полноценными членами пусть и немного сумасшедшего, но все-таки цивилизованного общества. Природа быстро забирает то, что человек отвоевывал у нее столетиями – а именно здравый смысл.

Уважаемые читатели, мы очень хотим знать ваше мнение об этой истории. Пишите, что вы думаете. Не хотелось ли вам бросить все и уйти в тайгу? Можно ли спасти детей отшельников? Мы ждем ваших откликов.

По материалам источников: Комсомольская правда

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама