С 10 по 12 декабря в Саратове проходят Седьмые межрегиональные Пименовские чтения, посвященные теме "Православная культура: ценности классической науки, образования и искусства".
По традиции в секционной программе Чтений доклады и выступления, посвященные наиболее актуальным вопросам взаимоотношений Церкви и общества, светской науки и православного богословия, а также проблемам воспитания молодежи. Каждый доклад это диалог с аудиторией, поскольку участники заседаний имеют возможность высказывать свое мнение или задать докладчику интересующие их вопросы. Среди выступающих священники и ученые, искусствоведы и педагоги, саратовцы и гости нашего города.
Священник Михаил Поликаровский кандидат богословия, преподаватель Саратовской православной духовной семинарии.
Тема моего доклада "Жития святых как жанр в русской духовной литературе XIX–XX веков". Как вы знаете, большинство из житий XX столетия написаны в последние 15–20 лет. По форме, а также по содержанию и стилю изложения они сильно отличаются от написанных в древности. Современные жития излагаются понятным языком и в той форме, к которой привык нынешний читатель. В них святые описываются как обыкновенные люди во многом такие же, как и все мы, со своими человеческими немощами и сомнениями, но с той лишь разницей, что, пройдя через немыслимые мучения и лишения, они до конца остались верны Христу. Пример тому жизненный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и священномученика Косьмы Рыбушкинского, который жил на саратовской земле и принял здесь, в Саратове, смерть за Христа.
Святые XX столетия это не далекие египетские пустынники, а наши соотечественники, жившие примерно в тех же бытовых условиях, что и мы сегодня; имевшие схожие с нашими интересы и стремления. Но своей жизнью и смертью они явили самый древний вид христианского подвига. Чем больше человек знакомится с жизнеописаниями этих святых, тем меньше становится отговорок, что в современных условиях жить по евангельским заповедям невозможно. Жития святых XX века говорят об обратном. Они показывают нам пример того, как современный человек со всеми своими немощами, оставаясь верным Христу и полностью уповая на Него, восходит к подвигу мученичества и исповедничества. Этот пример христианского мужества и смирения важнее и действеннее самых красивых, самых правильных слов. И мой доклад призван, насколько это возможно в его рамках, хотя бы частично рассказать слушателям о духовных сокровищах, которые хранят жития святых XX века.
Протоиерей Алексий Абрамов преподаватель сектоведения в Саратовской православной духовной семинарии.
Речь в моем докладе пойдет о тоталитарных сектах и о тех угрозах, которые они представляют для человека и общества. Необходимо сказать, что современное российское законодательство не предусматривает эффективных мер по предотвращению деструктивной деятельности тоталитарных сект. В результате общество оказывается беззащитным перед данной угрозой. Члены сект совершают большое количество преступлений, имеют место даже массовые самоубийства. От деятельности сект страдают как сами сектанты, так и окружающие их люди. Особенно страшно, когда сектантская идеология разрушает семьи, лишает человека здоровья, а зачастую и самой жизни. Многие узнают о существовании той или иной секты только тогда, когда ее адептами совершено какое-нибудь громкое преступление. Поэтому многие не осознают всю степень опасности ситуации.
Надо иметь в виду и то, что сектами ведется планомерная работа по привлечению в свои ряды новых членов. Секты обладают для этого очень мощным механизмом. Например, в Саратове и районах области очень активно действуют неопятидесятники и так называемые свидетели Иеговы. Данной ситуации необходимо противостоять. В докладе акцентируется внимание на том, что решение этой проблемы не только задача Церкви, как принято считать, но в первую очередь государства. Ведь только государство способно законодательно пресекать незаконную деятельность тоталитарных сект. Одной из причин, по которым человек идет в секту, является его духовная безграмотность. Поэтому в докладе поднимаются вопросы, касающиеся необходимости духовного образования и воспитания в рамках православных традиций.
Елена Михайловна Новопольцева, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социологии СГАУ им. Н.И. Вавилова.
Мой доклад посвящен темам Родины и патриотизма в философии Ивана Александровича Ильина. Для меня Пименовские чтения это возможность, обращаясь к религиозно-философскому наследию этого выдающегося мыслителя, сказать о таком важном ценностном понятии, как патриотизм. К сожалению, ориентация современного общества на материальные блага и получение удовольствий ведет к утрате понятия патриотизма как ценности. Разве не о нас, сегодняшних, говорил И.А.Ильин: "Современный человек, пытаясь отвергнуть веру, свободу, совесть и семью, не останавливается и перед драгоценным началом Родины". Общество сегодня как, может быть, никогда прежде нуждается в духовно-осмысленном, по-христиански облагороженном патриотизме, который совмещал бы страстную любовь и жертвенность с "мудрым трезвением и чувством меры". Для Ильина Родина "сокровище священное, Богом дарованное". Человека, прожившего всю жизнь в пределах своего государства, но не полюбившего свою Родину, философ называет "безродным", "несчастным", а душу его "мертвой".
Христианская любовь жертвенна. Любить Родину, по мысли Ильина, это значит быть всегда готовым отдать за нее жизнь, соединить свою жизнь и судьбу с ее судьбою, быть вместе с ней как в часы опасности и падений, так и во времена благоденствия и процветания. Любовь к Родине Ильин называет "духовною", "зрячею". Это значит, что он радуется ее успехам, а недостатки воспринимает с болью.
Одна из первостепенных задач современной российской педагогики воспитание патриотизма. А это невозможно сделать без возрождения в России духовно-нравственных ориентиров, основанных на православных традициях, питавших на протяжении тысячелетия христианскими идеалами русскую культуру и духовные силы народа. Поэтому философия И.А.Ильина, пронизанная христианскими ценностями, приобретает на сегодняшний день все большую актуальность.
Марина Павловна Рахманова, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, ученый секретарь Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки.
Тема "Церковное пение в России в годы советской власти" одна из самых трудных среди тех, с которыми мне приходилось иметь дело. При всем том я глубоко благодарна Владыке Лонгину, который рекомендовал мне именно ее для выступления на Пименовских чтениях. Уже давно Владыка говорил нам, авторам серии "Русская духовная музыка в документах и материалах", что один из томов серии необходимо посвятить советскому периоду. Мы соглашались, но указывали, что, к сожалению, количество необходимых для этого материалов писем, дневников, воспоминаний, статей о церковном пении периода с 1918 года до второй половины 80-х годов прошлого века не так велико, как хотелось бы, а имеющиеся источники потребуют особенно тщательной и кропотливой работы. Теперь становится ясно, что такой том возможен и необходим, а материалы для него найдутся.
В числе прочего, подобную уверенность дает подробное знакомство с работой, которая в течение примерно десяти лет велась в Московской Богоявленской регентско-певческой семинарии, где научная работа студентов была направлена на поиски материалов и свидетелей недавнего нашего прошлого. Понятно, что студентам чаще всего оказывались не под силу обобщения, но они смогли собрать ценные документы и воспоминания (беседы с регентами старшего поколения, семейные архивы авторов духовной музыки). Работу эту надо, несомненно, продолжать. Еще один источник информации церковная и общая мемуаристика. Здесь многое предстоит еще выявить. Ввиду того, что и в 1990-е, и даже в 2000-е годы книги, опубликованные на авторские, меценатские или, скажем, приходские или епархиальные средства, не всегда поступали в библиотеки, найти нужные тексты оказывается не просто. Но какие-то пути все же есть, в том числе Интернет. При этом воспоминаний о собственно церковно-певческой жизни немного такие сведения надо "вылавливать" в общей ткани разных мемуаров. Если говорить о послевоенном периоде советской эпохи, то еще одним ценнейшим источником являются звукозаписи.
Так что общими усилиями можно попытаться создать более или менее полную картину церковного пения в России с начала 1920-х по примерно середину 1980-х годов. Главная задача осознать тот необычайно ценный человеческий, религиозный и художественный опыт, который был накоплен в то трудное время.
Источник: Православие и современность