ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Старообрядчество

Cтатья из энциклопедического словаря "Религиоведение"

М. О. Шахов :: 29 января 2007

СТАРООБРЯДЧЕСТВО, староверие – общее название русского духовенства и мирян, сохраняющих церковные установления и традиции Древнерусской православной церкви и отказавшихся присоединиться к реформе, предпринятой в 17 в. патриархом Никоном (см. Раскол в русском православии). Среди старообрядцев сложилось несколько различных церковных организаций (иногда называемых толками или согласиями), каждая из которых официально именует себя, Древлеправославной (православной) церковью, а своих последователей – православными христианами" Бытует самоназвание "староверы" с прибавлением указания на принадлежность к определенной старообрядческой церкви. В дореволюционной литературе, как правило, С. именуется "расколом", а староверы – "раскольниками". В первые десятилетия С. было прежде всего общественной оппозицией церковным нововведениям; богословствование начального старообрядчества было только защитой церковной традиции и критикой реформы. Но уже к кон. 17 в. перед С встает задача решения целого ряда богословско-мировоззренческих проблем – как в теоретическом, так и в практическом плане. Одна часть староверов пришла к убеждению, что, поскольку необходимо иметь священство, следует принимать с сохранением сана священнослужителей, переходящих в С. из новообрядной церкви. Это направление получило название "поповщина", "поповцы" или "беглопоповцы". Др. староверы полагали, что в мире воцарился антихрист и близок конец света. Поэтому истинное священство исчезло, а новообрядная церковь лишена благодати. Эти старообрядцы называются "беспоповцы". Перед ними встала задача организовать свою церковно-богослужебную жизнь и дать ей догматическое обоснование. Значительная роль в ее разрешении принадлежит братьям А. и С. Денисовым и Феодосию Васильеву. Из богослужения "беспоповцев" были исключены все священнодействия, которые полномочен выполнять только священник или дьякон. Такие богослужения и до раскола совершались в сев. краях Поморья, где в малонаселенных и удаленных приходах не было постоянных священников. С этим связано происхождение названия многих "беспоповцев" – поморцы. Правила организации церковной жизни, отношений с еретиками черпались старообрядцами, в т.ч. и "беспоповцами", из "Кормчей книги" – свода правил апостолов, соборов и святых отцов. В "беспоповстве" сложился институт наставников – мирян, выполняющих функции духовных отцов. Невозможность совершения мирянином евхаристии была компенсирована учением о "духовном причащении" – уповании на то, что при отсутствии видимого причастия Господь самое страстное желание причаститься вменит за евхаристию. Крупнейшее разделение в "беспоповстве" вызвал вопрос о таинстве брака. Последователи Феодосия Васильева – федосеевцы-старопоморцы постановили, что в отсутствие священства миряне не могут совершить браковенчания, сожительство же без брака есть блуд, следовательно, все должны вести девственную жизнь. В течение 19 в. долгое время федосеевцы являлись самым многочисленным течением в "беспоповстве". Среди "6еспоповцев"-поморцев в 19 в. оформилось учение о бессвященнословном браке, совершающемся благословением наставника и родителей. Эта практика вызвала разделение с федосеевцами, породившее с обеих сторон целый корпус полемических сочинений о таинстве брака. В настоящее время "брачные поморцы" России объединены в Древлеправославную Поморскую Церковь, федосеевские общины с кон. 18 в. до наших дней имеют неформальный центр в лице Московской Преображенской общины. Кроме перечисленных выше основных разделений, в С. образовался еще ряд толков и согласий. В "беспоповстве" наиболее заметными помимо перечисленных были спасовцы ("нетовцы"), 6егуны (странники) и филипповцы. Им присущ радикализм, находивший выражение в разных формах. Спасовцы полагали, что в наступившее безблагодатное время утрачены практически все возможности для совершения богослужений и религиозных обрядов, надежда лишь на молитву Спасителю(отсюда и наименования "нетовщина", "спасовщина"). Так называемая "глухая нетовщина" отличается тем, что церковная служба, сокращенная до чтения Псалтири и канонов, совершается без пения. В то же время отличие спасовцев от других "беспоповцев" состоит в том, что они не перекрещивают присоединяющихся к ним новообрядцев и старообрядцев из других согласий. В 19 в. численность спасовцев превышала 1 млн человек. Филипповское согласие выделилось из поморцев Выговского монастыря в перв. пол. 18 в. и называется по имени предводителя инока Филиппа. Причиной разделения послужило принятие поморцами практики моления за царя, от которого филипповцы бескомпромиссно отказались, навлекая на себя подозрения в нелояльности к властям. Филипповцы являются строго безбрачными, а их радикализм нашел выражение в большом количестве самосожжений. В настоящее время имеются отдельные малочисленные общины филипповцев, ни одна из которых не зарегистрирована в качестве религиозной орга низации. Бегуны (странники) стремились максимально порвать все связи с обществом: не имели паспортов, не владели недвижимостью и постоянным местом жительства, не платили подати, некоторые пытались отказаться от употребления денег. Для обеспечения бытовых сторон жизни в бегунстве сложился институт странноприимцев, которым дозволялось не порывать все связи с миром, содержать дома, служившие тайными пристанищами для других странников. В настоящее время число странников незначительно.

Корпус старообрядческих сочинений огромен, большую его часть представляют собой рукописные книги, посвященные полемике с новообрядчеством или спорам между различными течениями С. Обсуждение духовных, мистических последствий произведенных в ходе реформы искажений внешних материальных форм богопочитания приводило С. к религиозно-философской проблематике связи формы и содержания, сущности и явления, земного и сверхъестественного. Опираясь на унаследованные из патристики представления о взаимосвязи идеального и материального, С. разрабатывало эту тему в контексте религиозной полемики. Важнейшими идеями являются представления о гармоничном единстве всех вербальных и невербальных форм отношений между человеком и Богом, воплощаемых в церковном богопочитании; о неразрывном единстве духовной сущности к совокупности ее внешних явлений. В настоящее время существуют следующие крупные церковные организации старообрядцев: Русская православная старообрядческая церковь Древлеправославная церковь, Древлеправославная поморская церковь ("беспоповцы", имеются самостоятельные структуры в России, Латвии, Литве, Белоруссии). "Беспоповцы-федосеевцы, центром которых считается Московская Преображенская община, не имеют единой системы, связывающей церковные общины. Старообрндческие приходы существуют в Румынии (в т.ч. Митрополия Белокриницкой иерархии), в Польше, Сев. и Юж. Америке и др. странах. В последние годы возрождается Деятельность по изданию религиозной литературы, по богословскому образованию.

Данная статья опубликована в Энциклопедическом словаре Религиоведение. М.: Академический проект, 2006. С. 1013-1014

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама