СТАРООБРЯДЧЕСТВО, староверие общее название русского духовенства и мирян, сохраняющих церковные установления и традиции Древнерусской православной церкви и отказавшихся присоединиться к реформе, предпринятой в 17 в. патриархом Никоном (см. Раскол в русском православии). Среди старообрядцев сложилось несколько различных церковных организаций (иногда называемых толками или согласиями), каждая из которых официально именует себя, Древлеправославной (православной) церковью, а своих последователей православными христианами" Бытует самоназвание "староверы" с прибавлением указания на принадлежность к определенной старообрядческой церкви. В дореволюционной литературе, как правило, С. именуется "расколом", а староверы "раскольниками". В первые десятилетия С. было прежде всего общественной оппозицией церковным нововведениям; богословствование начального старообрядчества было только защитой церковной традиции и критикой реформы. Но уже к кон. 17 в. перед С встает задача решения целого ряда богословско-мировоззренческих проблем как в теоретическом, так и в практическом плане. Одна часть староверов пришла к убеждению, что, поскольку необходимо иметь священство, следует принимать с сохранением сана священнослужителей, переходящих в С. из новообрядной церкви. Это направление получило название "поповщина", "поповцы" или "беглопоповцы". Др. староверы полагали, что в мире воцарился антихрист и близок конец света. Поэтому истинное священство исчезло, а новообрядная церковь лишена благодати. Эти старообрядцы называются "беспоповцы". Перед ними встала задача организовать свою церковно-богослужебную жизнь и дать ей догматическое обоснование. Значительная роль в ее разрешении принадлежит братьям А. и С. Денисовым и Феодосию Васильеву. Из богослужения "беспоповцев" были исключены все священнодействия, которые полномочен выполнять только священник или дьякон. Такие богослужения и до раскола совершались в сев. краях Поморья, где в малонаселенных и удаленных приходах не было постоянных священников. С этим связано происхождение названия многих "беспоповцев" поморцы. Правила организации церковной жизни, отношений с еретиками черпались старообрядцами, в т.ч. и "беспоповцами", из "Кормчей книги" свода правил апостолов, соборов и святых отцов. В "беспоповстве" сложился институт наставников мирян, выполняющих функции духовных отцов. Невозможность совершения мирянином евхаристии была компенсирована учением о "духовном причащении" уповании на то, что при отсутствии видимого причастия Господь самое страстное желание причаститься вменит за евхаристию. Крупнейшее разделение в "беспоповстве" вызвал вопрос о таинстве брака. Последователи Феодосия Васильева федосеевцы-старопоморцы постановили, что в отсутствие священства миряне не могут совершить браковенчания, сожительство же без брака есть блуд, следовательно, все должны вести девственную жизнь. В течение 19 в. долгое время федосеевцы являлись самым многочисленным течением в "беспоповстве". Среди "6еспоповцев"-поморцев в 19 в. оформилось учение о бессвященнословном браке, совершающемся благословением наставника и родителей. Эта практика вызвала разделение с федосеевцами, породившее с обеих сторон целый корпус полемических сочинений о таинстве брака. В настоящее время "брачные поморцы" России объединены в Древлеправославную Поморскую Церковь, федосеевские общины с кон. 18 в. до наших дней имеют неформальный центр в лице Московской Преображенской общины. Кроме перечисленных выше основных разделений, в С. образовался еще ряд толков и согласий. В "беспоповстве" наиболее заметными помимо перечисленных были спасовцы ("нетовцы"), 6егуны (странники) и филипповцы. Им присущ радикализм, находивший выражение в разных формах. Спасовцы полагали, что в наступившее безблагодатное время утрачены практически все возможности для совершения богослужений и религиозных обрядов, надежда лишь на молитву Спасителю(отсюда и наименования "нетовщина", "спасовщина"). Так называемая "глухая нетовщина" отличается тем, что церковная служба, сокращенная до чтения Псалтири и канонов, совершается без пения. В то же время отличие спасовцев от других "беспоповцев" состоит в том, что они не перекрещивают присоединяющихся к ним новообрядцев и старообрядцев из других согласий. В 19 в. численность спасовцев превышала 1 млн человек. Филипповское согласие выделилось из поморцев Выговского монастыря в перв. пол. 18 в. и называется по имени предводителя инока Филиппа. Причиной разделения послужило принятие поморцами практики моления за царя, от которого филипповцы бескомпромиссно отказались, навлекая на себя подозрения в нелояльности к властям. Филипповцы являются строго безбрачными, а их радикализм нашел выражение в большом количестве самосожжений. В настоящее время имеются отдельные малочисленные общины филипповцев, ни одна из которых не зарегистрирована в качестве религиозной орга низации. Бегуны (странники) стремились максимально порвать все связи с обществом: не имели паспортов, не владели недвижимостью и постоянным местом жительства, не платили подати, некоторые пытались отказаться от употребления денег. Для обеспечения бытовых сторон жизни в бегунстве сложился институт странноприимцев, которым дозволялось не порывать все связи с миром, содержать дома, служившие тайными пристанищами для других странников. В настоящее время число странников незначительно.
Корпус старообрядческих сочинений огромен, большую его часть представляют собой рукописные книги, посвященные полемике с новообрядчеством или спорам между различными течениями С. Обсуждение духовных, мистических последствий произведенных в ходе реформы искажений внешних материальных форм богопочитания приводило С. к религиозно-философской проблематике связи формы и содержания, сущности и явления, земного и сверхъестественного. Опираясь на унаследованные из патристики представления о взаимосвязи идеального и материального, С. разрабатывало эту тему в контексте религиозной полемики. Важнейшими идеями являются представления о гармоничном единстве всех вербальных и невербальных форм отношений между человеком и Богом, воплощаемых в церковном богопочитании; о неразрывном единстве духовной сущности к совокупности ее внешних явлений. В настоящее время существуют следующие крупные церковные организации старообрядцев: Русская православная старообрядческая церковь Древлеправославная церковь, Древлеправославная поморская церковь ("беспоповцы", имеются самостоятельные структуры в России, Латвии, Литве, Белоруссии). "Беспоповцы-федосеевцы, центром которых считается Московская Преображенская община, не имеют единой системы, связывающей церковные общины. Старообрндческие приходы существуют в Румынии (в т.ч. Митрополия Белокриницкой иерархии), в Польше, Сев. и Юж. Америке и др. странах. В последние годы возрождается Деятельность по изданию религиозной литературы, по богословскому образованию.
Данная статья опубликована в Энциклопедическом словаре Религиоведение. М.: Академический проект, 2006. С. 1013-1014