Старообрядцы-поморцы в неприкосновенности сохранили для потомков культуру и обычаи "старины глубокой". Этот багаж можно использовать, а можно безвозвратно утратить.
По свидетельству авторов городской энциклопедии, старообрядцы появились на территории Челябинска практически одновременно с основанием города. В конце ХIХ начале ХХ века с ростом населения Челябинска заметно увеличилось и число представителей этой конфессии. К примеру, если в 1901 году в Челябинске официально числилось 706 старообрядцев, то в 1908-м было уже 1893.
Прихожане и причт Челябинской поморской общины. 2006 г.
Сегодня старообрядческая поморская община Челябинска насчитывает не более сотни верующих – намного меньше, чем в начале ХХ века, но все-таки значительно больше, чем может вместить молельный дом на улице Волгоградской. У этого дома, кстати, своя история. После того, как в тридцатые годы власти закрыли три молельных дома в областном центре, старообрядцы поморской общины, всегда ревностно отстаивающие ценности старой веры, остались без угла. Это продолжалось до тех пор, пока их не приютила у себя одна из прихожанок, а после своей кончины завещала общине свое скромное жилище.
Это и был дом по улице Волгоградской. Но если несколько десятилетий назад в нем можно было собираться, чтобы совершать необходимые религиозные обряды (а они у старообрядцев намного строже и длиннее, чем у официального православия), то сейчас дом по Волгоградской находится в аварийном состоянии, его постоянно подтапливает, по этой причине гниет пол, отсырели стены, рушится штукатурка. Поскольку представители поморской старообрядческой общины относятся к числу официально признанных религиозных организаций, они зарегистрированы, а в 1971 году снята анафема, которой они были преданы на церковном Соборе 1666-1667 гг., то члены челябинской общины сочли возможным и целесообразным обратиться в администрацию города с письмом, в котором просят о выделении им отдельно стоящего здания.
По этому поводу под занавес 2002 года у заместителя главы администрации Челябинска А.Х.Еналеева прошло совещание, на котором присутствовали представители городского комитета по управлению имуществом, руководители учреждений культуры и искусства, историки. Надо сказать, что подобное совещание уже не первое. Вопрос о предоставлении помещения челябинской старообрядческой поморской общине решается достаточно давно, но помещения до сих пор не выделено. Хотя все заинтересованные лица в один голос говорят о том, что представителям этой старинной ветви православия действительно необходима помощь уже потому, что они внесли значительный вклад в сохранение отечественной культуры. Они сохранили в неприкосновенности традиции и обычаи, существовавшие до реформ, которые провел во второй половине ХVII века патриарх Никон. Являясь самыми бескомпромиссными сторонниками прежней веры, старообрядцы-поморцы не приняли реформ Никона, не отступились от тех духовных истин, которые исповедовали их отцы и деды. А вместе со старой верой сохранили старинные книги, иконы, утварь, привычку не брить бороду, молиться двумя перстами и т.д.
Жизнь старообрядческой общины – это кладезь богатейшей информации для современного историка, этнографа, искусствоведа и даже музыканта. Один из членов челябинской старообрядческой поморской общины Олег Князьков рассказал мне, что когда он впервые услышал в Москве настоящее старообрядческое пение, то ощутил себя в ХI веке.
Таким образом, речь идет не только о том, чтобы в соответствии с законом о свободе совести помочь официально зарегистрированной религиозной организации найти соответствующее помещение и тем самым реализовать свои гражданские права и свободы, но и спасти от исчезновения огромный пласт культуры. Если она канет в Лету, беднее станет и сегодняшняя наша культура, потому что настоящее немыслимо без прошлого. А кроме того, помощь представителям старообрядческой поморской общины необходима еще и как акт покаяния перед людьми, которые имели мужество пронести свою веру не просто через непонимание через репрессии и террор.
К примеру, член челябинской поморской старообрядческой общины Федосья Самсоновна Белозерова, как и большинство ее товарищей по вере, происходит из семьи старообрядцев. Жили в Кирове, отец был грамотным, уважаемым в городе человеком. Федосья Самсоновна помнит, как искренне он общался с Богом, строго соблюдал все обряды, никогда никому не причинил зла. Накануне войны его и других старообрядцев арестовали "за агитацию против советской власти". Отец Ф.С. Белозеровой получил 10 лет лагерей, умер в тюрьме, а сама она на долгие годы осталась дочерью врага народа со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Такие же драматические страницы есть в биографии большинства других членов челябинской старообрядческой поморской общины. Сегодня они просят о малом, предлагая взамен неизмеримо большее возможность приобщения современного поколения южноуральцев к культуре предков, к изучению богатейшего духовного наследия.
Примем ли мы этот дар или откажемся от него за ненадобностью, как уже отказались от многих других бесценных даров, связанных с прошлым нашего края?..
Сайт "Челябинский рабочий"
По материалам источников: Самарское Староверие