"Можно ли православным христианам носить шорты?", "А читать Мастера и Маргариту?", "А кушать суши?", "А загорать на море?" такого типа вопросы часто присылают на православные сайты. Что можно взять с собой из "прошлой" жизни, а что надо оставить? Такое впечатление, что христиане это очень боязливые люди, которые первым делом хотят уяснить список "религиозных запретов". Зачем вообще нужны такие запреты и как не свести к ним свою жизнь в Церкви, отвечает протоиерей Аркадий ШАТОВ, настоятель храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице города Москвы.
– Человек приходит в Церковь и обнаруживает, что здесь многое совсем не так, как он привык. Многое "нельзя", и он начитает бояться сделать что-то не так. Действительно ли христианина на каждом шагу подстерегают опасности?
– Обычно такое отношение ничего нельзя и все страшно бывает у неофитов, у тех, кто только принял христианство. Когда человек приходит в Церковь, для него вся жизнь меняется. При приближении к Богу все преображается, приобретает другой смысл. Многие новички задают очень много вопросов и правильно делают, потому что действительно им все нужно переосмыслить. Потом человек "подрастает" и перестает так много спрашивать. Тому, кто уже имеет какой-то опыт христианской жизни, конечно, проще, он уже чувствует, понимает, что можно, а чего нельзя.
Христианство не религия запретов, христианство это религия пасхальной радости, полноты бытия. Но чтобы сохранить эту полноту, эту радость, приходится быть очень осторожным, избегать тех соблазнов, искушений, которых так много в мире. Апостол Петр говорит христианам: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1 Пет. 5: 8). Так что надо, конечно, жить со страхом Божиим и бояться искушений. Осторожность и страх должны сопутствовать жизни христианина.
– Но что же хорошего в страхе?
– Святой Василий Великий говорит, что у человека есть три ступени служения Богу. Первая ступень раба, когда человек боится наказания. Вторая ступень наемника, когда человек трудится ради награды. И третья ступень сына, когда человек делает все из любви к Богу. Авва Дорофей говорит, что можно только перейти со ступени на ступень, нельзя сразу запрыгнуть на ступень сыновней любви. Надо пройти эти предварительные ступени. И если эти чувства страха наказания или желания награды есть в душе человека, это не так плохо. Значит, доброе начало положено.
В Церкви часто говорится о страхе. В храм, например, надо входить со страхом Божиим. Страх перед Богом не уничтожает любви.
А вот бояться дьявола больше чем Бога неправильно. Праведный Алексий (Мечев), например, пренебрежительно называл дьявола окаяшкой, он говорил: "У нас два врага: яшка (то есть самолюбие, самомнение) и окаяшка" такое пренебрежительное наименование того, кого победил Христос. Бояться искушений, быть осторожным, конечно, нужно, но все должно быть в разумной степени.
– Как понять, где страх обоснованный, а где надуманный? Не бывает ли так, что страх просто парализует человека, и он, вместо того чтобы хоть что-то делать, ничего не делает, боясь сделать "не так"?
– Дьявол протягивает человеку две руки. В одной возможность быть безгранично распущенным, развязанным, поступать произвольно. Во второй быть закомплексованным, шарахаться от каждого куста. Надо выбирать средний, царский путь. Классифицировать страхи трудно. Каждый случай индивидуален.
– Где же найти авторитет, к которому можно обратиться с вопросом? Кто поможет сориентироваться в ситуации?
– Мне кажется, для человека авторитетом должно быть мнение его духовника. Каждый человек должен выбрать себе такого старшего товарища, а лучше отца, и стараться его слушаться. Христианство это не просто система правильных умозаключений. Наш падший ум может говорить, что мы все делаем правильно, в то время как мы совершаем поступки, противоречащие воле Божией. Поэтому человеку необходим наставник.
– Но ведь не спрашивать духовника о всяких мелочах!
– Обо всем, что вызывает сомнение, можно спрашивать. Если вопрос вызван подлинным доверием духовнику, подлинным желанием поступить по воле Божией, тогда любой вопрос возможен. Как дитя приходит к маме и задает иногда самые глупые вопросы, а мама отвечает. Невозможно составить список вопросов, которые можно и нельзя задавать.
Если духовник считает, что его спрашивают о чем-то незначительном, он может так и сказать: "Знаешь, это не важно, обрати внимание на более существенные вещи". Так тоже бывает.
Хочу еще добавить, что "вопросы по мелочам" смущают людей, которые смотрят со стороны, не зная, что у спрашивающего внутри. Вот они и смущаются как же так, все время можно-нельзя, можно-нельзя. А чем человек живет? Он, конечно, живет не этими вопросами. Эти вопросы внешние, охранительные.
– А как же самостоятельность? Сегодня можно часто услышать призывы к христианам быть более самостоятельными.
– В Евангелии Господь говорит: "...без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15: 5). Так что мы люди несамостоятельные. Если у человека есть связь с Богом, то он, конечно, может обходиться без помощи наставников. Но обычно чем выше степень духовного совершенства человека, тем больше он приобретает смирения и слушается советов. Мы знаем, как святые отцы проверяли намерение преподобного Симеона Столпника подвизаться на столпе. Они послали к нему сказать: "Сойди со столпа". Как только Симеон услышал это повеление, он начал спускаться. А посланные были научены поступить так: если Симеон не послушается, силой заставить его сойти со столпа; если же послушает, то оставить его стоять. Он самостоятельный или нет? Я видел святых людей. Они были самостоятельными, но удивительно смиренными.
– Как все-таки понять, что можно, а чего нельзя?
– Один православный западный святой говорил: "Люби Бога и поступай как хочешь". Если человек любит Бога, то он уже не может сделать ничего плохого, ему не хочется делать плохое. Когда человек любит Бога и все его чувства, мысли, желания обращены к Богу, плохое не имеет над ним власти.
Но, наверное, никто из нас не может сказать, что он настолько любит Бога, что получил уже совершенную свободу. И поскольку мы любим Его несовершенной любовью, а в какие-то моменты, можно сказать, совсем предаем Его, любим что-то другое, для нас нужны правила. Они помогают нам избегать соблазнов, распознавать зло, стремящееся поработить нас. Ветхозаветные заповеди начинались с отрицания: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй. Многое из того, что сейчас в неверующем мире считается нормальным, на самом делать нельзя блудить, смотреть непристойные фильмы, жить для себя, а не для других, праздно проводить время...
Но, конечно, неправы те люди, которые озабочены только вопросом, чего делать нельзя. Такое "ограничительное" Православие теряет смысл. Жизнь должна быть основана на положительном делании. А это любовь к Богу, любовь к ближнему, стремление делать добро. Нельзя сосредоточить свою жизнь только на том, чтобы не делать зла. Отказываясь от чего-то плохого, необходимо наполнять свою жизнь чем-то положительным. В душе не может и не должно быть пустого места.
Конечно, внешнее влияет на внутреннее. Но другое дело, что для кого-то сейчас менять стиль одежды не время, сперва надо перестать изменять своему мужу. Наркоману важно перестать употреблять наркотики, а бросить курить, наверное, он сможет потом. Создать четкую систему каких-то внешних регламентаций невозможно, потому что люди, приходя в Церковь, должны ориентироваться не на эти внешние запреты, а на правильное внутреннее положительное делание.
Беседовала Ирина РЕДЬКО
Источник: Православие и мир