ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Приключения Нового года

Как Дед Мороз из злого божества превратился в добрый персонаж праздника и другие метаморфозы

Анна Соколова :: 24 декабря 2009

Новый год – праздник очень древний, гораздо древнее христианства. Первоначально празднование Нового года было связано с представлением об умирающей и вновь воскресающей природе. Мифы об этом есть у многих народов. Ассирийцы верили, что верховный бог Мардук – бог света и порядка, должен ежегодно побеждать злое божество хаоса и тьмы Тиамат, чтобы на земле было тепло и солнечно. В Древней Греции дочь Деметры, богини плодородия,– Персефона проводит полгода со своей матерью, а полгода со своим мужем Аидом, богом загробного мира. Когда Персефона проводит время с матерью, та радуется – и наступает лето. Когда Персефона возвращается к мужу, Деметра скучает без нее – и наступает зима. В Древнем Египте годовой цикл сопоставлялся с историей убийства, расчленения и воскрешения бога Осириса. Сам Новый год приходился обычно на кульминационный момент мифологически осмысленного природного цикла – на начало возрождения пашни, на весну.

Изначально на Руси отсчет нового года начинался 1 марта, когда приходила пора первых приготовлений к посевной. В 1492 году Иван III перенес начало года – как сельскохозяйственного, так и церковного – на 1 сентября. Теперь год начинался в тот момент, когда большинство работ по сбору урожая заканчивалось. В этот день царь являлся в Кремль и любой желающий мог просить лично у него милости и помощи. Кроме того, это был день сбора податей. Так происходило вплоть до 1700 года, когда Петр I своим личным указом повелел праздновать Новый год 1 января. Как и во многих других случаях, он хотел приблизить российские реалии к европейским. Заодно с переносом Нового года "на европейский лад" самодержец изменил и летосчисление. Как-то неудобно получалось, когда у нас лето 7207, а во всем цивилизованном мире 1699 год. С тех пор летосчисление ведется не от сотворения мира, а от рождества Христова. Именно тогда Новый год становится таким, каким мы видим его сейчас: с новогодней елкой, Дедом Морозом и народными гуляньями.

Современная новогодняя елка – переосмысление очень древнего языческого символа. В языческих культах развито почитание деревьев. Достаточно вспомнить кельтских друидов или наших современников – марийских язычников, объектом почитания которых являются священные рощи. Один из вариантов поклонения дереву – подношение ему даров. Это могли быть яркие ленточки, которые повязывали на ветвях деревьев, или символические предметы и фрукты, которые также вешали на дерево.

Интересную личность представляет собой любимец детей Дед Мороз. Он совсем не так похож на своего западного "коллегу" Санта-Клауса, как принято считать в последнее время. В России не принято относиться к этому герою как к добренькому дедушке, который занят только тем, чтобы одарить всех детишек из чудесного мешка. К нашему Деду Морозу принято относиться с трепетом и почтением, и даже немного опасаться. Еще полтора столетия назад Дед Мороз не был этаким добрым старичком, и не он дарил подарки, а ему приносили жертвы.

Считалось, что Дед Мороз, или просто Мороз, был злым и властным хозяином снега, который каждый год приносил с собой суровую зиму, холод и метели. Зима была серьезным испытанием для крестьян прошлых столетий, поэтому Мороза боялись. Недаром слово "мороз" так близко к слову "мор" – смерть. Люди подходили со всей серьезностью к неизбежной встрече с ним. Здесь были оправданны любые средства, вплоть до человеческих жертвоприношений. Следы таких жертвоприношений несложно проследить. Наиболее явный след – всем известная сказка "Морозко", которая является позднейшим переосмыслением этого религиозного обряда. В реальности девушка, без сомнения, замерзала в лесу от холода. Другой вариант жертв Морозу, распространенных в свое время на Руси, – ритуальное убийство стариков. Когда жить становилось совсем тяжко и надежда на скорую весну почти исчезала, выбирали нескольких стариков, которых отводили в специальный домик глубоко в лесу, где они были обречены на мучительную смерть от голода и холода. Считалось, что такие жертвы удовлетворят кровожадность Мороза и он уступит, наконец, место долгожданной Весне. После того как с легкой руки Петра Новый год переносится на зиму, образ этого сурового и кровожадного старика начинает постепенно смягчаться, и к середине XIX века он превращается в хорошо известного нам Деда Мороза.

Помимо сказанного между Дедом Морозом и Санта-Клаусом есть еще одно очень важное различие, которое, по-видимому, никогда не позволит им сблизиться окончательно. Санта-Клаус – это в первую очередь католический святой, Святой Николай, в православной традиции известный как Николай Угодник. Дед Мороз же – пережиток языческих верований. Но, несмотря на то что и Новый год, и Дед Мороз так далеки от христианства, после революции и они не избегли антирелигиозных гонений. В 1918 году в Стране Советов было запрещено празднование Рождества, а заодно с ним и Нового года. Дело в том, что к этому времени два праздника несколько смешались. Во-первых, вследствие временной близости, а во-вторых, как это всегда бывает в христианском мире, из-за стремления Церкви адаптировать к своей традиции языческий праздник. Елка из новогодней становится рождественской, а увенчивает ее Вифлеемская звезда. Позднее эта звезда была переосмыслена как символ советской власти и венчала елку, подобно тому как алые звезды увенчивают кремлевские башни. Гонения на Новый год были столь серьезными, что даже самые большие поклонники зимнего праздника не решались наряжать елку. Запрет продержался целых 17 лет, вплоть до 1935 года. Интересно, что в хрестоматийных историях о Ленине и детях вождь мирового пролетариата активно участвует в детских Елках, которые на самом деле в то время были под запретом с его же санкции. Но праздник вернулся не совсем в прежнем виде. Наибольшие изменения постигли главного героя – Деда Мороза. Гонения на него продолжились и после разрешения праздника, и в 40-х годах его место занимает новый герой – Солдат. Очевидно, что для 40-х годов этот образ был чрезвычайно символичен, а некоторые послабления в области религии, которые произошли во время войны, отразились и на праздновании Нового года. Но новый герой не завладел сердцами людей и вскоре отошел на второй план, а Дед Мороз вновь занял свое почетное место под елкой. Выходным днем 1 января становится только в 1949 году.

14 февраля 1918 года в СССР вместо старого юлианского календаря вводится григорианский. По ряду причин Православная Церковь отказалась его принять и до сих пор продолжает отставать от остального мира на 13 дней. Загвоздка заключается в том, что новый год по новому стилю, то есть 1 января, приходится на рождественский пост. Поэтому православные верующие отмечают праздник в ночь с 13 на 14 января по новому стилю, то есть после Рождества.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама