В этом году 16 апреля в Госдуму внесен законопроект о введении в России дополнительных запретов на курение в общественных местах. С табаком борется, похоже, весь мир. Но так было не всегда. О том, какие изменения претерпело отношение к курению в Русской Церкви, рассуждают православные священники.
По словам настоятеля церкви св. мц. Татианы при МГУ им. Ломоносова прот. Максима КОЗЛОВА, еще сто лет назад общество относилось к курильщикам снисходительно. "Взять хотя бы известные воспоминания жены Достоевского о его похоронах, рассказывает он. Анна Григорьевна с величайшим удивлением отмечает, что после отпевания на полу собора Александро-Невской Лавры не было найдено ни одного окурка. Для продолжительных богослужений того времени это выглядело удивительно. Или посмотреть на дореволюционные фотографии выпусков Духовных Академий: на них студенты в неофициальной обстановке не стесняются фотографироваться с папиросами".
Отец Максим также напомнил, что из воспоминаний о русских дореволюционных святых можно видеть, что и некоторые из них курили. "Некоторые преодолевали эту привычку на протяжении десятилетий и преодолели, а кто-то так и не справился. Вспомним хотя бы святого царя-страстотерпца Николая, который был курильщиком".
Терпимое отношение к курению свойственно не только дореволюционной Русской Церкви, но и некоторым современным поместным Церквам: Элладской, Болгарской, Сербской. Как рассказал нам насельник московского Свято-Данилова монастыря игумен ПЕТР (Мещеринов), "в южных странах, например, в Греции, курение наряду с кофе традиционно распространены как дополнение к трапезе. Святитель Феофан Затворник описывает такую картину: после трапезы дьякона обносят трубками всех присутствующих, начиная с самого патриарха Константинопольского".
По словам главного редактора студенческого журнала МДА "Встреча" священника Андрея ИГУМНОВА, "в Греции многие курят, не только среди мирян, но и среди духовенства. Но надо помнить, что греки долгое время были под турецким игом и многое переняли от турок, в том числе и курение". Прот. Максим Козлов объясняет столь разное отношение к табаку в Греции и России культурными особенностями. "Это различие проявляется на примере клириков. В Русской церкви священнослужитель, допускающий курение в публичной обстановке это большой соблазн для окружающих. А вот батюшка, выпивший на людях – это, может быть и не похвальная, но понятная слабость. А в Греции скорее наоборот: клирик, сидящий в кофейне с сигаретой, не вызывает ни у кого претензий, а перебравший вина это настоящий скандал".
Прот. Максим Козлов: "Это, несомненно, греховный навык. Прежде всего, по отношению к самому себе. Ведь курение это род медленного самоубийства. Во-вторых, по отношению к ближним: курение приносит вред окружающим. Далее, курение особенно если речь идет о клирике или людях, о которых известно, что они церковные большой соблазн для окружающих. Апостол Павел сказал: "Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего" (1Кор, 8, 11). Такое же отношение должно быть и к курению. Можно пофантазировать: если когда-нибудь, например, благодаря нано-технологиям, будут изобретены сигареты, улучшающие земную атмосферу, вырабатывающие кислород повышенного качества, укрепляющие здоровье курильщика и находящихся рядом с ним людей и не вызывающие зависимости тогда можно будет поставить вопрос о переводе этой греховной привычки на уровень нравственно нейтральных навыков".
Игумен Петр (Мещеринов): "Курение, конечно, гораздо меньший грех, чем алкоголизм под воздействием алкоголя поведение человека становится неадекватным, и он может нанести вред себе и окружающим, а при курении этого не происходит. Но курение требует от курильщика постоянного употребления табака, а это уже создает зависимость, делает человека рабом привычки".
Священник Андрей Игумнов: "Если в храм с покаянием придет преступник, то, конечно, я не стану ставить ему в вину курение, но по отношению к себе самому и к людям воцерковленным я считаю курение грехом. Впрочем, мне кажется, что грех этот сопоставим с любым другим пристрастием, подтачивающим здоровье: например, к крепкому чаю или кофе".
Отношение к курению меняется во всем мире. В первой половине XX века во всех странах курить было разрешено практически везде: в кинотеатрах, в общественном транспорте. Об этом ясно свидетельствуют кадры многих кинолент того времени. Но, начиная с 60-х годов, стало появляться все больше научных исследований, доказавших вредное влияние табака и его производных смол и дыма на здоровье не только курильщика, но и тех, кто находится рядом с ним. С 80-х годов прошлого века авиакомпании стали запрещать курение на бортах самолетов, постепенно вводится запрет на курение во всех общественных местах. О необходимости решительных действий против курения говорит статистика смертей, вызванных им: согласно докладу Всемирной Организации Здравоохранения, опубликованному в 2008 году, ежегодно от болезней, вызванных курением (рак, болезни легких, сердца, головного мозга и т.д.) умирают 5,4 миллионов человек. По данным российского Минздравсоцразвития, в нашей стране от курения ежегодно умирают около 400 тыс. человек. Неудивительно, что и в России принято решение поддержать общемировую борьбу с табаком.
Диакон Федор КОТРЕЛЕВ
Медитация на сигарету
О том, что курение опасно для здоровья, знают все. Но есть и другой аспект проблемы – нравственный. Является ли курение грехом – ведь ни в Евангелии, ни у Святых Отцов о нем ничего не говорится? Следует ли бороться с этой вредной привычкой, или можно все-таки позволить себе маленькую слабость? Не мешает ли она духовной жизни? Отвечает психолог-консультант центра "Собеседник", священник Андрей ЛОРГУС
Курение – грех или все-таки нет?
Это вопрос казуистики. Грех с какой точки зрения? Ведь грехов гораздо больше, чем названо в Библии, и такого свода грехов, который был бы принят всей Православной Церковью, тоже нет. Так что, если мы поставим перед собой задачу найти лазейку в тексте, в формальных правилах, то легко докажем, что курение не грех. Не запрещено значит разрешено. Но дело в том, что духовная позиция не опирается на пункты канонических правил. Подлинное православие в духе. И с духовной точки зрения курение, конечно же, совершенно неприемлемо. Это привычка, затрудняющая духовную жизнь.
А вино?
Употреблять вино можно, упиваться нет. Речь всегда идет о мере. Как ее определить? В православии мерой является совесть и сознание человека. Вся православная духовная практика нацелена на ясное, точное сознание, святые отцы постоянно говорили о трезвении, трезвомыслии. Никакие виды химического воздействия на сознание с точки зрения православия неприемлемы. Поэтому сколько можно выпить вина? До той поры, пока сознание твое ясно, чисто и адекватно. Сколько можно выкурить? Нисколько. Ведь даже минимальное количество табака вызывает измененное состояние сознания.
Даже одна сигарета? Одна затяжка?
Да, несомненно. Если курильщик затянется натощак на фоне сильного стресса, он может упасть в обморок. О чем это говорит? Именно о том, что даже одна затяжка сильно влияет на сознание человека.
Что такое "измененное состояние сознания"?
Это состояние необычное, нетипичное. Например, человек может впадать в транс, в эйфорию или чувствовать себя оглушенным, подавленным. Иными словами неадекватным. Нравственные ценности, семейные, родственные, дружеские связи на какое-то время отступают при этом на задний план или вообще пропадают. Например, человек в состоянии аффекта, озлобления может совершить любой поступок, потому что в этот никакие нормы для него не актуальны. Наркоман в состоянии ломки не помнит ни отца, ни матери, ни Бога, ни правил. Это и есть изменение сознания. По сути с курильщиком происходит то же самое. Конечно, совсем не в такой степени, как с наркоманом или алкоголиком. И всё же каждая затяжка воздействует на его сознание. А сколько таких затяжек от одной сигареты? А сколько сигарет в день? Эффект воздействия на сознание едва заметен, и потому курение не всеми признается опасным с психологической и духовной точки зрения. Но наркологи и христианские психологи считают, что курение делает человеческое мышление не совсем адекватным.
Некоторые утверждают, что курение помогает им сосредоточиться.
В действительности помогает – временно не курение как таковое, а изменение дыхания. Существуют мистико-оккультные и парапсихологические дыхательные практики. Их суть в медитации, в достижении того же самого измененного состояния сознания. Когда человек начинает дышать слишком интенсивно или в определенном ритме, с задержкой дыхания, например, у него могут возникать видения, галлюцинации, эйфория. Вот и во время курения тоже совершается определенный дыхательный ритуал курильщик пользуется дыхательной практикой, как медитацией. Вообще, люди думают, что в курении главное табак. Дым, конечно, влияет на сознание, но изменение дыхания тоже имеет большое значение.
Но человек даже не замечает, что медитирует.
Ну, так мы в жизни используем массу защит и приемов, не осознавая их. То же самое с едой. Люди ведь не замечают, что в состоянии стресса едят больше, чем нужно их организму. Или употребляют слишком много сладкого.
Начинающий курильщик переживает массу неприятных ощущений, но все же продолжает себя насиловать. Зачем?
Для новичка курение это всегда стресс. Он получает дозу яда, на которую организм реагирует однозначно отторжением. Да, это насилие над собой. Но чаще всего это насилие помогает человеку пережить какое-то более тяжелое насилие травму, унижение, хронический стресс. Дело в том, что травмированные люди тянутся к травматическим способам жизни. Некоторые психологи называют курение "оральной аутоагрессией" "причинением себе вреда через рот". Начало курения чем-то напоминает мазохизм причинить себе боль, чтобы не слышать другой боли. Но организм быстро привыкает.
Значит ли это, что первоначальной причиной курения всегда становится какая-то душевная травма?
Причин очень много. Дети, например, могут начать курить для того, чтобы казаться "крутыми" или "взрослыми". Женщины часто курят напоказ: сигарета в красивых ручках разве не элегантно! Поэтому для них очень важен маникюр, кольца, марка сигареты. Важно даже то, как на сигарете отпечатывается помада. А вообще мотивы могут быть самые разные, с каждым случаем надо разбираться отдельно. Чтобы понять, чего курильщику не хватает, надо понять, что для него значит курение. Возможно, ему недостает уверенности в себе, сосредоточенности, умения общаться, психологической защиты. И опять же, возвращаясь к вопросу о грехе: в каждом случае этот грех будет называться по-своему. Один таким образом уходит от реальности, другой не хочет разобраться в своих душевных проблемах и прибегает к таким псевдоспособам их решения. Видите, это же совсем разные грехи.
Но если тянет к сигарете, то разбираться в причинах надо всегда?
Что значит надо? Есть люди, которые не разбираются с собой никогда, и не испытывают в этом потребности. Но если человек ставит перед собой хотя бы самую малую духовную задачу "понять, кто я, зачем я живу" то рано или поздно перед ним встанет вопрос "почему и зачем я курю?".
А вопрос "почему я по утрам не могу обходиться без кофе?" перед ним тоже встанет?
Вполне возможно. Даже чай может стать деструктивной привычкой. Люди, склонные к зависимости, найдут, от чего зависеть от чая, курения, рулетки.
Возможно ли курение без зависимости? Хочу курю, не хочу не курю.
Тогда ответьте на вопрос, почему вдруг вы захотели курить? Ничего не бывает просто так.
Например, оказавшись в компании однокурсников, среди запаха дыма, человек, давно бросивший курить, испытывает желание взять в руки сигарету.
Надо разбираться, почему именно в этой среде у него возникает такое желание. Приятно пахнет? Значит, зависимость от курения живет в нем, тело ее помнит. Тяготение и есть зависимость: вы видите бутылку и тянет выпить, слышите запах дыма и тянет закурить. А любая зависимость есть порабощение воли. Это еще один аспект духовной страсти. Курение, с православной точки зрения это страсть. Если в начале сигарета "успокаивает", то потом ее отсутствие может довести до бешенства. Для курильщиков "со стажем" большая проблема дождаться причастия, не выкурив ни одной сигареты с самого утра. Грустное зрелище, когда, выйдя за ворота храма, человек дрожащими руками достает пачку сигарет, затягивается и его лицо расплывается в блаженной улыбке...
Бросать курить это всегда болезненно?
Бывают чудеса, когда закоренелый курильщик бросает и не переживает при этом никакой ломки. Но тут скорее можно говорить о вмешательстве Божией благодати. Как правило, преодолеть эту страсть непросто.
Многие при этом становятся злыми, раздражительными, иногда неадекватными. Разве это не измененное состояние сознания?
Конечно, измененное. Но ломка как раз самое удачное время для того, чтобы задаться вопросом "Почему мне так плохо?" Есть ломка физиологическая как реакция организма на перестройку, и она довольно быстро проходит. Но существует еще психологическая ломка: вот я сижу в компании без сигареты и мне неловко, некомфортно, я как будто себя потерял. Как раз в этот момент можно распознать причину зависимости и начать с ней работать. С причиной – а не с симптомом! Ведь когда человек курит и ему хорошо, он не готов осознавать свои духовные проблемы. А вот когда ему плохо – тогда самое время разбираться.
Говорят, отказаться от курения легче, если бросил кто-то из родственников или друзей. Значит, бросая курить, человек не только заботится о себе, но, возможно, помогает еще кому-то?
Думаю, да. Антиреклама курения не будет действовать до тех пор, пока курят люди для нас значимые. И никакие запретительные меры тут не помогут. Государство принимает законы, но их же никто не выполняет. И дальше не будет выполнять, если не изменится настроение в обществе. Помните, во второй половине 90-х у нас в стране появилась мода на здоровый образ жизни? И сразу все изменилось! Как только элита общества начала посещать спортзалы, бегать трусцой, уезжать на дачи, это мгновенно стало нормой для большинства. Духовное состояние общества – это то, что мы называем общественным сознанием. Пока оно не изменится – ряды курильщиков будут расти. А если в обществе поймут, что курение не вредная привычка, а манипуляция своим сознанием, тогда начнется освобождение от зависимости.
Источник: Православие и мир