ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Куда уходит вера, в какие города?

Николай Боярчук :: 07 февраля 2007

Смогут ли эстонские староверы сохранить свои самобытные традиции? Об этом, побывав на крошечном острове Пийриссаар в Чудском озере, размышляет наш корреспондент

На развалинах жизни

Что делать бродяге и журналисту за семь минут до восхода солнца на богом забытом и полузаброшенном острове, если не исследовать его потаенные уголки? Правда, далеко здесь не разгонишься. Кругом смешанный с кустарником лес и болота. Причал, к которому вчера поздно вечером прибыл паром, давно разрушенная и никому не нужная ферма, да единственный на весь остров дорожный знак – "кирпич" – сообщающий о том, что движение автотранспорта запрещено с одиннадцати вечера и до шести утра. На знаке висит паутина – но ночью на дороге все-таки тарахтел какой-то старенький трактор...

А вот и местное кладбище. Все прибрано и аккуратно. Русские имена и фамилии. Неподалеку от пустующего православного храма – поповский колодец со святой целебной водой. Рядом развалины бывшего некогда жилья: хлам, рваные рыбацкие сапоги, ржавый фонарь, вилка, детский сандалий и женская туфля. Поверх разрухи выросла большая и красивая красная лилия.

Это остров Пийриссаар, что на Чудском озере. Совсем недавно – жемчужина эстонского Причудья и оплот староверчества.

Еще в автобусе, которым я ехал из Тарту в Лааксааре (с этого хуторка на берегу озера ходит два раза в неделю паром на остров – Авт.) пришлось обратить внимание на небольшую компанию подростков. Всю дорогу пили пиво из двухлитровых пластмассовых "фугасок" и продолжали это дело и на пароме. Один изрядно пьянехонький паренек сначала прилипал к нетрезвой девчонке. А потом, ночью, совсем уже невменяемый, тупо ломился в жилище, которое было выделено мне, как гостю, в обычно пустующем здании бывшей библиотеки, ныне совмещающем функции медпункта и гостиницы.

Оказывается, неподалеку от этого дома и рядом с эстонской погранзаставой – огромная поляна этакого сакрального назначения: на ней летними вечерам собирается приезжающая под отчий кров из городов Эстонии молодежь. А на Петровки, то есть в Петров день, здесь же, по традиции, взрослые со всего Причудья отмечают День рыбака и престольный для староверов праздник. Сжигают старые лодки, в огромном чане варят уху на всех и упиваются... до положения риз. Об этом много чего нелицеприятного и в подробностях могут рассказать вам соседи-пограничники.

И такой вот букет первых впечатлений вывел невольный вопрос к уважаемым островитянам: братцы, староверы, а где вера-то ваша, вера непоколебимая и особая, отличная от всех прочих тем, что вы всегда были упорными в труде и в морали, и грехов мирских держались подальше? Вы ж некогда попов православных напрочь отвергли как раз для того, чтобы жить веками на этом острове уединенно, религиозно и хранить себя от соблазнов антихриста! Все зря?

Остров невезения

Вопрос мой отнюдь не праздный. Знаю не понаслышке, что и в парламенте Эстонии, и в ее ученых кругах, занимающихся народонаселением и национальными меньшинствами, сам факт наличия в Причудье русских староверов с их особым житейским укладом, культурой и вероисповеданием считается едва ли ни мировым феноменом.

Историки утверждают, что русские старообрядцы появились на эстонской стороне Чудского озера в конце 17 века. Это были раскольники, которые после реформ Никона (1653–1656 гг.) бежали из Новгородской и Псковской губерний в Эстляндию и Лифляндию, спасаясь от преследований православной церкви. В начале XX века в Эстонии насчитывалось около 10 000 староверов, объединенных в 12 приходов. Все они были очень религиозны, бережно хранили традиционный уклад и образ жизни своих дедов и прадедов.

Но за последние 30 лет случилось невероятное: в связи с ослаблением в регионе хозяйственной деятельности жители староверского Причудья потянулись в другие, благополучные с житейской точки зрения города и страны. Регион пережил катастрофическое снижение численности населения, чуть ли не наполовину.

Отчасти может быть и поэтому многие в Эстонии говорят, что Причудье требует бережного к себе отношения. И это несмотря на то, что государство эстонское по сути – моноэтническое, что и закреплено его Конституцией.

Но благие пожелания в нашей жизни, как известно, слишком часто расходятся с действительностью. А потому давайте посмотрим, как же на самом деле остров Пийрисаар чувствует себя сегодня?

Условно он разделен на три небольших деревеньки. С одного края почти неслышно живут эстонцы. С другого – преимущественно староверы. Там и церквушка их. Сегодня – яблоневый Спас, и с утра пораньше у молитвенного дома – группа солидных мужчин в опрятных костюмах и с чистыми лицами. Они ждут начала службы. А вести ее будет матушка, то есть женщина, потому как мужчин, знающих Правило и грамоту старообрядческую на острове не осталось.

– Вы позволите вас сфотографировать?

– Э, нет! Сначала извольте доложиться: кто вы и откуда и зачем? – отвечают и в шутку и всерьез мужчины. И строгость староверская к чужаку в этом присутствует. Но помаленьку разговор зачинается, потому как за жизнь мы говорим и про то, что происходит с островом, и про то, что жителей на нем с каждым годом все меньше и меньше. Да и может ли быть иначе, если молодежь здесь нынче и вовсе не живет. Только на лето к бабушкам да к дедушкам и приезжает. И в городах она не молитвам обучается, а водку пить и музыку бесовскую слушать.

Веру укрепляет надежда

– В прошлую зиму десять гробов привезли на остров из города, – сетует Василий Трофимович Кобылкин. Ему – 73 года. Был он председателем местного рыболовецкого колхоза. Помнит войну, помнит, как всех русских эвакуировали с острова, и как стреляли с эстонской стороны, если кто-либо пытался приблизиться к брошенным впопыхах своим домам.

– Уходят из жизни пенсионеры и ветераны. А замены им нет. Потому что теперь на острове молодым делать нечего, – рассказывает Василий Трофимович. – Все необходимое для жизни – дрова, продукты и прочее – приходится завозить с берега. И гробы оттуда же везем. А ведь раньше у нас огромное стадо коров было, теперь нет ни одной буренки. И масло пийриссааровское славилось даже за пределами Эстонии. Зато сейчас на некошеных давно угодьях развелось много змей, они, бывает, и в дома пустующие заползают.

– А вера как? Тоже уходит?

Мужчины у молитвенного дома – люди серьезные и трезвые. И отвечают без приукрашивания:

– Все было бы по-другому, если бы жизнь не понуждала людей Причудья искать заработки и благополучие в городах и подальше от родного крова.

Работы здесь действительно нет никакой. Следовательно, нет и денег. А когда у людей нет денег, то и прелести современной цивилизации обходят остров стороной. Суровая логика рынка.

Пока разговариваем, к нам подходит и настоящий старожил острова – Федор Карпович Кондратьев: пышная седая борода, шикарная шляпа, а глаза сияют и искрятся благодушием.

– Вам сколько лет, Федор Карпович?

– А! Не помню. С 1913 года я....

"Губернатором" острова и председателем волостного собрания служит Мария Петровна Короткова. Уникальная женщина с крепкой хозяйственной жилкой. В ее руках нынешний и, возможно, будущий день Пийрисаара. На ее огороде, на жердях, подвешена мертвая ворона.

– А вы не представляете, сколько хлопот доставляют эти каркуши для тех, кто еще что-то растит и сеет на огородах! Склевывают все! – поясняет Мария Петровна. Она живет с парализованной после инсульта мамой. Изредка на выходные к ней приезжает из Тарту сестра Любаша. Другая сестра Марии Петровны уехала на жительство в Финляндию, нашла там себе кавалера.

А лук, кстати, в Причудье издавна растят, как картошку – в количествах даже по нынешним меркам, когда почти все заброшено, неимоверным. Знатный, отборный лук, о котором некогда знали хорошо на всех рынках соседней Ленинградской области. Лук, как и рыбалка, были в свое время главной частью неплохих доходов староверов всех деревень, что раскинулись по эстонскому берегу Чудского озера. И для жителей острова это было смыслом жизни – молитва и труд.

IX Съезд старообрядческих общин Эстонии в д. Межа на о. Пийриссаар 11-12 июля 1933 года

– Уходит вера, Мария Петровна?

– Кто вам сказал? Ничего подобного! Да, время трудное пришло. Но не безнадежное. Люди помаленьку возвращаются в родные места...

– ???

– Правда, немолодые уже, – поясняет хозяйка острова. – Помаются в городах, а доживать свой век все же к отцовым избам стремятся. Есть среди наших староверов и медики, и учителя, и механизаторы, и отменные строители. Но пока что они в городах живут, и кто-то в Литве, кто-то в Эстонии, кто-то в России. Разлетелись кто куда, а домой, если и возвращаются, так только после неудачи какой-нибудь житейской. Или чтобы ухаживать за престарелыми родителями.

– Так кто же сохранит и продолжит старообрядческую линию? Я видел вашу молодежь и ее интересы...

– Портит город наших людей. Но не всех. Я верю в то, что остров наш выживет. И вера не пропадет.

На то мы и староверы!

Идем вместе с Марией Петровной по дворам, чтобы просто поговорить с народом и послушать мнения его постоянных и летних временных жителей. Что день грядущий острову готовит?

Федор Феклистов, живет в Таллинне. Там посещает старообрядческий храм, учит старательно старообрядческий канон. Приехал на выходные к отчему крову.

– Да, мужчин сейчас нет, женщины ведут службу. И большинство из наших на остров нечем заманить. Заглохло почти все.

– А сами вернетесь?

– Может быть. Вот доработаю до пенсии, а там будет видно.

Андрей Ершов, на острове живет постоянно, рыбак. Насчет веры и сохранения традиций много не говорит. А считает, что основная проблема для островитян – это рыбалка.

– Реально пока то, что государство никак не способствуют нам в улучшении положения. А зачастую только усложняет жизнь в лице своих ретивых чиновников. Ну, разве это не безобразие, что мы, местные жители, сегодня не имеем права даже ловить рыбу из озера. То есть право есть – разрешена одна сеть на одну "трубу". Но зато какие-то чужаки приезжие из других уездов Эстонии, например, из Йыгева, имеют право ловить на озере как хотят и где хотят. И сетей у них побольше нашего.

Откуда дровишки?

С материка, вестимо...

В сетованиях рыбаков не много преувеличения. Для промысловиков Пийриссара проблема начинается с границы. Отсюда до России – два километра по воде. А до самой границы – несколько сот метров, которые рыбакам нельзя пересекать. Мало того, пограничники оттяпали себе еще двести метров воды ближе к берегу, сделав эти метры запретной зоной. Так что теперь и особенно при мелководье до рыбы путь, ой – неблизкий для рыбацкой лодки. А бензин не дешевый.

Фома Бабин, тоже рыбак, согласен, что вера слабеет и уходит с острова. Но не в падении нравов дело. Повинны в том внешние причины. Власти городские и столичные по-своему видят будущее Пийирисаара: якобы планируют развернуть здесь для иностранцев этнографическую деревню – поселение викингов. С ладьями и парусниками. А для этого задумали сделать коренных жителей острова заложниками неимоверного кредита. Под строительство канализации...

– Будете писать про нас, так про это и скажите в первую очередь, – предлагает мне Георгий Романенков, коренной пийриссаарец, поживший в свое время немало на "материке", но вернувшийся на остров к отчему крову и рыбачьему промыслу.

– Наседают на нас! Можно сказать, в грязь пытаются опустить!

– ?!

– Да, да. Я о том говорю, что вот уже несколько лет из нашей староверской деревни хотят сделать рай для туристов, – поясняет Георгий и на полном серьезе беспокоится. – Вы представляете, здесь хотят построить 250 новых домов! То есть продать нашу землю иностранцам – шведам или финнам, чтобы был здесь приют туризму. Но ведь это и нереально, места на острове и так нет для строительства. Наших домов сейчас здесь от силы 90-95. Куда же строить еще? И во что тогда превратится остров?

Георгий Романенков семь лет возглавлял волость (его-то и сменила на посту Мария Короткова – Авт.) Вот как получается: мужчина махнул рукой на административные проблемы, ушел в простые рыбаки – уж слишком образовался тугой узел из неразрешимых вопросов – а женщина воз тянет. И она, как "губернаторша", тоже решительно против заселения острова чужаками. И выражает не только свое личное мнение, но и то, о чем думают староверы-островитяне.

– А вы знаете, это неправда, что рыбы в озере в последние годы не стало! – замечает Георгий Романенков. – И в том, что происходит с уровнем воды – нет никакой вины Нарвских электростанций, как многие считают. Вода играет по законам цикличности – это природное явление. А рыба вся – знаете, где? Нет, не на российской стороне. В пограничной зоне, куда не имеют право заходить ни наши, ни российские рыбаки. Рыба – не глупая, она сама разобралась, где ей лучше, где никто не мешает, и нет никаких сетей. И основные ее пути теперь в этой самой запретной зоне.

Вот они, видимые болевые точки сегодняшнего Пийриссара. Но далеко еще не все. Новая жизнь сломала и продолжает ломать то, что прежде устояло и укрепилось, что давало возможность выживания. Лук, например, во множестве раньше выращиваемый не только на острове, но и во всем Причудье, сейчас девать некуда – нет рынка сбыта.

На острове людям заниматься нечем. Впрочем, и в прибрежных деревнях не многим больше рабочих мест. Потому они и уезжают в города, на "материк". Там ищут своей лучшей доли. А зимой на острове остаются всего человек 90 – пенсионеров – стариков и старух в основном. И только летом расцветает Пийриссаар многолюдьем – съезжаются староверы – и стар, и млад на родную землишку, к очагу семейному и родовому. Ремонтируют свои дома, лук растят, рыбу продолжают добывать, как бы ни было это трудно сейчас. И в молитвенном доме обряд свершают. И туристов мало-помалу все-таки начинают принимать – они здесь уже не редкие гости.

– А в гости к нам – всегда пожалуйста, в гостеприимстве мы не откажем, – говорит на прощание Мария Короткова. – Только вот переделывать себя пока что не собираемся. И землю свою с чужими делить не намерены. Ни зимой, ни летом! На то мы и староверы!

Таллинн – Тарту – Пийриссаар

Наша справка

Пийриссаар (по-эстонски Piirisaar) – в переводе на русский означает "пограничный остров". Находится в южной части Чудского озера – т ретьего по величине озера Европы ( после Ладожского и Онежского). Площадь составляет всего 7,3 кв. км, (длина около 5 км , ширина 2,5 км ).

Ландшафт острова низменный, территория сильно заболочена, покрыта ольховыми рощами и низкой болотной березой, местами лугами и густыми зарослями камыша. Население Пийриссаара за последние годы сократилось почти в четыре раза и составляет всего 90 человек. Основное занятие – рыбный промысел и огородничество.

На острове действует русская старообрядческая община, у которой есть свой храм. По данным статистики всего в Эстонии сегодня проживает 2515 прихожан-староверов. Старообрядческие общины рассеяны по всему свету – в США и Южной Америке, в Румынии и Польше, в России и Турции, в Финляндии и Белоруссии, в Латвии и Литве. Есть сведения, что потомки боярыни Морозовой в настоящее время живут в Финляндии

По материалам источников: Самарское Староверие

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама