6 февраля, 325 лет назад, состоялось первое заседание Собора никонианской церкви 1682г. Одним из итогов собора стало издание указа о старообрядцах, предписывавшего разыскивать их и сжигать в срубах.
Собор открылся в понедельник, 6 февраля 1682 г., в Москве. На нем присутствовали патриарх Иоаким, 8 митрополитов, 3 архиепископа, 1 епископ, 12 архимандритов и 10 игуменов. На рассмотрение собора правительство царя Феодора Алексеевича предложило план широкой, почти что революционной перестройки всей системы русской иерархии, который, впрочем, во всей полноте осуществлен тогда не был. Вместе с тем, особый отдел постановлений собора был направлен непосредственно против защитников древлего благочестия, которым запрещалось собираться на молитвы в частных домах и которых духовенство должно было отсылать к государственному суду для последующего наказания. Царская грамота того же 1682 г. давала епископату новые, расширенные полномочия по борьбе с "расколом". О характере мер, предусмотренных соборными постановлениями начиная с 1682 и кончая 1685 г., весьма красноречиво говорят документы:
"Раскольников, которые хулят святую церковь (имелась в виду никонианская церковь. – К.К.), производят в народе соблазн и мятеж и остаются упорными по трикратном у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе. Если у казни покорятся святой церкви, отсылать в монастырь под строгий надзор и по окончании испытания молодых и неженатых не выпускать из монастыря до конца жизни, чтобы они снова не увлеклись в раскол; а женатых отпустить на поруки, и когда окажется, что они снова предались расколу, казнить тою же смертию. Тех, которые перекрещивали взрослых и детей, называя прежнее их крещение неправым, казнить смертию. Тех, кто перекрещивал других, хотя бы и покорился церкви, после исповеди и причастия казнить смертию без всякого милосердия. Тех, которые перекрещивались с своими детьми, если раскаются, бить кнутом и отсылать для исправления к местным архиереям, а если останутся упорными, казнить смертию. Обличенных в укрывательстве у себя раскольников, в доставлении им пищи, пития и т.п., если сознаются, одних, судя по вине, бить кнутом, а других ссылать в дальние города. Кто держит раскольников с порукою, не зная об их расколе, с тех брать пени.
У раскольников, у которых объявятца дворы и поместья, и вотчины, и лавки, и иныя промыслы, и заводы, а также и по раскольщиках порутчиков, которые ручались ведая и сосланы будут (за свою поруку) в ссылки, и те их поместья и вотчины и дворы и лавки и промыслы и заводы отписывать на себя Великих Государей и продавать по оценке с большей наддачей для того, что по таким сыскным делам на прогоны и посыльным людям в жалованье их Государские денежные казны исходит не малое число" (Барсов Е. В. Новые материалы для истории старообрядчества XVII–XVIII вв. М., 1890. С. 25 и далее).
В связи с постановлениями этого собора уже в апреле 1682 г. в Пустозерске были сожжены протопоп Аввакум и его соузники. Их имена открывают новую страницу в начатом никоновскими реформами мартирологе пострадавших за Древлеправославие. Большинство имен пострадавших мы не знаем. О других повествует созданный поморским киновиархом Симеоном Дионисьевичем "Виноград Российский", этот "старообрядческий мартиролог, наполненный кровью, томлениями, застенками, пытками, плахами, огнесожжением и прочими казнями. И до того ужасное впечатление производит это страшное сочетание в одном месте призраков смерти с клещами, трясками, дыбами, хомутами и живыми кострами, что по прочтении вас давит какой-то тяжелый кошмар. Да неужели, думаешь, могли такие вещи проделывать люди? За что? И по какому праву?" (Вл. М-ов. Предисловие // Денисов С. Виноград Российский, или Описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие. М., 1906. С. 8).
Об этом сообщает " Староверы в Рыбацком"