ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Ужасы нашего городка. Сериал "Школа"

Лариса Шорина :: 25 января 2010

В эфире всех радиостанций царит радостное возбуждение, блогосфера напряженно вибрирует: "показывать – не показывать", "разрешить – запретить", "есть ли элементы порнографии или на экране просто натура"... Наконец-то появился лояльный повод для активного выражения общественной позиции. Все смотрят фильм про современную школу режиссера с экзотическим под родными осинами "лейблом" Валерия Гай Германика. Жанр этого действа определен абсолютно точно, технологично и исчерпывающе – проект. Стилистика – псевдокументальность: небрежно выстроенный кадр, словно снятые камерой мобильного телефона лица, уличная лексика диалогов. Узнаваемая подростковая толпа, серые лица учителей.

Мы каждый день видим вылетающую из школьных дверей юную поросль в куртках анилиновой расцветки, изукрашенную татуировками и серьгами в носу. Знаем, в подавляющем большинстве понаслышке, о пивной и наркотической зависимости подростков, о проблемах учителей. Картинки, которые нам доставляет телеэкран, пугающе убедительны – курение на чердаке, пиво в школьных коридорах и процессы размножения в самых неожиданных уголках школы. Картины домашнего существования не лучше – между родственниками непонимание, доходящее до ненависти. И мы признаем рассказанные нам истории за самоочевидную истину, в ужасе замираем при мысли, что завтра нашим детям надо идти в эту кунсткамеру, а нам – проходить мимо нее. Но смотрим сериал с пока не ослабевшим интересом.

Сериал сделан динамично и жестко. Сюжетные линии развиваются остро, но правдоподобно, без авантюрности, язык персонажей живой, характеры психологически отчетливые. Что тут скажешь: громадная творческая группа, состоящая из восьми сценаристов и трех режиссеров, работает слаженно и грамотно. Нам наглядно и занимательно показывают, как непереносимо, как непоправимо и беспросветно погибает юность нашей страны под прессом бездарности наших учителей. Аминь.

На этом можно было бы и закончить, если бы не замечательно интересный и уже по-настоящему содержательный "спектакль", закручивающийся вокруг внеэкранной жизни "Школы". Первый пласт его содержания – масштабное кокетство самопрезентации. "Спектакль" начинается от псевдонима режиссера – одновременно и главного персонажа этой всеобщей игры в "остроту социальной проблематики". Псевдоним, естественно, вызывает культурные ассоциации, в данном случае заставляет нас вспомнить о Древнем Риме, его брутальности и экспансионизме. При этом неожиданно, словно под влиянием мистики имени, появляется объяснение внутреннего смысла проекта. Все эти острые сражения "маленьких негодяев" и "дрянных девчонок" на самом деле просто гладиаторские бои, "хоррор"-зрелище для адреналиновой стимуляции добропорядочного обывателя. Словом, ничего личного.

Авторская компания, конечно, принципиально отказывается от поэтического, даже эстетического взгляда на своих персонажей. Любви ведь нет не только между героями сериала, авторы также не любят придуманных ими мальчиков и девочек, не жалеют и не сопереживают им. Даже если в сценарии делятся своим личным опытом. Потому в этом сериале не может быть и художественной завершенности (что требует личностного отношения), а значит, не будет просвета в бесконечной череде злобных выходок подростков, глупости и подлости взрослых. Это мир без будущего, мир, который просто не знает, что такое добро. А зло не может дать выход, не может быть перспективой – оно закукливается в себе.

Но растревоженная зрительская аудитория, естественно, хочет подробностей. "Автора! Автора!". В этом формате предлагаются многочисленные интервью Гай Германики. Суть здесь проста, как перст: "Школа – кошмар моей жизни". Что ж, уже много раз доказано, что кошмар – это именно та субстанция, из которой легче всего качаются различные дивиденды. Например, удовлетворение невинного женского тщеславия гримасничаньем перед фотообъективом. В СМИ предложена целая панорама портретов "актуального" режиссера. Ну как тут не вспомнить мольеровских "Смешных жеманниц"! А то, что джинсы и ногти синие... ну, так в каждую эпоху у жеманниц своя спецодежда.

Очевидно, точно понял правила игры в сериальный пинг-понг и заместитель министра образования и науки Исаак Калина, который в связи с фильмом сообщил, что "школа является единственной площадкой для переговоров между детьми и взрослыми". Это что, та экранная школа, которая кошмар, где пьют пиво... ну, и прочее, неудобопроизносимое? Ситуацию не надо срочно исправлять, а детей не надо воспитывать, с ними надо переговариваться? Настораживает этот клубок противоречий: если на экране показана правда, то где мера ответственности министерства образования, допускающего, не ведающего, не справляющегося с ситуацией? Если клевета – то злобная, порочащая школу, должно быть обидно. Словом, кто-то на кого-то должен бы подать в суд. Но если это всего лишь игра в большом "спектакле", то дело другое, стрелы критики идут по касательной. Да и не критика это, а обыкновенный "ужастик", просто напоминающий реальность, которая исчезает, если вовремя нажать на кнопку пульта. Ах, ну, да, это же не министерство виновато, а общество...

А пока – полное раздолье для многочисленных упражнений в красноречии по поводу того, можно или нельзя такое показывать детям, такие или еще какие-то безобразия происходят у них в классе или в соседней школе. Царит какое-то странное мазохистское умиление: вот как у нас все плохо, и как мы про это здорово говорим. Между тем острейшие проблемы школы действительно существуют, и сериал действительно многие из них высветил. Даже обозначил, пожалуй, главную – полное отсутствие ценностных ориентиров в школе. Сорваны все возможные нравственные установки, начиная от представлений о добром и злом и кончая этикетом в обыденном общении и элементарными требованиями к внешнему облику.

Возможно, чуть сложнее с задачами нравственного воспитания. Здесь надо использовать хотя бы незначительные аналитические способности. И тогда можно увидеть, что сегодня наше общество выявило поразительный драматический конфликт, два типа разнополярных героев. Милиционеры из-за плохого настроения массово убивают неповинных граждан, а священники гибнут под пулями, пытаясь противостоять распустившемуся злу. Вот такой у нас сейчас жизненный "кинематограф, черно-белое кино"! На кого же следует опереться обществу?

Дальше ведь простая логика: школа остро нуждается в авторитетной и жизненно – жизнью! – доказанной системе ценностей. Эту систему предлагает сегодня только Церковь. Так не следует ли немедленно, спасаясь от неминуемой гибели (см. сериал "Школа" реж. Валерии Гай Германики) начать преподавание "Основ православной культуры"? "Основ исламской культуры"? Не сокращать, а наращивать преподавание гуманитарных предметов? Не убогими тестами, а нормальными письменными сочинениями проверять знания литературы и истории? Министерство образования сможет сесть за стол переговоров с подростками, только если вверенные его попечению школы успеют воспитать переговорщиков, неизвестно какими путями уведя их из объятий "пивасика" и "герыча". Но практика показывает, что эта логика слишком сложна для чиновников часто поминаемого сегодня министерства.

Итак, за картинками, как бы снятыми на камеру мобильного телефона, может высветиться большая и важная проблема, если, конечно, ее захотеть и суметь увидеть. А можно резвиться, снимая и снимаясь в стиле "треш", нагнетая реальные и придуманные ужасы просто для потехи обывателя. Это ведь печальное наследие "Дома-2" – выставлять напоказ худшее в себе, точно зная, что на это откликнется худшее в личности невоспитанных подростков. Или тех, кто в любом возрасте обречен оставаться невоспитанным подростком.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама