Семинар "Социальное служение в современной Русской Православной Церкви и стереотипы поведения православных верующих в обществе" прошел 25 января в Московском центре Карнеги в рамках программы "Религия, общество, безопасность". В качестве основного докладчика выступил кандидат философских наук, доцент философского факультета Высшей школы экономики, участник исследовательского проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России" Борис Кнорре. В обсуждении приняли участие религиоведы, социологи, представители Русской Православной Церкви и других конфессий и религиозных организаций.
По словам докладчика, задачей исследования является анализ установок, социальной этики церковной субкультуры. Прежде всего он отметил "двоякое понимание" термина "социальное служение": во-первых, это помощь социально обездоленным, больным, нищим, социально уязвимым, во вторых в более широком смысле – служение обществу в целом.
Что касается первого аспекта, то картина здесь, по словам Б. Кнорре, "неоднозначная и малопрозрачная". В числе "удачных социальных проектов" Русской Православной Церкви докладчик назвал социальный комплекс в пос. Саракташ (Оренбургская обл.), социальный центр в Нижнем Новгороде, реабилитационный центр в с. Никольское, а также Свято-Димитриевское сестричество в Москве. Есть также Всероссийское общество православных врачей, которое действует в 43 субъектах РФ, Координационный совет женских благотворительных организаций.
Что касается их количества, то в Русской Православной Церкви нет точной статистики: последние данные в Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению поступили в 2004 году. Согласно этим цифрам, в РПЦ существует 2 253 социальных центра; из которых 1 577 благотворительных столовых, 183 богадельни и 161 детский приют. Что приходится на оставшееся число 332 – "никто не знает". Более того, выясняется, что большинство благотворительных столовых – это столовые при храмах для бесплатного питания сотрудников. Борис Кнорре особо отметил деятельность Православного благотворительного братства во имя Всемилостивого Спаса (Спасское), возглавляемого протоиереем Аркадием Шатовым, которое пытается наладить координационную деятельность и сумело создать информационную службу. "Шатовцы" создали базу данных, согласно которой существует 66 групп милосердия, 12 патронажных служб, однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что большинство этих служб существует только "по отчетам" и в реальности не работает. Также не выполнено большинство декларированных задач и в сфере работы с молодежью, хотя, отметил докладчик, и здесь существуют "удачные проекты" – например, Патриарший центр духовного развития детей и молодежи.
Что касается сферы образования, то успешно сложилась судьба тех учебных заведений, которые создавались по инициативе и при поддержке мирян. Православные гимназии, активно открывавшиеся в 90-е годы как альтернатива советскому образованию, не имели средств и квалифицированных педагогов, и не только не получали поддержки Церкви, но и получали "нагоняй". Даже в одной из лучших православных гимназий – гимназии в Ясеневе родители учеников "писали доносы Патриарху", что гимназия отступает от традиций благочестия, и слишком много ее выпускников поступает в светские вузы. По словам докладчика, ему, сотруднику Отдела религиозного образования и катехизации в те годы, запрещали предавать огласке информацию о том, что "большинство выпускников православных гимназий поступает в вузы, а не в семинарию".
Борис Кнорре особо коснулся поведенческих установок внутри церковного социума. Прежде всего он отметил проблему "дефицита солидарности" социальные центры не получают поддержки со стороны Церкви под предлогом отсутствия средств. "Это говорится уже в течение 20 лет, но сейчас, когда Церковь встроилась как институт в политику и в общество, говорить об этом не корректно", отметил он. По его мнению, нужно говорить не об отсутствии денег, а об отсутствии системы их распределения: нет денег на оплату труда сотрудников, при этом тратятся несоразмерно большие средства на "церковную парадность" фуршеты, концерты и т.д.
Есть проблемы и в отношениях внутри церковных организаций. Отсутствие "договорного начала" приводит к хаосу, а принцип "во славу Божию" ставится во главу угла, делается установка на "церковно-общественную пользу". Человеку предлагают работать на совесть, не давая при этом никаких социальных гарантий. Вопрос о деньгах становится неуместным в рамках церковной субкультуры. Средняя зарплата сотрудника церковной организации в Москве составляет примерно 8-8,5 тыс. рублей. Кардинальную роль в таких отношениях играет "благословение" по благословению принимают на работу и увольняют с работы, открывают библиотеку, совершают паломничество и т.д. , а работа, которую выполняет работник, является послушанием. Таким образом церковная организация превращается в "мини-монастырь". Церковный деловой этикет отражает парадигмы средневекового сознания: сами заявления становятся "прошениями", в которых подающий испрашивает "благословения у Вашего преподобия", себя называя "недостойный послушник".
Является проблемой и "синдром выгорания" в церковных организациях, в особенности у сестер милосердия, который, по словам докладчика, не встречает понимания у духовенства.
Отвечая на вопросы о возможной модернизации в Русской Православной Церкви при новом предстоятеле, Борис Кнорре отметил стремление Патриарха Кирилла "систематизировать работу Церкви, привести ее к упорядоченному режиму", изменить стереотипы существования субкультуры (например, ввести оплачиваемую должность катехизатора, социального работника). Однако "Патриарх Кирилл – это человек", а есть традиция, которая сложилась до него, и уже появились протесты, негативные отзывы на эти начинания. Епархии не привыкли "к распределению финансов, здесь все хаотично", отметил он. Говоря о реформе приходского устава, Б. Кнорре отметил особенность позиции Патриарха: он понимает опасность церковных народных традиций. И его, считает докладчик, можно понять: традиция отношений такого рода сформирована "снизу", это "низовая традиция". В то же время, ограничивая деятельность мирян уставом, Патриарх пошел на "беспрецедентный шаг": создал православный корпус в рамках движения "Наши", который не подчиняется Отделу молодежного служения РПЦ, являясь структурой, "параллельной приходской".
Алексей Малашенко, подводя итог докладу и работе семинара, отметил, что "наше общество временной пассионарности очень схоже с Церковью". "Будет меняться общество – будет меняться и Церковь", считает руководитель Московского центра Карнеги.
Источник: Благовест-инфо