Ваше Святейшество!
Ваши высокопреосвященства! Уважаемые участники Рождественских чтений!
На прошлой неделе Президент нашей страны Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил инициативу "Наша новая школа". Новые подходы, заложенные в инициативе, исходят из того, что в быстроменяющемся мире современный человек должен быть готов к ответу на постоянно возникающие вызовы. Несмотря на это, а скорее даже вследствие этого, все большую роль приобретают "вечные ценности". Духовно-нравственная составляющая была, и есть, и всегда должна оставаться основой любого развития.
Если попытаться возложить решение задачи воспитания исключительно на школу, мы бы тем самым обеднили и себя, и весь потенциал развития и общества, и страны. Нет сомнений в том, что только мы все вместе и семья, и школа, и важнейшие общественные институты, к которым, безусловно, принадлежит Церковь, можем сохранить в наших детях открытость к добру и умение противостоять злу, которого сегодня, к сожалению, немало в мире.
Такое сотрудничество, единство немногого стоит, если оно не подкрепляется конкретными шагами и действиями.
Святейший Патриарх в своей речи упомянул одно из важнейших событий этого года. Хочу еще раз вернуться к нему. Я имею в виду решение, которое по предложениям духовных лидеров страны принял Президент России. Решение о партнерском участии православной церкви и других конфессий во введении в школе основ духовно-нравственной культуры. Это тот случай, когда принятое на высшем уровне решение было немедленно воспринято и нашло практическое воплощение.
Не первый раз во время рождественских чтений мы обращаемся к той большой, очень важной каждодневной работе, которая кропотливо ведется на всех местах, во всех регионах с участием РПЦ. Это поддержка детей-сирот и беспризорников, подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их семей, детей-инвалидов и других социально уязвимых маленьких граждан. Помощь им в обретении нравственных ориентиров и жизненных целей и просто практическая помощь, без которой им эти цели трудно реализовать это та задача, которая решается в сотрудничестве и в огромной степени по инициативе Русской православной церкви. Это участие в развитии разнообразных форм дополнительного образования, олимпиадного движения школьников, помогающего им почувствовать и проявить интерес к родной истории, языку, культуре. Профессиональная поддержка учителей, которая становится еще более значимой и востребованной в Год учителя. И, конечно, это большая практическая работа в регионах по преподаванию курсов и дисциплин, направленных на освоение основ и истоков родной культуры, истории нашей родины, участия РПЦ в становлении государственности на Руси. Несомненно, вся эта огромная текущая работа сегодня не менее нужна и востребована, чем в прошлые годы.
Не перечеркивая, а усиливая и развивая эту работу, Церковь в содружестве с другими конфессиями и нерелигиозной частью общества взяла на себя дополнительно огромную ответственность и труд создать учебный курс по основам духовно-нравственной культуры, понятный, приемлемый и полезный для всех ребят, для всех семей, независимо от религиозных убеждений.
В ходе этой работы уже достигнут значимый результат: выработана общая методология и структура нового курса, подготовлены учебные пособия. Уважаемые слушатели! Ни одна протянутая рука не осталась висящей в воздухе. Это огромный результат.
Наше партнерство стало большим уроком для моих коллег представителей системы образования, примером заинтересованного отношения друг к другу и взаимоподдержки при безусловном сохранении мировоззренческой позиции каждой из сторон. Достигнуто понимание на самом высоком уровне не компромисс с неизбежными для него уступками, а взаимообогащение. Не выхолащивание собственной сути, своеобразия, специфики в попытке найти взаимоприемлемое содержание, а, напротив, поиск, в котором никто не предал себя и не потерял себя среди своих истоков, своего опыта тех знаний и идей, которые представляют несомненную ценность для партнеров, для всех других людей. Это процесс культурного взаимообмена, который позволяет построить культурную полноту и целостность (человека и общества).
Логика нового курса в том, что семьи могут выбрать, что будут изучать их дети в школе: основы одной из традиционных религиозных культур или базовые понятия светской этики. Это может стать мощным фактором сплочения общества. Ведь чтобы научиться по-настоящему уважать и понимать другую культуру, надо сначала понять и полюбить культуру свою.
Разделение классов на группы очень рискованный ход. Он требует ювелирной точности, высочайшего профессионализма, в первую очередь педагогического профессионализма. Вступая на этот путь, мы взвесили наши силы и считаем, что можем его пройти. Здесь у нас нет права оступиться. Поэтому при подготовке курса специально предложена схема, где разные учебные группы, разные направления время от времени "смыкаются", собирая ребят вместе, давая ребятам возможность самим убедиться в единстве базовых подходов к духовно-нравственному воспитанию.
Без преувеличения огромная ответственность ложится при этом на педагогов. Я хочу это особо подчеркнуть сегодня, когда в России начался Год учителя. Открывая его, обращаясь к лучшим учителям страны на Педагогической ассамблее в Петербурге, Президент Дмитрий Анатольевич Медведев вновь подчеркнул, что ключевая роль в реализации образовательных инициатив принадлежит учителям.
На днях завершились первые курсы подготовки учителей к преподаванию нового предмета. Подготовка строилась так, чтобы каждый учитель, будучи специалистом в своем направлении, хорошо представлял, что изучают ребята во всех других учебных группах. Встречаясь с учителями по завершении обучения, мы увидели, что не зря в них верили. Они приняли этот вызов и способны достойно на него ответить в своей практической работе.
Наши педагоги в полной мере понимают и принимают свой высокий долг и ответственность за то, что должны воспитать в учениках необходимые качества и дать им новые знания, важные для всей дальнейшей жизни независимо от того, какую из учебных групп, какое из направлений выберут ребята. Согласие и готовность к такой работе значительный шаг российской школы на пути развития не только ответственной свободы выбора, но и взаимоуважения в обществе. В этом есть и большая доля труда представителей всех конфессий.
Нельзя забывать, что новый курс, который мы сегодня создаем, как и любой школьный курс в современном мире, только начало, а не завершение нового знания, начало пути постижения этого мира.
Миссия современной школы и это неоднократно подчеркнуто в Президентской инициативе научить человека учиться.
Было бы ошибкой относить это только к конкретным знаниям и навыкам, только к сфере логики и интеллекта, и тем самым понимать это технократически, утилитарно.
Ведь в не меньшей степени это касается и духовной сферы. Безусловно, важно научить и научиться понимать друг друга. Еще важнее помочь растущему человеку встать на путь постоянного самосовершенствования в этом, на пути взаимного улучшения, взаимопонимания.
Самосовершенствуясь, мы одновременно создаем новое качество нашего общества, нашей экономики.
И завершить выступление я хочу, процитировав святейшего Патриарха Кирилла: "обучение подрастающего поколения основам религиозной культуры не путь к клерикализации общества, но дорога, ведущая к его нравственному оздоровлению, к укреплению национальной и культурной идентичности нашего народа, а в конечном счете к стабильности государства".
Источник: Отдел религиозного образования РПЦ МП