ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Протоиерей Максим Козлов: Нужно учиться принимать Церковь такой, какая она есть

01 февраля 2010

Доклад протоиерея Максима Козлова на круглом столе "Миссия в молодёжной среде прошла успешно. Что дальше?", прошедшем под руководством протоиерея Николая Соколова 22 января 2010 г. в рамках зимней сессии Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Богословского института. На круглом столе, в работе которого приняли участие игумен Петр (Мещеринов), игумен Сергий (Рыбко), протоиерей Максим Козлов, Борис Якеменко, сотрудники Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Данилова монастыря, предлагалось ответить на три вопроса: каковы критерии успешности миссии, в каких формах ее лучше осуществлять какова главная ее цель?

Я считаю, что государство не нужно недооценивать в его силах, которыми оно может помочь Церкви. Но в тоже время я понимаю, что государство – это такой слон в лавке фарфоровой, которую он может и подавить. При этом, если мы посмотреть на исторический путь Церкви, то я совершенно не представляю, как парадигма эта может поменяться. Идеал симфонии никуда не ушел, я считаю его исторически неотъемлемым от пути Церкви.

Другое дело, как он может реализовываться в государстве современном – это уже отдельная тема. Мы никак не можем отгородиться от тех реальных институтов субкультур, государственных институтов и других и пытаться существовать только в своем замкнутом сообществе. Это будет несомненным сектанством.

Говоря о миссии, нужно твердо стоять на той скале предания, на которой стоит Церковь и ничего в Церкви не переделывать, подстраивать Церковь под меняющийся мир никаким образом нельзя. Переделываться могут только внешние формы свидетельства. Не получится так, как было в XIX столетии. На этот круглый стол мы приехали другим способом, и общаться мы с людьми будем тоже другим образом. Мне представляется, что богослужение должно быть центром всего. Если не будет центра – богослужения, не будет никакой христианской жизни. Если центром жизни христианина не будет Евхаристия, то попытки создать христианскую нравственность вне прихода, общины и богослужения – фикция. Давайте посмотрим на братьев-протестантов. Они пытались построить христианскую этику вне Евхаристии, но что получилось?

Конечно, хорошо бы было, если бы духовенство было духовным, а священство – святым. Но ведь и христиане – это сообщество святых, как говорит апостол Павел, но мы же знаем, какие мы есть. У нас нет другой Церкви. Нужно приходить в Церковь и учиться принимать ее такой, какая она есть, – не идеальное сообщество. Нужно помочь приходящим адаптироваться от книжного представления о Церкви к реальному. И вот тут и молодежные и всякие другие организации должны помочь.

Если человек ищет в Церкви Христа, то Господь так все устроит, что его все эти немощи людей, которые он постепенно увидит, они его от Христа не уведут. Если он ищет в Церкви человеческого сообщества, собственной реализации, словом чего-то не главного, то Господь, ему желающий спасения, сделает так, что он преткнется об это, чтобы когда-то, может, годы спустя, человек начал искать в Церкви главное, а не вот это второстепенное. Человек становится христианином, когда он от чего-то существенного в своей жизни ради Христа отказался. Вот когда он ради Христа себя существенно в чем-то ограничил, вот тогда можно сказать, что он имя христианина оправдывает, а если он еще ничего ради Христа не сделал, а просто декларировал – то это почти номинальное христианство.

Мне нравится идея миссионеров на приходах. Мне кажется, здоровые общины, живущие полноценной жизнью, сами породят таковых. Не нужно им никого извне. Вот эта помощь извне нужна в новых приходах, создаваемых на периферии, там, где много людей и нет сложившейся общины. Там человек уже укорененный, имеющий опыт церковной жизни должен ставиться главным помощником настоятеля. Там, где эта жизнь уже есть, зачем там человек извне? В любом случае этот миссионер должен быть членом общины, он не может быть работником какой-то организации, которая его сюда послала, а через пять лет пошлет на другой приход. Миссионер может быть взращен на факультете, в православной общественной организации или еще где бы то ни было. Вот живой пример. Молодежный приход распечатал полмиллиона листков о святой воде Крещенской, против суеверий. Мне казалось, что у нас это не будет востребовано, но у населения все вмиг разошлось.

При этом я бы очень не хотел, чтобы была такая ситуация – заходишь в храм свечку поставить, а на тебя миссионер кидается. Нужно чтобы человек мог просто зайти поставить свечку, не столкнувшись ни с какой чрезмерной активностью по отношению к нему. И это нужно, и чтобы человек не почувствовать себя в Церкви ненужным.

Я представляю, как многие здесь знают храм при Московском университете. Я знаю только один опыт у нас в стране, где священноначалие поддержало институт домовых храмов – это Санкт-Петербург, где создано благочиние домовых храмов, которое учитывает их специфику. Мне кажется, очень важно, чтобы в крупных городах это имело место. Домовый храм при высших учебных заведениях и сходные с ними имеют специфику своего функционирования. Духовенство должно иметь благочинного, который понимает специфику этого функционирования и каким. Таких храмов в Москве почти нет.

Мне кажется, что важной областью миссионерского продвижения должна стать область культуры, настоящей культуры, русской культуры, мировой культуры. В этом нам помощник, например, церковная музыка. Думаю, Алексей Пузаков больше может сделать для миссионерского успеха Церкви, чем те, кто громко бьет в ударники. При этом не нужно бояться и смелых форм.

Прекрасной формой миссионерского продвижения может быть использование в крупных городах востребованных лекционных площадок. Политехнический музей, который имеет уже некую историю лекционно-просветительской деятельности – это тоже продуктивная форма миссионерства. Мне кажется также, что мы должны определить группу персон нон-грата, которых нельзя допускать до миссионерской деятельности. Вот мы, конечно, христиане и все знаем, что покаяние смывает все грехи. Но если человек был священником и снял с себя священный сан, неважно по каким причинам, то странно будет ему заниматься миссией. Миссионер – это представитель духовенства, он должен, по апостолу, иметь доброе свидетельство от внешних. Человек с сомнительной репутацией не имеет права выходить на общественное служение просто потому, что он будет отождествляться с Церковью. И критика его будет падать на Церковь. Это тоже нужно иметь в виду и говорить не только о призвании, но и об ответственности миссионера за свою деятельность.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама