Предстоятель РПЦ МП также остановился на тех задачах, которые ставятся перед семинариями и академиями современной церковной жизнью.
"Одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, является завершение реформирования системы духовного образования. В решении этой проблемы мы должны исходить из тех целей, которые стоят перед духовным образованием, подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви в ходе Архиерейского совещания 2 февраля 2010 года в Храме Христа Спасителя. Это, во-первых, подготовка пастырей, и, во-вторых, специалистов в различных областях богословского знания. На первое должны быть нацелены семинарии, а также пастырские и миссионерские факультеты православных университетов, которые обязаны давать базовые богословские знания и воспитывать достойных служителей Церкви. На второе духовные академии, Общецерковная аспирантура, аспирантуры православных университетов, которые призваны, с одной стороны, давать специальные углубленные знания, а с другой, быть площадкой для научно-исследовательской работы. Кроме того, в обязанность академий и аспирантур также входит подготовка преподавательских кадров для церковных и светских учебных заведений. Свое место в системе духовного образования должны найти факультеты при светских вузах".
Система духовного образования должна стать уважаемым и авторитетным партнером как для российской светской, так и для зарубежной богословской образовательных систем, тогда студенты и преподаватели духовных школ смогут полноценно участвовать в программах академического сотрудничества, что в конечном итоге будет способствовать как успеху миссии Церкви в обществе, так и повышению образовательного уровня внутри самой Церкви, убежден Святейший Владыка.
"Конструктивное партнерство с указанными образовательными системами возможно при согласовании принципов организации духовного образования с так называемой Болонской системой, на которую перешли европейские и российские вузы, продолжил Предстоятель Русской Церкви. Следствием этого станет, наконец, решение проблемы признания государством нашего богословского образования, а также создание условий для повышения его уровня. Полагаю, что Болонский процесс едва ли может быть принят нами в чистом виде, тем более что сам он предполагает наличие разночтений и учитывает особенности национальных систем образования, а также специфику изучения отдельных предметов. Отечественное богословское образование безусловно имеет свою специфику и свои традиции, которые должны быть учтены, и Болонский процесс предоставляет такую возможность".
Среди конкретных задач реформирования Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал необходимость четкой дифференциации семинарского и академического образования: "Семинария должна готовить пастырей со степенью бакалавров. Некоторые семинарии, имеющие больший потенциал, могут предоставлять своим учащимся возможность проходить начальную научную специализацию, получая степень магистра. Академии же и равные им учебные заведения должны стать местом, где готовят специалистов и исследователей по отдельно взятым дисциплинам. Обучение в них должно завершаться написанием полноценных научных исследований".
Подчеркнув, что в семинариях и академиях должны быть усовершенствованы методы преподавания, Святейший Патриарх Кирилл отметил: "Больший упор необходимо делать на самостоятельную работу студентов под контролем и при руководстве со стороны преподавателей, студентов нужно прежде всего "учить учиться", прививать им практические навыки исследовательской работы с текстами, написания собственных текстов, владения методологией научной работы. В семинарии богословское и нравственное формирование воспитанников должно проходить при активном участии преподавателей и классных наставников. В академиях необходимо усилить связь между студентом и научным руководителем".
По материалам источников: Официальный сайт РПЦ МП