Спор о том, как музеям и церкви поделить художественно-исторические ценности, ведется уже не первый год. Общественная палата РФ предлагает подготовить специальный закон об особом статусе "музейных коллекций религиозного назначения", либо внести изменения в уже существующий документ "О музейном фонде и музеях Российской Федерации" от 1994 года. Перед тем как обращаться с этими инициативами в Госдуму, члены палаты посоветовались с общественностью Петербурга "ключевого в этом вопросе города".
Как ни призывали организаторы круглого стола в Доме журналиста "избегать экстремизма", без радикальных выступлений не обошлось. Государство в свое время украло у церкви имущество. И теперь обязано его вернуть хозяину, требовал член Общественной палаты Сергей Вострецов. Речь не должна идти о том, хотят ли музеи отдавать храмам иконы и утварь. А лишь о том, могут ли церкви принять эти ценности.
Его горячо поддержал Сергей Шаров, который отвечает в Александро-Невской лавре за взаимодействие со светскими организациями, заявивший, что "отказ возвращать ценности позорный пережиток прошлого. Только церковь, как родная мать, способна позаботиться о святынях".
В первую очередь, лавра хотела бы вернуть себе Благовещенскую усыпальницу, находящуюся в ведении Государственного музея городской скульптуры. А также серебряную раку, изготовленную для хранения мощей Александра Невского. Эта реликвия (правда, без мощей) находится в коллекции Эрмитажа. Участникам круглого стола раздали составленное по этому поводу "открытое обращение", подписанное в том числе и наместником Александро-Невской лавры Назарием.
Светские участники дискуссии такой категоричный подход не одобрили. По мнению директора Государственного музея истории религии Бориса Аракчеева, "по каждому экспонату надо принимать отдельное решение". У музейщиков есть сомнения, способны ли храмы правильно хранить художественно-исторические ценности поддерживать необходимые влажность, температуру воздуха. А также охранять иконы как положено от воров и вандалов. Музей истории религии уже более 200 предметов отдал религиозным учреждениям. Причем сотрудники музея продолжают "мониторить" судьбу бывших экспонатов.
В основном претензий у нас нет. Но случаются и потери. Так, за последнее время три иконы из одного храма (не скажу, какого) исчезли. И меня очень насторожила реакция священнослужителей: "Бог дал Бог взял", переживает Борис Аракчеев.
Член Общественной палаты Елена Зелинская напомнила: музейщики тоже достойны того, чтобы им отдавали долги. Поскольку их усилиями спасено множество религиозных ценностей, чуть было не уничтоженных в годы антицерковной пропаганды. Между прочим, служители Эрмитажа с риском, как минимум для собственной карьеры, отстояли ту же раку Александра Невского. Сначала, когда советское правительство собиралось ее продать в обмен на продовольствие. А потом когда надумало переплавить произведение ювелирного искусства на серебряные монеты.
Одним словом, чтобы навести хоть какой-то порядок в правах на религиозные ценности, нельзя больше тянуть с законом, который подробно расписал бы все процедуры и условия передачи (или не передачи) музейных экспонатов в храмы.
Молитвы по графику
Конфликты между музеями и церковью возникают не только из-за "религиозных" экспонатов, но и из-за обрядовой деятельности. Например, Музей истории города вынужден договариваться с духовенством о графике служб в Петропавловском соборе. Раньше летом, в высокий туристический сезон, воскресные литургии в храме не проводились. Ради того, чтобы не отпугнуть экскурсантов. Но недавно Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил круглогодичные литургии в Петропавловском соборе. "В любом случае иначе как взаимным договором эту проблему не решить, говорит главный хранитель Музея истории Петербурга Валентин Крутов. Надеюсь, по Петропавловскому собору найдется оптимальное решение. Как это сделано в Сампсониевском соборе, где службы проходят около 270 раз в год. Правда, в том районе нет особого наплыва туристов".
Источник: Известия