В этом году Новодевичий монастырь будет полностью передан РПЦ. Об этом премьер Путин заявил на встрече с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Передача в госказну закрепленного за Государственным историческим музеем ансамбля Новодевичьего произошла еще в декабре. А на прошлой неделе состоялось совещание на тему раздела монастырского имущества. Чего ждут выселяемые музейные работники? Как распорядится Церковь вновь обретенным богатством? А главное останется ли "второй Кремль", возведенный почти 500 лет назад, прежним Новодевичьим, который всегда кишмя кишел туристами? Обозреватель "Недели" Наталья Давыдова отправилась в монастырь.
От деревни с курами до наследия ЮНЕСКО
15 последних лет в этих стенах существует монастырь, и мы всячески старались идти навстречу друг другу, рассказывает Марина Шведова, директор филиала ГИМа "Новодевичий монастырь". Кроме обители, здесь расположены управление Московской епархии и резиденция владыки Ювеналия (это единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а митрополиту Крутицкому и Коломенскому. "Неделя"). Богослужения совершаются в трех церквях. Большой корпус, где поселились монахини, небольшие палаты, отдельные башни давно переданы церкви и монастырю. Музей перманентно освобождал свои площади, вывозя фонды и переводя в другие места реставрационный отдел, частично закрывая выставочные помещения.
На территорию Новодевичьего Исторический музей "пришел" в 1934 году. И обнаружил в его стенах настоящую деревню с сараями, забитыми людьми подвалами, курами и бельевыми веревками во дворах. И примерно с тысячей человек населения. Не насельниц монастыря от них советская власть избавилась, а простых советских граждан, которых еще долго пришлось расселять. Никаких богослужений в здешних храмах тогда не совершали службы возобновились в Успенском соборе только в разгар войны, в 1943-м, когда "отец народов" вдруг проникся верой.
75 лет ГИМ пытался вернуть монастырю его прежний облик. Тратил на это огромные деньги, содержал реставраторов, архитекторов, каменщиков. И добился, чтобы мир и вправду признал его "вторым Кремлем", в 2004-м Новодевичий обрел статус памятника мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня дирекция ГИМа предлагает: почему бы монастырю не заключить договор с музейными работниками, чтобы они, как и прежде, готовили выставки и принимали посетителей?
Такой культурно-просветительский контракт был бы всем хорош, говорит Шведова. Главное на уровне государства создать специальный совет по решению всех спорных вопросов. В нем должно быть представлено профессиональное сообщество именно оно просветило мир, что такое русская икона, чем она замечательна. Первые выставки русской иконы стали проходить только в 60-е годы. А без этого Россия и не ведала бы, что это такое.
А фрески нашего Смоленского собора? вспоминает она о храме, который сравнивают с Успенским собором Кремля. Это ХVI век, редкость для России. Их надо реставрировать, о них надо постоянно заботиться. Положим, директором нового музея станет настоятельница монастыря. Значит, ей придется собирать комиссии, осматривать росписи, как это делали все ее предшественники.
Божья Матерь под бронированным стеклом
Всяким делом должны заниматься профессионалы, никто же не доверит свое здоровье безграмотному доктору, заочно соглашается с директором Шведовой настоятельница монастыря, игуменья Маргарита (Феоктистова). В прошлой, мирской жизни она была врачом, последние годы в медцентре Управления делами президента занималась генетикой и ДНК-диагностикой инфекционных заболеваний. Если часть сотрудников музея захочет остаться, будем рады, у них опыт десятилетий работы именно с этими экспонатами. И экспозиции, Бог даст, останутся в прежних корпусах.
В Ирининских палатах не первый год размещается постоянная экспозиция: иконы, ткани, старопечатные книги. В Софьиных палатах при Напрудной башне, где когда-то держали взаперти царевну Софью, работает уникальная временная выставка "Торжество православия".
Здесь есть все необходимое для выставок: оборудование, охранная сигнализация, видеонаблюдение. Не заберет же это все музей. А то потратят большие деньги, чтобы все размонтировать и увезти имущество музея, а потом государство опять будет тратиться и устанавливать новые системы, беспокоится настоятельница.
Пока компромисс удавалось находить. Матушка вспоминает, как три раза музей передавал им Иверскую икону Божьей Матери самый древний список с той иконы, что хранится на святой горе Афон. Первый раз икону передали на 40 дней. Тогда для нее изготовили специальный металлический киот с бронированным стеклом и датчиками компьютерного наблюдения за влажностью и температурой. Потом икону вернули в музей, и специалисты вынесли свой вердикт: ее и впредь можно передавать верующим для поклонения.
Мы уже заказали киот с климатконтролем, чтобы держать икону не в фондах, а в храме, сообщает игуменья. Правда, он очень недешевый.
Экскурсоводами, говорит она, вполне могли бы быть и насельницы монастыря это не противоречит монастырскому уставу. 15 лет сестры водили по Новодевичьему паломнические группы, в том числе зарубежные. Правда, им показывали только то, что принадлежало обители. Некоторые сестры владеют несколькими иностранными языками, примерно у половины дипломы о высшем образовании, некоторые закончили МГУ.
Есть же в мире такая красота
Матушка Маргарита и сама с удовольствием проводит для нас экскурсию по монастырским владениям. Они невелики. Жилой корпус пока только один бывшие певческие палаты, где расположены покои игуменьи и обитают около 40 насельниц: послушницы, инокини, монахини и одна совсем старенькая схимница, больше других приблизившаяся к ангельскому образу и занятая только молитвами. Когда в монастырь пришли первые обитательницы, в сестринском крыле в некоторых местах не было даже свода. Помогли добрые люди, все восстановили, как было в древности, шла настоящая научная реставрация, а не приспособление. Вот только вместо прежних печей, кототрые были уничтожены задолго до возрождения обители, современные батареи отопления: изразцовые раритеты сохранились лишь в резиденции владыки Ювеналия, где в 40-е размещалась семинария, а до конца 70-х общежитие богословской академии.
Вы не поверите тому, что сейчас увидите, радостно провозглашает матушка Маргарита, заходя в переполненный по случаю выходных Успенский храм и открывая дверь в его южный придел. За ней великолепная белая палата с высокими сводами старинная монастырская трапезная. В советское время в ней устроили антресольный этаж и нагородили комнатушек-клетушек.
Когда я два года назад впервые увидела эти лабиринты, испугалась, вспоминает матушка Маргарита. Но Господь так управил, что прежний вид палате вернули за 8 месяцев.
Палату, где теперь выпекают знаменитые здешние просфоры (самые вкусные в Москве из пяти сортов муки), вообще пришлось откапывать в почти метровом культурном слое внутри палаты обнаружились даже надгробные памятники, которые по описи были переданы в музей. Удивляться нечему когда-то в Новодевичьем был некрополь в три тысячи захоронений. После революции по ним прошлись трактором, сровняв с землей, так что уцелели не больше 200.
Холодно. От выставок к храмам посетители передвигаются перебежками. Матушка в легком одеянии, но не торопится. Стоим и вместе любуемся Смоленским собором. Дwо чего хорош!
Когда вечером подъезжаю к монастырю, каждый раз удивляюсь: есть же в мире такая красота, читает мысли матушка Маргарита. И неожиданно признается: У меня внутри трепет. Очень большой трепет. И народ волнуется. Я вижу, что у людей очень много вопросов.
Опасается народ: вдруг Новодевичий закроется для посещений?
Москва, ХХI век, монастырь памятник ЮНЕСКО. И он закроется для людей? переспрашивает настоятельница. Господь с вами.
От первого лица
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий:
Новодевичий последняя из московских обителей, до сих пор не возвращенная Церкви. Буду молиться о том, чтобы те, кто неоднозначно воспринял известие о возвращении обители, поняли истинное значение этого события. Монастырь уникальный архитектурный комплекс. Всем тем, кто сомневается в способности Церкви хранить свое историческое достояние, могу сказать, что за минувшие два десятилетия в Московской епархии из руин восстановлено 24 монастыря и более пяти с половиной сотен храмов.
Священник Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московской патриархии: Количество икон в запасниках музеев поражает воображение
Говорят, что церкви отдают ценности, место которым в музее. Но церковь даже более древний, чем музеи, хранитель. Монастыри были культурными центрами, в них создавались лучшие в России библиотеки, скапливались огромные ценности, и церковь никогда их не продавала, не закладывала, не обменивала. Для нас это не материальные, а духовные ценности, предметы, связанные с сакральной жизнью церкви. Евхаристические чаши имеют и материальную ценность, но для религиозного сознания в них тело и кровь Христа. Драгоценными материалами, камнями их украшали не для того, чтобы продемонстрировать публике произведение искусства, а потому, что это вместилище самого Бога, самого Христа. Поэтому у церкви к ним особое отношение: существуют как минимум три канона, подтвержденных Вселенскими соборами, согласно которым те, кто изымает и хранит эти чаши, отлучаются от церкви. В музейных фондах их тысячи. Думаю, эти чаши нужно возвращать. Им не место в музеях. Если они представляют особую ценность, церковь вместе с музеем может их выставлять, как это делается в Греции или на Кипре. Или чудотворные иконы. В церковном календаре, который выпускается издательством Московской патриархии, перечислены чудотворные иконы Божьей Матери. Их несколько сотен, но большая часть утеряна. Где они вывезены за границу в 1920-е годы, когда их распродавали чуть ли не на вес? Лежат в музеях? Церковь даже не знает, что утеряно, что сохранилось. В середине 1990-х мне довелось побывать в запасниках Третьяковки, и мне показали стеллажи с раздвижными дверцами: "А вот тут у нас чудотворные иконы". Они никогда не выставляются, часто вообще скрывается, что они существуют. Количество икон, которые хранятся в запасниках Исторического музея и Третьяковки, просто поражает воображение. В России до революции было 77 тысяч храмов, сейчас только 30 тысяч, из них треть построены заново. То есть больше 50 тысяч храмов разрушены и погибли, а в каждом из них были иконостасы, десятки икон. Изъятые иконы свозили в музеи художественные, краеведческие, хотя многие из них не представляют музейной или искусствоведческой ценности, они для церкви ценны. Их нужно отдавать.
Директор Государственного исторического музея Александр Шкурко: Часть передаваемых ценностей золотовалютные резервы страны
Раздел музейных коллекций и фондов, о котором упомянул на встрече с премьером министр культуры, вопрос, который волнует нас больше всего. Мы стоим на такой позиции: иконостасы, а в церквях Новодевичьего их пять неотъемлемая часть интерьера любого храма, тем более исторических, созданных в ХVI-ХVII вв. Это ансамбли, разрушать которые нельзя. Но иконостасы не сами конструкции, а иконы тоже ведь часть коллекции ГИМа. Каждая имеет свой инвентарный номер и является единицей хранения. В пяти храмах Новодевичьего у нас хранится в иконостасах 261 икона. Так вот, повторяю, эта часть нашего музейного фонда должна быть передана монастырю, видимо, в долговременное пользование.
Правда, тут есть одна тонкость. Оклады у части этих икон из драгоценных металлов, со вставками из драгоценных камней, и они независимо от их художественной и исторической ценности относятся к золотовалютным резервам страны. Отдать экспонаты из музейного фонда по закону нельзя. Их можно через Минкульт передать в пользование РПЦ. Но участь особых предметов, видимо, должен решать еще и Минфин. Одно дело, когда они находятся в госучреждениях, и другое в ведении Церкви. Сейчас они у нас на спецучете, мы каждый год даем отчет о количестве предметов, и отдельно по весу (каратности) камней, и за этот отчет отвечаем. Если речь идет о выдаче музейных предметов на ограниченный срок, то все это можно проверить. Но если они передаются чуть ли не навечно, то проверять становится сложнее. Ведь можно подменить камень. Я не собираюсь бросать тень на священнослужителей, но режим в действующем храме совершенно другой, чем в музейном хранилище. У нас эти вещи принимают на ответственное хранение отдельных хранителей они принимают их по описям, составленным пробирерами. Что же, теперь музею придется каждый год приглашать пробирера из Государственной пробирной палаты и вместе с ним выезжать на место, чтобы определить, к примеру, подлинный рубин на окладе или замена? Это меня волнует. Судя по всему, Министерство культуры проводит сегодня более широкую политику по передаче РПЦ бывшего церковного имущества. Новодевичий частный случай, есть еще и Рязань, и Соловки, и Старочеркасск. Так что надо найти какое-то общее решение. Скажем, все постройки Новодевичьего, являющиеся федеральной собственностью, Исторический музей по актам передаст в госказну, которая и станет решать, на каких условиях их передавать Церкви. И здесь тоже должно появиться какое-то промежуточное звено, некий фонд таких ценностей, чтобы сами музеи были освобождены от огромной ответственности и сложнейшей процедуры проверки. Это не политический, а чисто технический вопрос, но для музеев очень важный.
Кремль в миниатюре
Новодевичий монастырь был основан в 1524 году царем Василием Третьим. Главный Смоленский собор, в котором нарекли царем Бориса Годунова, возведен в 1524-1525 годах. При Годунове здесь появились каменные стены, образующие неправильный пятиугольник, и украшенные зубцами башни наподобие кремлевских. С воцарением Романовых он превратился в царское богомолье. Петр I сделал его местом заточения и царевны Софьи, и своей первой жены Евдокии Лопухиной кстати, в те времена здесь жили 300 насельниц. Войска Наполеона чуть не взорвали святыню спасли ее самоотверженные монахини, загасившие фитили на бочках с порохом. В некрополе Новодевичьего похоронены женщины царских кровей, ученые, писатели, знатные люди. Первой настоятельницей обители после ее возрождения стала игуменья Серафима (в миру Варвара Черная, внучка митрополита Серафима Чичагова), до монашества ученый-химик с мировым именем, создававшая скафандр Юрия Гагарина.
Источник: Известия