ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

США: чернокожий батюшка просвещает белый городок

Шон Д. Хэмилл :: 02 февраля 2010

Эшгроув, Миссури. Возвращаясь в свой родной город 12 лет назад, о. Мозес Берри хотел просто жить спокойной жизнью в тихом месте со своей женой и двумя детьми. В его планы не входило становиться "комитетом по расовому примирению". Однако некоторые жители его городка, где живут 1 400 человек (почти все – белые) считают, что именно такую роль он и сыграл.

Отец Моисей, как его называют в Эшгроуве, – чернокожий православный священник. В городе он создал музей афро-американской истории, расчистил кладбище своих предков, рассказал историю своей семьи, уходящую корнями в период рабства. Таким образом он пытается напомнить жителям региона о его забытом прошлом и сделать сердца и умы людей более открытыми.

"Он приносит людям мир, я видела это своими глазами", – говорит 56-летняя Гейл Эмри, энтузиаст местной истории, которая помогала добиться включения семейного кладбища Берри в Национальный регистр исторических памятников. Кладбище в Эшгроуве – одно из немногих черных кладбищ региона, расположенных не на плантации, его возраст – 135 лет. "Он несет примирение, в этом – его миссия, примирение с историей, примирение между расами".

Озаркский музей афро-американского наследия о. Моисей открыл в 2002 году. Дакота Рассел – другой местный историк, рассказывает о том, как о. Моисей вел переговоры об открытии своего музея. "Одно из его качеств – если предмет разговора вызывает у кого-то сомнения, он (о. Моисей) мгновенно обезоруживает собеседника, заставляет людей смотреть более открыто, хотя в другой ситуации они не стали бы этого делать. Существует мнение, что когда черный человек говорит о расовых проблемах, разговор скатывается к конфонтации "своих" и "чужих". Но на сайте его музея написано, что у нас – "общее наследие", и он напоминает людям об этом".

59-летний о. Моисей говорит, что большую часть своей жизни посвятил духовным поискам, которые начались в конце 60-х годов в Сан-Франциско. В последующие годы он успел просидеть год в тюрьме в Миссури за наркотики (обвинение было снято и его освободили). Жизнь Мозеса изменилась с обращением в православие. Он был рукоположен в 1988 году в церкви, которую сам позже признал "неаутентичной", а в 2000 был возведен в сан священника каноничной Православной Церкви в Америке.

В Эшгроув он вернулся в 1998, после смерти дяди, который завещал ему семейную ферму с 40 акрами земли. В то время он не планировал собирать православную общину в городе, где уже действовали 10 церквей самых разных деноминаций, а тем более открывать музей черной истории.

"Мы думали, что моя жена будет преподавать, а пойду учиться на техника "скорой помощи", – вспоминает о. Моисей. – Я не знал, что не смогу не быть священником и не смогу забыть собственную историю".

Однажды он пригласил нескольких друзей помолиться вместе в сарае на кладбище. Пришло около дюжины людей, и вместе они решили построить православную церковь Богоматери "Нечаянная Радость". Сегодня эта община насчитывает уже 50 прихожан, собирающихся вместе в новый деревянный храм, построенный на трех акрах семейной фермы Берри. Так же неожиданно началась и работа по созданию музея – о. Моисей показывал людям различные предметы, собранные его семьей, и люди реагировали с большим интересом.

О. Моисей говорит, что между его служением в церкви и работой по исследованию местной истории существует тесная связь: "Они связаны моей верой. Все мы – дети Господа, у всех нас – общее наследие, а не отдельное наследие каждого народа".

Работа была и остается нелегкой. Когда он впервые поделился идеей музея с родными и друзьями, многие сказали, что чернокожему человеку заниматься подобными вещами в почти полностью "белом" городе опасно, несмотря на то, что это его родной город и то, что он – священник. Некоторые местные жители были очень недовольны тем, что о. Моисей поднимает болезненные вопросы расовой истории, вспоминает городской парикмахер Ларри Кокс. Кокс – белый, очень боялся за о. Моисея – своего друга детства, но его страхи, по счастью, не оправдались.

Изначально о. Моисей хотел разместить музей в бывшей школе для чернокожих детей, на месте которой было запланировано строительство нового здания. Священник купил школу, разобрал ее на части, чтобы перенести на свою собственную землю, однако ему не удалось собрать 15 000 долларов для того, чтобы восстановить здание – пронумерованные фрагменты школы пока стоят на поле рядом с его домом.

Школа была символом истории межрасовых взаимоотношений в Эшгроуве. Она закрылась в 1935 году после того, как чернокожее население городка сократилось до всего нескольких семей, одной из которых были Берри. В 1900 году черные составляли 12 % жителей Эшгроува, но некоторые покинули эти места после линчевания трех чернокожих в соседнем Спрингфилде, а некоторые уехали в 30-е годы, после закрытия местного карьера и предприятий по обжигу извести, на которых работали большинство афро-американцев.

Когда в 2002 году музей все же открылся в одном из домов в центре города, "многие люди даже не знали, что в городе есть чернокожие жители", – вспоминает Ларри Кокс.

О. Моисей лично проводит для посетителей экскурсию по музею, показывая фотографии своих предков и рассказывая истории, стоящие за каждым изображением. Его прабабушка Мэри Бун была мулаткой и рабыней, несмотря на то, что ее отец Нейтан Бун, сын знаменитого первопроходца Дэниэла Буна, был белым (некоторые потомки Буна сомневаются в том, что Нейтан действительно был ее отцом).

В музее есть стеганные одеяла, которые Мэри Бун сшила для рабов, уезжавших по "Подпольной железной дороге" (так называлась действовавшая в первой половине XIX века сеть, помогавшая беглым рабам переправляться в северные штаты или Канаду). Здесь также кованный рабский ошейник прадеда о. Моисея, который тот сохранил после своего освобождения во время Гражданской войны. Проводя экскурсии, о. Моисей всегда надевает этот ошейник весом 8 фунтов себе на шею, а потом предлагает примерить его и посетителям.

"Я не хочу, чтобы этим музеем занимались другие люди, потому что рабство – очень деликатный вопрос, – говорит священник. – Я пробовал отдавать музей в управление другим людям, но они все начинали повторять фразы вроде "то, что делали белые, это так ужасно", а это вызывает (у посетителей) раздражение. Я стараюсь все объяснить, стараюсь привести людей от страдания к свободе".

Источник: Благовест-инфо

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама