ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

С мачете – на мечети

Кровавая бойня христиан и мусульман потрясла Нигерию

Станислав Минин :: 03 февраля 2010

Нигерийский город Джос, столица штата Плато, в январе стал ареной кровавой межрелигиозной бойни. Беспорядки начались 17 января и продолжались четыре дня, пока введенным в город войскам не удалось остановить насилие. Мусульмане и христиане (католики и протестанты) стреляли друг в друга, резали ножами, рубили мачете, поджигали дома, мечети и церкви. По данным полиции, погибли 326 человек, 313 были арестованы. Правозащитники из Human Rights Watch и медики сообщают о 492 погибших, среди которых подавляющее большинство составляют мусульмане. Около 40 тыс. жителей Джоса остались без крыши над головой, информирует нигерийская газета This Day.

Налицо масштабная гуманитарная катастрофа. Более того, это уже не первый случай межрелигиозных столкновений в Нигерии за последние десять лет. В самом Джосе они происходили дважды.

Джос с полумиллионным населением расположен в Северной, "мусульманской" Нигерии, при этом большинство населения города – христиане. В 2001 году они были возмущены назначением мусульманина Альхаджи Муктара Мохаммеда местным координатором федеральной программы по борьбе с бедностью. Начались беспорядки, в которых погибли – с обеих сторон – не менее 900 человек.

За два дня в ноябре 2008 года в Джосе погибли около 400 жителей. Причиной конфликта стали итоги местных выборов, на которых христиане и мусульмане поддерживали разных кандидатов.

Что спровоцировало столкновения в этот раз, никто не берется сказать с определенностью. Согласно одной из версий, разозленные молодые мусульмане (что именно их разозлило, остается загадкой) подожгли католический храм, в огне погибли 27 верующих, и после этого началась бойня. По другой версии, озвученной в газете The Nation журналистом Мохаммедом Харуной, конфликт развязали христиане. Христианские "аборигены" (indigenes) враждебно восприняли попытки "поселенца" (settler) Альхаджи Кабира Мухаммада восстановить свой дом, разрушенный в ходе беспорядков в 2008 году. Якобы именно из-за этого дома, из-за нежелания христиан жить по соседству с "понаехавшими" мусульманами вышел спор, переросший в четырехдневное кровопролитие.

Достоверно установить очаг конфликта кажется практически невозможным. Очевидно другое: у бойни не было, собственно, религиозных причин. Трагедия не началась с богословского диспута, оскорбления религиозных чувств, карикатур в газетах. Скорее речь идет о более глубоком этнополитическом конфликте в религиозной упаковке.

Профессор университета города Абуджи Кабиру Мато убежден, что причиной столкновений стали "экономическое отчуждение, политическая фрустрация и социальная апатия". По словам Мато, в период тяжелых экономических кризисов люди зачастую перестают видеть реальные корни своих проблем и действуют, ориентируясь на самые очевидные различия между группами. В случае с Джосом это религиозные различия.

О каких группах идет речь и кто в Джосе чувствует себя "притесняемым"?

Для штата Плато в целом актуальна проблема "пришлых", "поселенцев". К ним относят, например, пастухов из племени фульбе, а также представителей народности хауса. Хауса составляют большинство на севере Нигерии. Их массовая миграция в Плато пришлась на начало XX века. Хауса были успешными купцами и бизнесменами. Представители этой народности освоили оловянные шахты в Плато, поэтому их миграцию активно поддерживали британские колонисты. Как пишет журналист газеты Nigerian Tribune Тунде Фагбенле, хауса удалось навязать местным жителям свой язык, но не религию ("поселенцы" исповедовали ислам).

1960-е годы стали для Нигерии периодом гражданских войн. Примерно в то же время в стране обнаружили нефть, и олово перестало приносить прибыль. Предприимчивые хауса переключились на другие виды бизнеса. Если прежде между ними и местными племенами (в основном христианами) существовало своего рода "разделение труда", то теперь им пришлось стать конкурентами. Именно тогда и обострился конфликт. Хауса утверждают, что "местные" (например, племя бером) завидуют их успеху и коммерческой жилке. Бером это отрицают, заявляя, что хауса пользуются политической поддержкой Севера и хотят навязать "аборигенам" свои порядки, султанат и шариат.

Враждебность накапливалась. С одной стороны, было понятное недовольство "аборигенов" экономической экспансией "поселенцев", с другой – столь же понятное недовольство "поселенцев" явной диспропорцией между экономическим и политическим влиянием союза племен хауса и фульбе в Плато. В третьем тысячелетии нарыв вскрылся. Загорелись дома, пролилась кровь, а ислам и христианство стали знаками, метками, по которым ожесточенные противостоянием жители узнавали "своих" и "чужих".

Джос – не единственное место в штате Плато, где мусульмане и христиане убивают друг друга. Нигерийские журналисты до сих пор с содроганием вспоминают йельвскую резню. 2 мая 2004 года христиане из племени тарок окружили местечко Йельва, населенный преимущественно мусульманами-фульбе. В результате резни 660 мусульман были убиты. Представители племени тарок не пощадили даже пациентов местной больницы. Они сожгли 12 мечетей и 300 домов, а местных девушек заставили пить алкоголь, есть свинину, изнасиловали и убили.

Двумя годами ранее мусульмане жгли в Йельве церкви. Христиане в ответ нападали на предприятия племени хауса по всей территории штата Плато, а средства, собранные церквами на миссионерскую деятельность, шли на покупку оружия.

Кембриджские ученые Роджер Бленч и Маллам Дендо отмечают, что конфликт между пастухами-фульбе и земледельцами штата Плато изначально носил сугубо бытовой характер. Развитие земледелия в Плато привело к тому, что местные жители-фермеры начали осваивать берега рек, где прежде пасли свои стада фульбе. В сельской местности такие конфликты решались поначалу быстро и безболезненно, однако подспудное недовольство сохранялось, и стоило начаться беспорядкам в городах, как село тут же взялось за мачете.

Нигерийская интеллигенция и журналисты пребывают в состоянии прострации: никто не знает, что делать, и в то же время все убеждены, что резня может повториться в любой момент. Кто-то призывает преодолеть само разграничение "аборигены – поселенцы", кто-то, напротив, считает необходимым разделение Плато на мусульманскую и христианскую зоны.

Журналист Абдулмумуни Йинка Аджиа, в свою очередь, считает, что ксенофобия стала частью менталитета жителей Северной Нигерии: "Всякий, кто не принадлежит к твоему племени, только и думает, как тебя уничтожить". Аджиа вспоминает несколько случаев, когда обычные слухи побуждали людей к действию. Так, в штате Баучи в 1993 году студенты-христиане бежали ночью из колледжа, услышав, что мусульмане собираются их убить; в то же время студенты-мусульмане провели ночь в общежитии без сна, ожидая погрома со стороны христиан.

Очевидцы нынешних событий в Джосе утверждают, что огонь вражды разожгли совершенно безумные смс-сообщения. Христиан призывали не покупать у мусульман продукты, потому что мусульмане их якобы отравили. Мусульманам сообщали, что губернатор Плато приказал перекрыть хауса водопровод. Результат налицо: сотни убитых, тысячи бездомных.

"Наш континент изнасиловали европейцы, но сейчас мы насилуем себя сами, – с горечью резюмирует Абдулмумуни Йинка Аджиа. – Прикрываясь этничностью и заимствованными религиями, африканцы причиняют себе невиданную боль и уничтожают себя".

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама