3 февраля в 19.00 в притворе храма святой мученицы Татианы (ул. Большая Никитская, д. 1) даст один из своих первых концертов вновь воссозданный Московский Синодальный хор под руководством заслуженного артиста России Алексея Пузакова. Прозвучит "Всенощное бдение" С.В. Рахманинова (соч.37). Солисты: заслуженная артистка России Татьяна Жеранже (меццо-сопрано), Андрей Немзер (тенор). Концерт проходит в рамках цикла концертов "Татьянинские вечера".
Приглашения можно приобрести за пожертвование в лавке храма святой Татианы.
Собранные средства будут переданы благотворительной волонтерской организации "Старость в радость", оказывающей помощь инвалидам и пожилым, живущим в домах престарелых. Деятельность волонтеров охватывает 24 дома престарелых в нескольких областях центральной России.
Информационная поддержка – газета "Церковный вестник".
Цикл "Татьянинских вечеров" в притворе Домового храма святой Татианы при МГУ был открыт исполнением "Рождественской оратории" архиепископа Илариона (Алфеева) 11 января 2010 года. В начале марта цикл будет продолжен концертом оркестра Pratum Integrum, исполняющего старинную музыку. В один из дней Великого Поста будет исполнено произведение Йозефа Гайдна "Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа, сказанных Им на кресте".
Московский синодальный хор возрождается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Один из старейших церковных хоровых коллективов России создан в XVII веке. Наибольший расцвет получил в конце XIX – начале XX века, когда Московский синодальный хор и синодальное училище возглавляли такие деятели русской музыкальной культуры как С.В. Смоленский, А.Д. Кастальский и Н.М. Данилин.
После восстановления патриаршества в 1917 году Синодальный хор сохранил свое историческое название. После закрытия Кремлевских соборов, где пел хор и упразднения синодального училища в 1919 году хор прекратил свое существование. Московский синодальный хор возрождается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с января 2010 года. Хор будет базироваться в храме Всех скорбящих радосте на Ордынке. Первый концерт Синодального хора состоялся 19 января в Большом зале консерватории на творческом вечере архиепископа Иллариона.
Песнопения Всенощного бдения, Ор. 37 (1915 год) выдающееся произведение русской музыки, исполняемое в концертах и записываемое в студиях многими хорами мира. Необходимо, однако, рассматривать его не только с чисто музыкальной, но и особенно с музыкально-литургической точки зрения в целом комплексе возгласов, чтений и гласовых песнопений, не обозначенных в партитуре Рахманинова.
Хотя отдельные песнопения Рахманинова прочно вошли в репертуар лучших церковных хоров, целиком это произведение крайне редко звучит на службе, прежде всего из-за своей сложности для исполнителей.
Для своего сочинения, написанного для Синодального хора и исполненного им под управлением знаменитого регента В. М. Данилина, Рахманинов взял уставные мелодии знаменного, греческого и киевского роспевов из богослужебных синодальных певческих изданий Обихода. Они используются в девяти из пятнадцати песнопений цикла. При этом Рахманинов отказался от хоральной гармонизации, заимствованной из немецкой традиции и устоявшейся в русской церковной практике с XVIII века. Основной, уставный напев делается в обработке Рахманинова более рельефным и выразительным в полифоническом разнообразии большого хора, но не теряет своего главенства. Он как бы ведет за собой все голоса, оставляя при этом каждому его самостоятельность.
Как писал известный исследователь русской духовной музыки Иван Гарднер, "в новизне музыкальной фактуры старина слышится. От всего произведения веет настроением древних московских кремлевских соборов... Чтобы понять богослужебность этого произведения Рахманинова, необходимо слышать исполнение этого опуса соответствующим хором и во время самого богослужения, в соответствующей обстановке. Своим "Всенощным бдением" Рахманинов, несомненно, должен был открыть новый этап русской хоровой богослужебной композиции и обработки уставных напевов для хора". Сергей Рахманинов написал "Всенощное бдение" в разгар Первой мировой войны. Впервые музыка была исполнена 10 марта 1915 года в Большом зале Благородного собрания в Москве (ныне Колонный зал Дома Союзов) Синодальным хором под управлением Н. М. Данилина.
В 2001 году в день памяти одного из небесных покровителей университетского храма мученицы Татианы святителя Филарета, митрополита Московского, Песнопения Всенощного бдения Сергея Васильевича Рахманинова полностью прозвучали на торжественном богослужении.
Святитель Филарет (Дроздов, 1782-1867) не только крупнейший иерарх Русской Церкви и масштабная фигура отечественной истории. Он один из просвещеннейших людей XIX столетия и епископ города Москвы, непосредственно связанный с университетским храмом. В 1837 году он освящал этот храм, а впоследствии неоднократно служил в нем. Сегодня ему посвящен один из престолов храма.
Музыка Рахманинова, находится в таком русле восприятия церковной традиции, в каком оно было свойственно святителю Филарету: не охранительное воспроизведение форм, а применение многовекового опыта церковной культуры к конкретной эпохе, стране, в конечном счете, к каждому человеку.
Содержание:
1. Приидите, поклонимся
2. Благослови, душе моя, Господа
3. Блажен муж. Малая ектения. Господи, воззвах
4. Стихиры на "Господи, воззвах..."
5. Стихира на "И ныне..." Свете тихий
6. Стихира на литии
7. Стиховня
8. Стиховня
9. Ныне отпущаеши
10. Богородице Дево, радуйся
11. Богородице Дево, радуйся
12. Тропарь св. Филарету. Благословение хлебов
13. Малое славословие
14. Хвалите имя Господне
15. Величание св. Филарету. Благословен еси, Господи
16. Степенна "От юности моея..."
17. Прокимен, Евангелие. Воскресение Христово видевше
18. Величит душа моя Господа
19. Великое славословие
20. Тропарь воскресный "Днесь спасение..."