15 февраля в Тверском государственном университете произошло историческое событие. Случилось оно, как и положено, на истфаке: чтобы историкам было ходить недалеко.
Впервые с XVII века в Твери состоялся диалог между старообрядцами, представителями Тверской епархии и светской наукой. Инициатором этой встречи явился настоятель старообрядческой Покровской церкви города Ржева протоиерей Евгений Чунин. Он договорился с университетскими учеными и миссионерским отделом Тверской епархии МП о проведении круглого стола для обсуждения вклада современных историков в изучение духовной истории тверского края, истории старообрядчества.
Декан исторического факультета ТвГУ Ирина Серегина предоставила свою территорию, заведующая кафедрой отечественной истории и руководитель Научно-исследовательского центра церковной истории и культуры им. В.В. Болотова Татьяна Леонтьева взяла на себя организационную работу. Тверскую епархию и ее миссионерский отдел представляли о. Георгий Белодуров и о. Вячеслав Баскаков.
Все говорили, в сущности, об одном: о заинтересованности в общении, о чувствах доброжелательности и уважения, которые необходимы для взаимопонимания.
Тверская епархия никогда не была ареной острых столкновений старого и нового обряда. Хотя в Ржеве, где в прошлом веке старообрядцев было больше, чем представителей "господствующей" церкви, ситуация складывалась порой острая. Ржевский священник Матфей Константиновский, вошедший в русскую историю как духовник Гоголя, оставил о себе у старообрядцев недобрую память.
В начале 70-х годов XX века Московская патриархия РПЦ сняла "клятвы", наложенные на старый обряд. Сейчас служить по старым книгам можно и в обычных церквях была бы на то воля. Поэтому неудивителен интерес, который проявило к этому круглому столу тверское духовенство.
На встрече прозвучало несколько серьезных докладов научных сотрудников и аспирантов, изучающих старообрядческую книжность и историю тверского старообрядчества. Наряду с учеными в тверской встрече приняли участие известные старообрядческие историки и публицисты Александр Антонов, редактор журнала "Церковь", Валерий Волков, Виктор Осипов, Глеб Чистяков и Алексей Муравьев. Сотрудник археографической лаборатории МГУ Валерий Богданов предположил, что теперь настало время, когда ученые в некоторых случаях могли бы возвращать старопечатные книги в среду, из которой они были некогда изъяты. По его мнению, полностью изученные и описанные фолианты, возвращенные старообрядцам, могли бы поддержать духовную жизнь угасающих общин. Ведь именно старообрядчество сохранило для современной культуры уникальные памятники письменности и книжной печати.
Вообще сегодня сложилась парадоксальная ситуация. Раньше наука изучала и регламентировала народную жизнь и традиции. А сегодня по древним источникам, сохраненным старообрядцами и учеными, мы можем восстановить духовный облик русского человека допетровской эпохи, реконструировать народный менталитет, подобно тому, как биологи воссоздают популяции исчезнувших животных из нескольких экземпляров, сохранившихся в зоопарке.
Русский человек допетровской поры был на самом деле гораздо свободнее западного. И старообрядцы сохранили этот древний демократизм, о чем подробно рассказал Глеб Чистяков в своем докладе "Соборность как институт гражданского общества". Старообрядцы никогда не знали цензуры, с XVIII века и по наши дни они выбирают свое руководство, вплоть до самого высшего, открытым голосованием на Соборах, в которых участвуют и духовенство, и миряне. Женщины у староверов получили право голоса еще тогда, когда в Европе об этом и думать никто не смел.
Александр Антонов, выступавший в заключение встречи, анализировал модное ныне понятие "либеральный консерватизм" именно в преломлении к старообрядчеству, которое в его интерпретации это свобода народного духа и одновременно иммунитет к тлетворным проявлениям западной культуры. По мнению Антонова, Петр I, сделав ставку на Запад, совершил ошибку. Экономику нарождающегося капитализма построили его "нелюбимые дети" предприниматели-староверы. "Наше наследие как чемодан без ручки: и бросить жалко, и нести невозможно", заметил Антонов. И сегодняшняя задача тех, кто занимается идеологией (ученых, религиозных деятелей, журналистов), переосмыслить и преодолеть тяжелые отголоски прошлого.
Неоднократно в словах старообрядцев звучали упреки в адрес ученых историков и исследователей старообрядчества, которые искусственно ограничивают списки используемых источников по вопросам старообрядчества. Это не идет на пользу науке и оставляет ее в плену идеологических запретов прошлого и позапрошлого веков. Это тоже тема для совместной работы.
Уже за чаепитием о. Евгений Чунин и Татьяна Леонтьева обсуждали планы дальнейшего сотрудничества. Это и работа в архивах: не секрет, что только в Тверском областном архиве до сих пор кроется неисследованная "бездна, звезд полна", ценнейшие документы столетиями дожидаются своего исследователя. Это и возможность для старообрядческих ученых выступать с лекциями перед тверскими студентами в рамках спецкурса по истории религии. Да мало ли сколько может быть общих тем у историков и живой истории, с которой они вдруг столкнулись!
По материалам источников: etver.ru