В последние дни мусульманское сообщество активно обсуждает запущенный тремя исламскими центрами России объединительный процесс. Анализ мусульманской прессы показывает, что отзывы в основном положительные, хотя в высказываниях отдельных лидеров немало скепсиса, связанного с тем, что в объединительном процессе участвуют те же люди, что и в процессах дезинтеграционных в 1990-е годы. А получится ли забыть взаимные обиды и претензии, недоброжелательные действия и высказывания, которых было немало за последние двадцать лет? Ответ прост: должно получиться! Если мусульманские лидеры хотят, чтобы власти всерьез считались с мусульманами и учитывали их интересы, чтобы в стране сформировалась единая образовательная система, и имамам, закончившим медресе под ведомством одного духовного управления, не пришлось сдавать квалификационные экзамены, устраиваясь на работу в мечеть другого, чтобы в мечетях одного региона, принадлежащих к разным мусульманским центрам, совпадало время намаза Этих чтобы еще великое множество. Так что объединение действительно назрело, вопрос лишь в какой форме. Как отметил в своем выступлении 15 декабря в Казани председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, "объединение мусульман России должно начаться в регионах, на уровне местных организаций". Готовы ли к этому мусульмане российских регионов? Пример Урала показывает, что да.
История со становлением в регионах параллельных мусульманских структур уже детально описана, и ворошить недавнее прошлое особого смысла нет. Вспомним лишь, что, как правило, возникали они в конце 1990-х годов по причинам личностного характера. Кто-то не сумел сработаться со старыми лидерами, кого-то эти лидеры оттолкнули от себя неосторожными высказываниями или поступками, кто-то уходил из-за разницы в акыде или взглядов на развитие мусульманского сообщества региона. Потом были переделы сфер влияния, борьба за махалли и мечети, взаимные обвинения и публичные выпады, что негативно отразилось на имидже всех мусульман в обществе и прессе. Где-то ситуация стабилизировалась и начиналась созидательная работа, где-то, наоборот, обострялась. Простые верующие от этой борьбы были далеки и бесконечно от нее устали. Но в целом к концу первого десятилетия XXI века все региональные мусульманские центры окончательно институциализировались, закрепили за собой определенное количество мусульманских общин, определили основные направления своей деятельности и начали/продолжили работу в области исламского просвещения, развития халяль-индустрии, исламских СМИ и межконфессионального диалога.
<...>
Каким же образом уральские ДУМы поведут себя в условиях объединительного процесса? Всем понятно, что вряд ли произойдет реальное слияние региональных централизованных мусульманских организаций. Вряд ли кто-то из их руководителей сможет принести в жертву объединению результаты многолетней работы по оформлению и институциализации своих структур. И дело даже не в том, что, как едко выразился томский муфтий от ДУМАЧР Низамутдин Жумаев, "многие сегодняшние муфтии держатся за свое место так, как будто пришли жить в этот мир навсегда". Для многих уральских муфтиев их пост не источник дохода, а тяжелое бремя и огромная ответственность, которую они и несут по мере сил. Дело в том, что ряду муфтиятов пришлось заплатить очень большую цену и преодолеть массу проблем, чтобы начать стабильную работу. Исходя из этого, прямое слияние вряд ли будет возможно. Вот почему лидеры уральских мусульман так осторожно говорят об этом.
<...>
...Именно некий координационный орган, куда бы на равных правах вошли представители всех действующих в уральских регионах централизованных мусульманских организаций вне зависимости от количества стоящих за ними общин, стал бы приемлемым решением для всех заинтересованных сторон. Создание такого органа стало бы началом для успешной совместной работы в области образования, развития халяль-производства, строительстве мечетей, организации хаджа и проведении совместных религиозных мероприятий. Но для этого уральским муфтиям необходимо забыть взаимные обиды и претензии, перестать обвинять друг друга во всех смертных грехах и поступиться частью полномочий ради общего дела, как это сделали страны Европы, создавая Евросоюз. А чтобы стимулировать этот процесс, и региональным властям необходимо выработать равное отношение ко всем действующим в регионе центрам влияния, как это сделали президент и премьер-министр России.
И если такие координационные органы появятся не только на общероссийском уровне, но и в регионах, уральским мусульманам, стоящим на одной ханафитской акыде, станет проще решать и такие специфические проблемы, как набирающий популярность в ряде уральских общин благодаря содержащим прекрасно аргументированную информацию интернет-сайтам и DVD-дискам салафизм, противопоставляя этому нетрадиционному для России течению ценности ханафитского мазхаба. Для этого нужно общими усилиями издавать классические исламские труды и открыть, наконец-таки, на Урале высшее медресе, где будут готовить грамотные кадры духовенства.
Координация и совместная работа станут первым шагом для реального объединения, которое произойдет, по всей видимости, лишь тогда, когда сменится поколение нынешних мусульманских лидеров, переживших трудное время раскола, и им на смену придет молодая генерация имамов, научившихся работать вместе и решать общие проблемы сообща.
Источник: Интерфакс-Религия