ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Между востоком и западом

Выгодно ли России интегрироваться в мусульманский мир

Даниил Щипков :: 10 ноября 2003

Последний визит президента России в Малайзию и его присутствие в качестве гостя на саммите Организации Исламская Конференция (ОИК) поставил Россию в непростую ситуацию выбора между Востоком и Западом. Должна ли Россия вступать в ОИК и может ли она стать полноправным членом этой организации? Каковы могут быть последствия этой инициативы Владимира Путина? С этими вопросам "НГР" обратились к своим экспертам – ведущим ученым-исламоведам.

Александр Игнатенко, доктор философских наук, исламовед

Проведение саммита ОИК в Путраджае коренным образом изменило "контекст" возможных ответов на поставленные вопросы. Порыв России к установлению отношений с "исламским миром" в рамках политики многополярности натолкнулся на жесткое условие, де-факто поставленное этим "миром", – и думать перестаньте о том, чтобы одновременно дружить и с нами, и с Западом.

Я имею в виду программное выступление премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада на открытии конференции. Все заметили абсолютно неприемлемые антисемитские выпады этого политика. И вполне понятна моментальная реакция на них – протест и осуждение. Но на самом деле его выступление было не только антисемитским, но и антикоммунистическим, антисоциалистическим, антилиберальным и антидемократическим. По мнению этого светоча исламской мысли, евреи "изобрели и благополучно претворили в жизнь социализм, коммунизм, идеи прав человека и демократии, так, чтобы их преследование оказалось противозаконным, поскольку они получили равные с другими права. Используя все это, в настоящее время они получили контроль над наиболее сильными странами, и это крошечное сообщество стало всемирной властью". Это заявление – антизападное и в конечном счете антицивилизационное. (Характерно, что в этом перечне отсутствует фашизм, который с полным основанием можно было бы считать отвратительным продуктом пресловутого "Запада".)

Сейчас есть немало людей, которые из разных соображений стремятся приуменьшить произошедшее, либо сводя все к субъективному фактору – личности самого Махатхира Мохамада, либо сужая смысл сказанного. Но в ходе саммита никто из глав государств и правительств так называемых "исламских государств" ему не возразил даже в малейшей степени. (Что касается президента России, то в Путраджае он явно находился в "чужом монастыре", в который, как известно, "со своим уставом не ходят".) Не слышится малейших слов несогласия и критики в адрес Махатхира Мохамада со стороны исламских религиозных деятелей в разных странах мира. (Попутно отмечу, что Русская Православная Церковь, выразив сначала сдержанную поддержку самой идее установления диалога России с ОИК, самым категорическим образом осудила антисемитские и антизападные выступления Мохамада.)

На фоне этого молчаливого всеисламского неосуждения или одобрения заметны вспышки энтузиазма, и что весьма печально, у нас, в России. Кое-кому Махатхир Мохамад видится в роли великого восстановителя славы и величия находящегося в глубоком упадке "исламского мира", который, глядишь, приведет этот "мир" "к такой интеграции и взаимодействию, которая вполне серьезно поставит вопрос о восстановлении Халифата", – цитирую один из русскоязычных сайтов исламнета (исламского интернета). Хотелось бы напомнить, что процесс "восстановления Халифата" уже идет – им занимаются "Талибан", "Аль-Каида", "Исламская партия освобождения", ваххабитские "муджахеды" на территории России (в Чечне) и прочие.

После саммита ОИК в Путраджае не может не возникать вопрос: а должна ли Россия в какой бы то ни было форме принимать участие в консолидации "исламского мира" на антизападных основах и в восстановлении Халифата?

Леонид Сюкияйнен, доктор юридических наук, профессор (Институт государства и права РАН)

В целом я отношусь к этой инициативе положительно. При этом необходимо помнить, что в России существует множество как внешних, так и внутренних проблем с исламом. Они тем более должны быть решены, если мы претендуем на сотрудничество с ведущей межправительственной международной исламской организацией. Хочется надеяться, что предложение президента послужит стимулом для дальнейших шагов в этом направлении.

Первая и главная проблема – это отсутствие последовательной, принципиальной, стратегической политики России в отношении ислама. Я убежден, что выработка такой политики – первоочередная задача. При этом надо понимать, что ислам – не только религия, но и совокупность социальных, духовно-нравственных и политических ценностей. Поэтому российское государство должно ответить на вопрос: "Ислам – это союзник или противник России?" Нацелен ли он на установление общественного согласия и политической стабильности или несет потенциальную угрозу национальным интересам? Ответ не может быть однозначным, поскольку с исламом связаны и негативные, опасные политические процессы.

Что касается внешней политики, то здесь нужно ответить на вопрос: "Какое место должен занять ислам в отношениях России с мусульманским миром?" Если Россия – часть мусульманского мира, как заявлял президент Путин, она должна четко знать, какие из исламских ценностей она берет на вооружение. Возьмем экономическую составляющую. Действительно, вступление России в ОИК может создать хорошие возможности для экономического сотрудничества. Но участвовать в экономической жизни мусульманских стран невозможно, если не берутся в расчет специфические исламские ценности, на которые эта экономика ориентируется. То же самое относится к социальной и культурно-духовной областям.

Нерешенность чеченской проблемы также весьма негативно влияет на образ России в исламском мире. А между тем роль ислама в нормализации ситуации в Чечне практически не учитывается в российских государственных программах. Получается, что власть оставляет ислам сепаратистам. И, к сожалению, они им успешно оперируют.

На мой взгляд, вступив в ОИК, Россия могла бы установить более эффективное сотрудничество с мусульманским миром по линии совместного противодействия политическому радикализму, экстремизму и терроризму. Убежден, что с цивилизованными исламскими силами нужно вступать в партнерство. Они должны стать нашими союзниками. Ситуация для этого весьма благоприятная, ведь Россия еще с советских времен продолжает пользоваться авторитетом на Востоке.

Что касается перспектив вступления России в ОИК, то они вполне реальны. В этой организации есть страны, где мусульман меньшинство, например ряд африканских государств. Число мусульман – это важный, но отнюдь не главный фактор. Ведущий критерий, на мой взгляд, – позитивное отношение к исламу со стороны власти.

Например, если взять чисто количественные показатели, то претендовать на членство в ОИК может даже Израиль, среди граждан которого достаточно много арабов-мусульман. В то же время Индии, где мусульман в процентном соотношении не меньше, чем в России, путь в ОИК закрыт до тех пор, пока продолжается конфликт с Пакистаном по поводу Кашмира.

Таким образом, критерии, по которым страна может вступить в ОИК, – это вопрос традиции и практики. Детальных формальных условий для этого нет ни в уставе, ни в других документах ОИК.

Алексей Малашенко, профессор МГИМО МИД РФ, член научного совета Московского центра Карнеги

В странах – членах ОИК ислам, как правило, – государственная религия, а президент практически всегда мусульманин. Это оговаривается в конституциях ряда стран – членов ОИК. В то же время в ОИК входит светская Турция, где религия отделена от государства. Поэтому, на мой взгляд, препятствий для вступления России в ОИК нет.

Я считаю, что есть несколько аргументов в пользу вступления нашей страны в ОИК. Во-первых, Россия начнет активно участвовать в диалоге с мусульманским миром. Следовательно, присутствие РФ в мусульманском мире будет более весомым. Во-вторых, это обеспечит России более эффективное участие в разрешении кризисов, которые возникают и в мусульманском мире, и в тех странах, где сосуществуют христианство и ислам. И наконец, поскольку Россия – это европейское государство, она сможет донести позицию европейского мира до исламского сообщества (например, по вопросу глобализации) и стать своего рода идейно-культурным посредником между Европой и Азией.

Кроме того, само участие и открытость мусульманскому миру может создать благоприятный фон для экономических отношений. И хотя непосредственных экономических интересов у России там нет, членство в ОИК имеет определенные плюсы, хотя бы потому, что мы продаем оружие мусульманским странам. Впрочем, есть и минусы: Россия является вторым государством по объему мирового нефтеэкспорта после Саудовской Аравии и ее непосредственным конкурентом.

На мой взгляд, Россия должна вступить в ОИК в статусе наблюдателя. При этом говорить о постоянном членстве, я думаю, невозможно. Есть несколько аргументов против этого. Во-первых, наша страна декларирует себя как европейское государство, во-вторых, Русская Православная Церковь будет категорически против, и потом эта идея весьма непопулярна в обществе. Будучи полноправным членом ОИК, Россия должна будет солидаризироваться со всем, что там происходит (вспомним хотя бы антиеврейские заявления Махатхира Мохамада), или постоянно подчеркивать свою особую позицию. Для России это как минимум невыгодно. Ведь даже туркам там порой бывает очень тяжело. Со статусом наблюдателя, которым обладают сегодня Босния и Герцеговина, Центральная Африканская Республика и Таиланд, подобных проблем не возникнет, а позитивная выгода будет максимальной.

5 ноября 2003 г.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама