Первый опыт соборного обсуждения нового катехизиса Русской Православной Церкви (РПЦ), который готовит синодальная рабочая группа, был представлен на IV Сретенских встречах православной молодежи, которые прошли 9 февраля в Большой аудитории Политехнического музея. Как заявил недавно руководитель рабочей группы по подготовке нового катехизиса митрополит Волоколамский Иларион, новый катехизис должен стать соборным трудом; многие его разделы, особенно касающиеся современности, должны обсуждаться экспертами.
И эксперты не замедлили откликнуться: Патриарший центр духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ) при Даниловом монастыре посвятил очередные Сретенские встречи теме "Новый катехизис глазами современной молодежи". Эти встречи задуманы таким образом, что их участники – активные молодые миряне не только слушают "старших": священнослужителей, богословов, но и сами творчески осмысливают опыт своей миссионерской и катехизической деятельности. Год назад у них была возможность задать самые насущные вопросы Патриарху Кириллу. На этот раз свои предложения и ожидания, связанные с созданием нового катехизиса, сформулировали две группы миссионеров и катехизаторов, имеющих, несмотря на молодость, значительный опыт практической работы с самыми разными категориями людей.
На встречу были приглашены несколько членов рабочей группы по созданию нового катехизиса: митрополит Волоколамский Иларион, епископ Зарайский Меркурий, протоиереи Всеволод Чаплин и Максим Козлов. Однако все они по разным причинам не смогли прийти. Предложения участников IV Сретенских встреч от имени рабочей группы выслушивал и комментировал протоиерей Владимир Шмалий, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры.
О.Владимир рассказал о работе специальной рабочей группы, созданной по решению Священного Синода РПЦ, на которую возложена задача подготовки современного катехизиса. Священник считает несостоятельными упреки в модернизме, обращенные к инициаторам создания нового катехизиса. Подчеркнув ценность созданного в первой половине XIX в. катехизиса святителя Филарета (Дроздова), он назвал этот текст "достоянием Церкви", но разъяснил, что на новом этапе церковной жизни необходимо учитывать современные реалии, особенно – в части этических вопросов, а также излагать основы православного вероучения современным языком.
О том, насколько необходим новый катехизис, свидетельствовали православные лидеры – выпускники Школы молодежного служения при ЦДРМ. Они свели в единый перечень множество вопросов, с которыми обращаются к ним катехумены и на которые "не хватает авторитетных церковных ответов", как сказал Константин Мошкунов.
Как отметил на встрече о.Владимир, разделы, которые касаются православного вероучения, в наименьшей степени нуждаются в переработке. Но и они в рекомендациях молодых миссионеров пестрели пометками "раскрыть понятие" (например, понятие Царства Божия), "акцентировать" (например, в учении о Церкви акцентировать внимание на Евхаристической экклезиологии, с учетом наследия известнейших православных богословов ХХ в.), "разъяснить" (что, например, эсхатология – это ожидание пришествия Христа, а не антихриста), "соотнести с жизнью" (например, чтение Священного Писания) и т.д. Молодежные лидеры подробно проработали такие разделы, как роль и значение священнослужителей в Церкви, подготовка к таинствам, духовное руководство и личная ответственность христианина, проблемы литургического богословия, канонического права, изучения Священного Писания, соотношения веры и науки. В новом катехизисе они хотели бы видеть и специальный раздел "Отношение к инославию", в котором бы подчеркивалась необходимость осведомленности православных об основных различиях между христианскими исповеданиями, толерантности в общении, "проявления любви и открытости" к инославным. Звучали также предложения об издании, помимо основного катехизиса, дополнительных материалов, адресованных разным категориям читателей: например, детский катехизис, пособия для катехизаторов или сборники статей по дискуссионным богословским вопросам.
О.Владимир поблагодарил всех участников встреч за ценные предложения и подчеркнул, что новый катехизис – это "соборный проект", что рабочая группа заинтересована во мнении сведущих людей, которые могут направлять свои письма председателю рабочей группы. "Обсуждение нового катехизиса фактически уже началось здесь", подытожил руководитель ЦДРМ игумен Иоасаф (Полуянов), выразив надежду, что все конструктивные обращения будут изучены авторами современного катехизиса. Во встрече также приняли участие наместник Данилова монастыря, архимандрит Алексий (Поликарпов) и ведущий сотрудник ЦДРМ, игумен Петр (Мещеринов). В конце встречи о.Владимир Шмалий ответил на многочисленные записки из зала.
Говоря о характере Сретенских встреч, которые ежегодно проводятся ЦДРМ в канун празднования Сретения Господня и Всемирного дня православной молодежи, первый заместитель руководителя ЦДРМ Юрий Белановский отметил в беседе с "Благовест-инфо": "Сретенские встречи православной молодежи в который раз показали, что молодые люди это не только те, кто может слушать лекции или отдыхать. Сегодня это активные делатели на ниве Христовой, те, кто приобрел немалый, достойный внимания опыт церковной работы опыт миссионерства, катехизации, социального служения. Молодежные лидеры знают об этом не понасылшке; это голос, что называется, "снизу". Они готовы не только свидетельствовать о своем служении, но давно готовы к глубокому всестороннему обсуждению со священноначалием актуальных вопросов церковной жизни. Поверьте, они давно созрели к вполне зрелому и даже профессиональному диалогу".
Источник: Благовест-инфо