У внешнего мира их загадочная вера ассоциируется с культом мертвых, человеческими черепами и приносимым в жертву животными. Но в сегодняшнем Гаити стране, пережившей землетрясение, жрецы культа вуду играют вполне практическую роль по заданию властей они помогают вести подсчет погибших, заботиться о раненных и успокоить переживших психологическую травму.
"Гаити это и есть вуду. Помогая людям, мы помогаем сами себе", говорит 75-летний Макс Бовуар, бывший инженер-биохимик, которого называют "вуду-папой".
Гаити страна с населением 9 млн. человек, из которых половина практикует вуду. В то же время, правительственные структуры на острове практически не функционируют, жрецы не только совершают ритуалы, но часто выступают в роли неофициальных судей. Представители правительства и ООН решили привлечь столь влиятельную силу к восстановлению нации и обратились за помощью к колдунам вуду, которых в стране насчитывается около 60 000. "Жрецы здесь считаются общинными лидерами, и могут сыграть важную роль в оказании гуманитарной помощи", подчеркивает пресс-секретарь миссии ООН Дэвид Уимхёрст.
Некоторые специалисты сомневаются, что колдуны, ведущие подсчет погибших, смогут предоставить корректные данные. Бовуар считает, что поскольку каждый колдун ведет учет людей в своей собственной общине, данные будут точными. В настоящее время "унганы" (колдуны) и "мамбо" (колдуньи) по всей стране фактически проводят неофициальную перепись всех погибших и пострадавших в результате землетрясения. По словам Бовуара, жрецы вуду также примут участие в экуменических траурных мероприятиях, которые начнутся 12 февраля и продлятся шесть дней.
Помимо этого, гаитянские жрецы практикуют свое искусство целителей. В палаточном городке в пригороде Порт-о-Пренса местная мамбо Ламерси Шарль Пьер помогла беременной женщине, у которой было очень сильное кровотечение. Пьер говорит, что после лечения в традициях вуду кровь остановилась.
Еще одна женщина рассказывает, что после землетрясения от шока пережила помутнение рассудка, но Пьер совершила для нее ритуал с кофейными листьями, и помогла ей вернуться в нормальное состояние: "Если бы не она, я бы бегала по улице, как сумасшедшая, я бы могла попасть под машину".
После катастрофы 12 января Пьер собрала выживших соседей вокруг себя, и они разбили лагерь на территории разрушенного стихией итальянского посольства. Из материалов, найденных на развалинах, они сделали шалаши. Мамбо обратилась в одно французское гуманитарное агентство, и там ей предоставили переносные туалеты для ее лагеря.
Хотя живые для колдуньи приоритет, умершие играют особо важную роль в культуре вуду. В нескольких сотнях ярдов от лагеря, у подножия холма, находится святилище вуду, которое одно во всей округе не пострадало от землетрясения. Здесь Пьер показала нам три "комнаты духов" с куклами вуду, человеческими черепами и танцующими скелетами на стенах. В этих комнатах хранятся вещи погибших от землетрясения. Комната украшена гирляндами цветов и изображениями христианских святых. "Здесь мы вызываем духов, говорит Пьер. В вуду мы делаем только добро".
Такой взгляд на вуду, отличающийся от мрачного образа этой религии, знакомого по популярной культуре, разделяет и 59-летний Марк-Ив Луи, смотритель поместья Бовуара неподалеку от Порт-о-Пренса. "Вуду это наша культура, наши корни, наша сила, вуду это наше сердце", говорит он.
Сам Бовуар родился на Гаити, и вернулся в страну после 20 лет отсутствия учебы и работы в США и Франции. На родине он стал жрецом и даже "папой" своей религии. Он выступает в роли судьи сидя в резном кресле под высоким фикусом, они принимает людей, которые приходят к нему со своими домашними спорами. Правый подлокотник его кресла украшен резным кулаком, сжимающим каменный кинжал символ судейской власти.
Жрец говорит, что уважает все религии, несмотря на то, что представители других религий без особого почтения отзываются о вуду. Так, американский проповедник Пэт Робертсон назвал землетрясение наказанием Гаити за то, что жители страны заключили "пакт с дьяволом".
Бовуар рассказывает о некоторых верованиях вуду. Так, на Гаити считается, что каждый дух живет на земле 16 раз, из них половину в мужском и половину в женском теле. Когда человек умирает, дух "возвращается в море", где должен очиститься, прежде чем сможет найти себе "подходящее тело" для нового воплощения. Во время всего этого цикла духи умерших людей присутствуют среди живых. В качестве иллюстрации этой идеи, святилище Бовуара украшает скульптура скелет в объятиях женщины, которая символизирует Гаити. "Она танцует с традицией, со всеми своими умершими предками", поясняет колдун.
Источник: Boston Globe