ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Венец – делу начало. Что бывает, когда женятся представители разных религий

Анна Семенова, Анастасия Александрова, Елена Мишукова :: 12 февраля 2010

Накануне дня всех влюбленных католический епископат Австралии разослал прихожанам и школьникам брошюры о необходимости романтики в супружеской жизни. Не остались в стороне от сезонных разговоров о любви и браке и представители РПЦ. Так, митрополит Волоколамский Иларион на днях напомнил, что РПЦ допускает возможность смешанных браков между христианами разных конфессий и посетовал, что на практике священники нередко отказывают любящим заключить союз. С еще большими проблемами сталкиваются влюбленные разной веры. Недостаток межрелигиозных союзов еще и в разнице менталитетов, которая, по мнению психологов, способна уничтожить даже самые крепкие чувства.

Вопрос межконфессиональных браков в православии был оговорен еще в XVIII веке. "Раньше брак заключался в той конфессии, к которой принадлежала невеста, – пояснил "НИ" диакон Андрей Кураев. – Если брак заключался между православным и католичкой, то обряд венчания совершался по католическим традициям. Позже православная церковь настояла, чтобы при заключении межконфессионального брака венчание проходило в православии. Сегодня бывает и такое, что люди венчаются по традициям обеих конфессий, хотя двойное венчание вызывает сомнения у православной церкви".

А вот лютеране и католики к межрелигиозным бракам относятся лояльно. "В моей практике был только один случай, когда епископ не разрешил брак между католичкой и мусульманином, – поделился с "НИ" отец Дариус, служащий в Римско-католической церкви святой равноапостольной княгини Ольги. – Причиной тому была неуверенность в том, что молодой человек свободен. Документы без штампа о браке не всегда гарантируют свободу, тем более что в мусульманской среде весьма сильны устные договоренности между семьями". "В рамках христианского контекста межконфессиональный брак вообще не является проблемой, это довольно частое явление, – рассказал "НИ" пастор Дитрих Бюлов-Штернбек, служащий в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе святых Петра и Павла. – Проблемы могут возникнуть на бытовом уровне, например, касательно традиции молитв перед едой".

Для обвенчавшихся христиан разных конфессий, по мнению экспертов, главной темой для споров станет вопрос "Кто в доме хозяин?". "У католиков считается традиционной детоцентристская модель семьи, когда все внимание направлено на детей, – рассказала "НИ" старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская. – В православной семье в основном поддерживается авторитет отца, детьми занимается мать. А в протестантской модели все члены семьи равны и дети воспитываются как взрослые. Если человек был воспитан иначе – конфликтов не избежать".

Достаточно спокойно воспринимают возможность межрелигиозного союза в исламе, правда, со своими оговорками. "Согласно исламу молодые люди могут жениться на людях писания, то есть верующих в Бога: на представительницах христианства или иудаизма, – пояснил "НИ" руководитель международного департамента Совета муфтиев России имам-хатыб Рушан Аббясов. – Конечно, приоритет отдается мусульманке, но если молодой человек хочет, то он может взять в жены девушку другой религии. Принимать жене ислам или нет – остается на ее усмотрение. Это не ставится как основное условие, потому как нет принуждения в религии, вера должна появиться в душе. Что касается девушек, то они не имеют права выйти замуж ни за кого, кроме мусульманина".

Интересно, что, по мнению экспертов, мусульманская модель семьи психологически наиболее близка православной. "В мусульманской семье так же поддерживается авторитет отца, но в то же время жена практически на правах ребенка. Она исполняет роль содержанки, которая за полное обеспечение жертвует своей свободой и правами, – отмечает Ольга Маховская. – С другой стороны, мусульманский муж не пьет, работает, у него есть осознание того, что он должен кормить семью. Он может плохо относиться к жене, но он ответственно подходит к тому, что он должен обеспечить крышу над головой и пищу. Такие браки бывают относительно удачными, женщина чувствует себя защищенной".

Очень строго блюдут "честь мундира" в иудаизме. "Пятикнижие, то есть Тора, регулирует вопрос смешанных браков: в пятой книге есть заповедь, по которой вступать в брак с представителем другой национальности запрещено, – рассказал "НИ" раввин общины "Среди своих" (ФЕОР) Йосеф Херсонский. – Но на практике такие браки существуют, это называется ассимиляцией. Праздновать такую свадьбу по всем традициям абсурдно или кощунственно. Это то же самое, что благодарить Бога за некошерную пищу – Бог запретил еврею ее употреблять! Когда заключается брак между представителями разных религий, это значит, что у каждого из супругов очень неглубокое понимание собственной веры. Полноценно религиозный еврей никогда не женится на полноценно религиозной христианке. Если такой брак все же заключается, это значит, что для человека религия играет незначительную, не главную роль в жизни, проходит по касательной".

По словам Йосефа Херсонского, "чем больше несовместимых отличий, как, например, религия, тем больше проблем". Впрочем, миру в такой семье не способствуют не только противоречия в религиозных взглядах. "Союз представителей православия и иудаизма достаточно конфликтен, – считает психолог Ольга Маховская. – В иудаизме существует культ Девы Марии, развит авторитет матери, что для нашей модели семьи непривычно. Хотя стоит отметить, что возникающие проблемы обычно сглаживаются: со стороны иудеев существует тактика избегания конфликтов. Кроме того, безусловно, помогает присущее им чувство юмора".

Как считает Рушан Аббясов, основная проблема при заключении межрелигиозных браков – вопрос, как воспитывать ребенка. "Часто жена, являясь христианкой, хочет крестить чадо, а муж хочет совершить обряд наречения, прочтение Азана. Мы стараемся предупредить людей, что могут возникнуть подобные проблемы, – поделился с "НИ" имам-хатыб. – Мне известны случаи, когда родители приходят к компромиссу и оставляют ребенка до совершеннолетия в покое, не крестят его и не совершают обряд наречения. Когда дитя достигает совершеннолетия, он сам решает, какую веру примет". С тем, что именно вера ребенка может стать яблоком раздора в семье, согласны и представители других религий. "Брак между представителями разных религий, скорее всего, разрешат, если другая сторона пообещает, что дети будут воспитываться в католической вере, – говорит отец Дариус. – Также представитель другой религии должен пообещать, что не будет создавать препятствий для вероисповедания в семье".

Свадьбу – через суд

В 2005 году в суде Самары встретились представители сразу трех религиозных учреждений. Отец несостоявшегося жениха Александр Прохоров подал иск в отношении мечети, православного храма Святых Кирилла и Мефодия и католического храма Святого Сердца Иисуса, которые отказались обвенчать его православного сына Константина с мусульманкой. Истец обвинил представителей духовенства в дискриминации инакомыслящих граждан по религиозному признаку и нарушении права влюбленных на свободу вероисповедания. В своих доводах истец ссылался на Декларацию прав человека. Правда, чем "провинился" перед истцом католический храм, осталось неизвестным: Константин и его подруга не имели никакого отношения к католицизму. Суд отказал в удовлетворении иска. Поскольку церковь отделена от государства, суд не имеет полномочий обязать религиозные организации исполнять обряды или таинства.

Как вы относитесь к венчанию?

Полина ДАШКОВА, писательница:

– Я приветствую, когда многие стремятся зарегистрировать свои отношения не в ЗАГСе, пока еще не разлюбили друг друга, а венчаются в церкви. Мы с мужем обвенчались совсем недавно. До этого мы с ним прожили в браке долгое время. Причиной тому послужило появление первого ребенка. Я ни разу еще не пожалела о том, что решилась на такой шаг. Ведь это благополучно сказывается на здоровье ребенка, и судьба его в дальнейшем складывается удачно. Безусловно, в любой семье порой возникают и споры, и конфликты, но мы их преодолеваем. Венчаться следует супругам, у которых отношения друг с другом не ладятся. Или же тем, кто долгое время прожил в гражданском браке. Вначале они должны исповедоваться священнику, что все это время жили в грехе. Отношение человека к себе и окружающим после обряда венчания меняется, он начинает относиться ко всему трепетно.

Галина ДАНЕЛИЯ, супруга кинорежиссера Георгия Данелия:

– Я положительно отношусь к этому обряду. Мы в церкви не венчались, поскольку мой супруг только год назад крестился. На мой взгляд, совершать его должны люди взрослые, которые уже прожили в браке в течение долгого времени. За этот период супружеской жизни на их долю выпало немало трудных и счастливых моментов, и они сумели их преодолеть вместе, проверили крепость чувств и семейных уз. Венчание дает супругам уверенность в завтрашнем дне. А вот двадцатилетним вообще венчаться не стоит. Им кажется, что они вместе проживут долго и счастливо, и умрут в один день. Но в первую брачную ночь между ними возникает конфликт из-за пустяка, и вместо того, чтобы его как-то уладить, они разбегаются. Вообще сам священник должен давать разрешение, какой паре следует венчаться, а какой нет. Возможно, и разводов было бы гораздо меньше.

Владимир ДАШКЕВИЧ, композитор:

– Я отношусь к любому обряду положительно в том случае, если он действительно соответствует душевному состоянию человека. Мы с супругой не венчались, поскольку родители меня не крестили. Однако я считаю себя христианином. Когда человек идет в церковь, он должен для себя понять, зачем ему это нужно.

Фазиль ИСКАНДЕР, писатель:

– В принципе, к венчанию как к обряду я отношусь положительно. Мы с супругой не венчаны, но она неоднократно мне предлагала сделать это. Пока я не готов совершить такой ответственный шаг в своей жизни. Мне не нравится, что большинство молодых людей венчаются не по своему собственному желанию, а потому, что так сейчас модно.

Григорий ГЛАДКОВ, композитор:

– Мне приятно, что в России возрождаются старые добрые традиции, и то, что люди стали чаще обращаться к Богу, – особого значения не имеет, по каким причинам. Это означает, что человек благополучно прошел путь от обезьяны к человеку, а не наоборот. Сам я не прочь обвенчаться со своей супругой в церкви, ведь от этого человек только приобретает, а не теряет.

Источник: Новые известия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама