Сегодня кланяться не принято. Это слово давно превратилось просто в фигуру речи. А сам поклон, столь распространенное когда-то приветствие, воспринимается теперь как выражение подобострастия и самоуничижения. Только в Церкви время как будто остановилось православные по-прежнему бьют земные и поясные поклоны, молятся, стоя на коленях, и нисколько этого не стесняются. Что это, как не рабская привычка?
Поклон часть христианского обряда. Сегодня слово "обряд" чаще всего звучит с отчетливым негативным оттенком. Если, например, представить формат интернет-дискуссии в православном рунете, то и здесь обряд, скорее всего, у многих окажется не в чести. Почему так? Причин много. Это необязательно желание комфорта ("ну почему же в русских храмах не принято молиться сидя?"). Нет, к этому все не сводится. "Царство Божие внутрь вас есть!" сказал Христос. Внутри значит в душе. Обряд же предстает в нашем понимании чем-то сугубо внешним: не только не причастным к духовной жизни, но и отчуждающим от нее. Обрядоверие, в которое выродилось простонародное "бытовое благочестие" уже к началу ХХ века, остроумно и иронично описано в повестях и рассказах Лескова, о нем с болью писали многие выдающиеся церковные авторы (в их числе о. Александр Шмеман). Казалось бы, достаточно вглядеться "внутрь" самого слова, чтобы задаться вопросом: от обряда что вообще может быть доброго? Обряд обряжать рядить рядиться: притворяться, лицемерить!
Внутреннее внешнее, духовное плотское, искреннее лицемерное... Эту парадигму можно продолжать, все более утверждаясь в безусловном противопоставлении "сердечного чувства" и "внешнего обряда". И действительно, если обряд стал самостоятельной ценностью, он способен заставить человека забыть важнейшее: "суд, милость и веру" (Мф. 23: 23). Почему же Церковь тщательно оберегает традиционную обрядовую культуру?
Видимо, дело в том, что именно через обряд осуществляется связь, взаимная связанность всех элементов мироустройства с жизнью человека. В символе обряда мир видимый, осязаемый, описуемый ищет (и верит, что находит!) точки соприкосновения с миром небесным. С миром, который ни при каких обстоятельствах не вписывается в доступные нашей логике рациональные схемы. Как ни удивительно, в осуществлении этой непростой задачи перехода границы между земным и небесным, видимым и невидимым обряд нередко прибегает к символическим средствам, вполне доступным для нашего понимания можно сказать, "детским". К числу таких простых и в то же время важных обрядовых действий относятся и поклоны. По мысли Евангелия, миссия человека в мире не "развоплотиться", не превратиться в "чистый дух", оставив погибать на бренной земле все материальное, но привести ко Творцу весь возлюбленный Им мир. Для христианина очевидно, что прославлять Бога, воплотившегося во Христе, можно и должно душою и телом всем существом.
О женах-мироносицах и чувстве собственного достоинства
Недаром я упомянул о "детском" характере обрядовых действий. Детское восприятие окружающего нас мира (и мира невидимого в том числе) прямо "рекомендовано" нам Самим Спасителем: "... если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18: 3).
Всякая радость ребенка растворена доверием, уважением и благодарностью к тому большому и непознанному, что живет и движется вокруг него, к тому, от чего напрямую зависит его жизнь. Затем ребенок вырастает. Теперь многое в жизни зависит непосредственно от него. И память о том, что "Бог большой, а я маленький", сохранять все труднее. Чтобы помнить это, одного абстрактного философствования оказывается мало. Вот тогда на помощь и приходит детская память о нашей малости. А еще Евангелие. Грешный мытарь, который пал на колени и молился, боясь поднять от земли очи, и вышел из храма с оправданной совестью (см. Лк. 18: 9-14). Несчастная мать, которая умоляла Христа исцелить ее беснующуюся дочь: сперва кричала в голос, неотступно следуя за Ним (причем Господь долго оставался будто бы глухим к ее мольбам), а потом подошла и, упав к ногам, упрямо продолжала просить: "Господи, помоги мне!" И вот, наконец: "О, жено, велия вера твоя! Буди тебе, якоже хощеши" (см. Мф. 15: 21-28). Жены-мироносицы (и среди них Сама Божия Матерь, славная превыше небесных ангелов!), встретившие в предрассветной утренней дымке Воскресшего Христа о радость, которой и искали, и не чаяли! "И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему" (Мф. 28: 9).
Мы нередко строим из себя нечто друг перед другом ("воздвигаем", "возвышаемся"). От этого устает не только душа весь человек. Но "держаться независимо" пред Богом это просто верх усталости, это нас разрушает. Самый же простой (и притом традиционный) жест почтительного приветствия, ожидания прощения и помощи, жест благодарности это наш поклон (и Богу и ближнему).
Между тем современный человек может дожить до старости, ни разу никому не поклонившись (физически) и вменяет это себе в заслугу. "Никогда никому не кланялся и теперь не буду", можно услышать от того, кто впервые пришел в церковь. Мне кажется, такая "жестоковыйность" от страха унижения и принуждения, которым наш человек подвергается постоянно и повсеместно. Действительно, нас ни за что обругивают в общественном транспорте, в поликлинике, на работе. Нам приходится заискивать и униженно просить во всемозможных кабинетах ЖЭКа, в отделе соцзащиты, в больнице и т. д. И, внешне не сгибая шеи, мы много и часто внутренне распластываемся перед тем, чего не признаем и даже презираем, презирая при этом и себя за слабость. У нашего соотечественника чувство собственного достоинства это зона, обожженная историей советского времени: доносами, пытками, публичными бичеваниями и покаяниями, анкетами, разрешениями-запрещениями на выезд... В общем, человек не выдерживает всего этого и даже самой памяти об этом и уходит в глухую оборону: чтобы я по своей воле кому-то поклонился? еще чего! Это как раз очень понятно и знакомо. Удивительно бывало другое: случайно подсмотренное иное употребление поклона. Например, в коридоре Московского университета: профессор (это был Никита Ильич Толстой) церемонно раскланивается со студентом-первокурсником, студент отвечает ему тем же. И в этой церемонии столько сердечности и достоинства! Становилось понятно: эти люди из какой-то другой жизни, их связывает что-то важное. Впоследствии выяснилось, что этим важным была Церковь: Никита Ильич и тот первокурсник были прихожане одного храма.
Шаг к свободе
Возле церкви нередко водится такая разновидность регулярных "прихожан-около": мужья, которые привозят жен на службу, а сами ждут снаружи. Неделями они сидят в машине. Потом начинают выбираться и бродить вокруг храма. Еще погодя (ну ладно, хорошо, зайду уж!) могут стоять на службе, не крестясь, еще дольше уже крестясь, но не кланяясь. Люди переживают настоящую ломку! Им нужно время, чтобы убедиться: это не насильно, это как ты сам решишь. Те из них, кто остался в храме, спустя годы помнят, как это было непросто поклониться первый раз. Поклон в церкви это действие по доброй воле, это признание главным в своей жизни Бога, это шаг к освобождению от гордыни. Признавая свою неполноту, человек вдруг испытывает облегчение оттого, что почувствовал, что он не один держит небо (семью, работу, бизнес), которое он так боится уронить. Что есть Кого просить о помощи, и просить ее не унизительно, потому что в отношениях с Богом чего нет так это насилия и унижения.
В поклоне проявляется парадоксальность христианской веры. Я кланяюсь Богу, потому что это мое выстраданное убеждение (или воспитание, которое я признаю правильным), и я этого не стыжусь: так поклоном я выражаю свою свободу.
А кого-то на колени бросило горе. Оно не ждет, пока мы справимся со своими внутренними барьерами. Когда человек, как Иов, остается один на один с Богом, он не задается вопросом, как ему встать и как держать руки, и не уронит ли он свое достоинство, преклонив шею или даже упав на колени.
Среди христиан принято кланяться друг другу при встрече и заочно "передать поклон" вместо привычного "привета". Между словами "Передай привет!" и "Передай поклон!" есть большая разница. Первое можно перевести так: "Скажи ему: я его помню, пусть и он меня не забывает!" Не так уж плохо. Но передать поклон это нечто большее: "Я помню тебя в Боге. Помолись и ты обо мне!" Чтобы поклониться друг другу, необходимо остановиться. И даже просто передавая на словах поклон, человек невольно разрывает вокруг себя и в себе самом круговерть суеты. Умение и готовность вот так остановиться, преодолев "невыносимую легкость бытия", и склониться перед Богом и перед ближним, в этом есть достоинство, благородство и настоящая свобода.
ПОКЛОН – символическое действие, служащее выражением чувства благоговения перед Богом; употребляется в христианской Церкви с древних времен. Энциклопедия "Религия"
Источник: Православие и мир