ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Билет в профессию

18 февраля 2010

Дочь перешла в десятый класс, но не может определиться, куда ей идти после школы, в чем ее призвание. Она хочет быть то биологом, то филологом, то фигуристкой, то дизайнером. Учится неплохо, но ведь как-то надо уже определяться, думать о поступлении в вуз. К какому возрасту человек должен определиться с выбором? Ведь не хотелось бы ошибиться и всю жизнь (или пусть даже какую-то ее часть) заниматься нелюбимым делом. Вера

Отвечает Дмитрий ТЮТТЕРИН, педагог:

– У англичан существует поговорка: "Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах". Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с тем, что все планы шли прахом, а его вчерашние мысли и мечты казались наивными. С таких позиций очень трудно давать советы пятнадцатилетней девушке по выбору жизненного пути. Но несмотря на то, что земные цели и приоритеты каждого человека меняются, у моих знакомых инженеров, ставших педагогами, и философов, ставших бизнесменами, есть одно качество, которое помогло им в соответствии с новыми целями изменить и направление своего жизненного пути, – это целеустремленность. Если человек умеет выделять приоритеты, ставить цели, прочерчивать к ним маршрут и неотступно этим маршрутом следовать – это уже залог успеха во всех начинаниях. И это именно то, что надо в ребенке развивать.

Начать можно с малого: поставить цель на неделю, на месяц. Поработать вместе над ее реализацией, проанализировать, обсудить полученные результаты. Цели эти необязательно должны лежать в области приобретения знаний: например, ваш ребенок мечтает пойти в поход или научиться играть на гитаре. Что для этого надо сделать? Детализируйте план и добейтесь его исполнения. Сначала вместе, потом под вашим чутким контролем, потом самостоятельно. Можно ставить цели на какой-то отрезок времени – например, до конца учебного года. Важно, чтобы это были реальные, а не игрушечные цели. В качестве главной вполне может подойти такая: учиться так, чтобы сохранить до одиннадцатого класса возможность выбора профессии, то есть к моменту выбора иметь достаточно знаний по широкому кругу предметов.

Очевидно, чем раньше ребенок определится с профессией, тем проще будет вам локализовать свои усилия и работать в уже выбранном направлении. Можно ли подтолкнуть ребенка к выбору? Конечно. Неплохо доверить работу по профориентации профессионалам. Существуют довольно серьезные тесты-исследования по этой тематике, есть очень эффективные тренинги и специалисты, которые этим занимаются. Если вы располагаете такими возможностями – отправьте ребенка на какую-либо профориентационную программу, это в любом случае пойдет на пользу: трезвый взгляд постороннего человека, профессионала, позволит сформировать мнение, лишенное родительских амбиций.

Если такой возможности нет – попробуйте сами. Только прежде всего проведите серьезную работу с собой: задумайтесь, не пытаетесь ли вы своим выбором реализовать в ребенке то, что у самих в молодости не получилось? Это большая ошибка – ребенок не ваша уменьшенная и улучшенная копия.

Начинать надо не с профессии, а с ценностей. Понятно, что в целом ценности у нас одни и те же. Однако в силу характера, воспитания и многих других факторов вырабатываются определенные приоритеты. Поговорите с ребенком, что, по его мнению, значат слова "хорошо сложившаяся жизнь": счастливая семья и много детей? или спасенные жизни? или всеобщее признание и уважение? или то, что останется после тебя? Понятное дело, что каждый выберет все (ну или почти все) из списка, но когда выбор нужно сделать "или-или" – начинаются разногласия. Понаблюдайте, что вашему ребенку милее: подвижный образ жизни или сидячий; общение со сверстниками или уединение. Именно то, что ему ценно, то, что понятно и комфортно, больше скажет вам о его будущей работе, чем очередное увлечение по итогам прочитанной книжки или просмотренной телепередачи.

Старайтесь избегать рассказов о профессиях. Вряд ли вы поработали и знаете досконально все те профессии, которыми можно заинтересовать ребенка. Старайтесь избегать общеизвестных мифов про профессии – вроде того, что из ста актеров только один находит работу или что у психологов у самих не все в порядке с головой. Если уж хотите повлиять на выбор ребенка, продавить свое мнение – делайте это открыто, честно заявляйте: мне не нравится эта профессия!

Попытайтесь идти от противного: составьте список профессий, которые вы бы точно не выбрали, и выделите признаки, из-за которых эти профессии попали в "черный список". Например: профессии, связанные с риском для жизни; или с мошенничеством и махинациями; или профессии, связанные с обслуживанием людей. После дополните список другими профессиями, что подпадают под эти признаки. Конкретного ответа на все ваши вопросы это упражнение не даст (вряд ли вы внесете в список все профессии, кроме одной), но задуматься заставит.

Определитесь с направлением деятельности. Это проще, чем с профессией. И это уже больше, чем полдела. Постепенно сужайте круг, ставя перед собой альтернативные вопросы вроде тех, о которых говорилось выше: много работать и много зарабатывать или мало работать и мало зарабатывать, сразу зарабатывать много или работать "на перспективу".

Все подобные разговоры постепенно наталкивают ребенка на мысли о работе. Чем больше вы говорите, тем лучше (впрочем, не переходя ту грань, после который разговоры ничего, кроме раздражения, не вызывают).

Однако, несмотря на все предпринятые усилия, может оказаться так, что ребенок по-прежнему не в состоянии сделать выбор. И в этом нет ничего страшного, ведь он как минимум честен с вами, что в возрасте пятнадцати лет дорогого стоит. Тогда можно дать еще один совет: вы сами сделайте этот выбор за него (но только в том случае, если все остальное уже перепробовали). И в этой ситуации будет уже не столь важно, чем вы будете руководствоваться: собственными династическими замыслами, амбициями (не забывая все, что обсуждали с ребенком), или даже просто сделаете выбор наобум – как ни пародоксально это звучит, если ничего не натолкнуло вас на выбор, сделайте его наобум, просто для того, чтобы его сделать. Ведь "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...". Я знаю одного блестящего юриста, который в свое время пошел на юридический просто за компанию с другом. Также знаком с очень хорошей журналисткой, которая выбрала эту профессию только потому, что в последних классах школы у нее был молодой и симпатичный учитель русского языка. Люди делают серьезный жизненный выбор иногда под влиянием таких смехотворных обстоятельств, что диву даешься. Вы вместе с вашим чадом сейчас находитесь в таком жизненном периоде, когда сам факт сделанного выбора значит больше, чем его направление. Сейчас сделанный выбор – это не правильный или неправильный ответ на экзамене, а скорее билет, который вы тянете. И конечная оценка зависит больше не от того, какой будет номер билета, а от того, как вы будете к ответу готовиться. Сейчас надо просто начать двигаться, а как будет дальше – Господь управит.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама