ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Кому принадлежит Александро-Невский собор в Париже?

Росс Николай Георгиевич :: 18 февраля 2010

Автор статьи пытается разобраться в исторических перипетиях, связанных с юридическим статусом одного из духовных центров русской эмиграции во Франции – Александро-Невским собором в Париже.

Последнее время, в связи с судебным решением о передаче Св. Николаевского русского собора в Ницце Российской Федерации, появились в франкоязычных СМИ неверные сообщения о юридическом статусе Св. Александро-Невского русского собора в Париже. Нам, поэтому, представилось необходимым привести в кратком виде точные и достоверные сведения по этому вопросу.

Земельный участок, на котором была построена парижская русская церковь, был приобретен в два приема, в октябре 1857 и в ноябре 1858 года за общую сумму в 272 168 франков.

Первичный капитал, необходимый для покупки земельного участка и для начала работ, был предоставлен Св. Синодом и государем Александром Вторым (200 000 франков от каждого). Остальные необходимые средства были собраны настоятелем храма, прот. Иосифом Васильевым, среди православных во Франции и, в большей мере, в России.

Постройка храма, освященного 11 сентября 1861 года, обошлась в 670 000 франков. Общая сумма, истраченная для покупки земли и постройки храма составляет 951 168 франков. Таким образом, частных средств было вложено ок. 58 %.

Договор о приобретении земельного участка для храма, в 1857 и 1858 году, был подписан российским послом в Париже, гр. Павлом Дмитриевичем Киселевым. Расходы по постройке храма были покрыты под подписью прот. Иосифа Васильева.

До 1917 года, расходы по содержанию храма, а также оплата его духовенства и служащих, осуществлялись Министерством иностранных дел Российской Империи. К тому же, храм получил довольно крупный запасной капитал, в виде российских облигаций.

Будучи в значительной степени приходским храмом, русская церковь на улице Дарю считалась посольской церковью и пользовалась правом экстерриториальности. К примеру, когда в сентябре 1914 года в Париже опасались немецкой оккупации и российское посольство эвакуировалось в г. Бордо с правительством Франции, русская церковь находилась под защитой испанского флага (Испания была в войне нейтральна).

После захвата власти большевиками в ноябре 1917 года, французские власти продолжали считать В.А. Маклакова, назначенного в Париж Временным правительством, законным представителем России во Франции. Русская церковь на улице Дарю также сохранила свое прежнее положение. Какое-то время, она продолжала пользоваться ограниченной поддержкой русского дипломатического корпуса за границей.

В марте 1921 года, был в Париже основан приход в соответствии с приходским уставом, выработанным на Московском церковном соборе 1917-1918 года.

Предчувствуя скорое признание Советского Союза правительством Франции, митрополит Евлогий, в марте 1923 года, предложил своей пастве создавать повсеместно "культовые объединения" (associations cultuelles) в соответствии с французским законами 1901 и 1905 года. Устав Русского православного культового объединения в Париже был официально утвержден 1 июня 1923 года. Он гласил, что основная цель объединения – "обеспечить в Париже отправление культа в строгом соответствии с греко-русском уставом".

Российский посол В.А. Маклаков в мае 1923 года одобрил проект устава парижского культового объединения, который был ему представлен. Он принял положение о том, что эта "религиозная община учреждается для заведывания храмом и движимым и недвижимым имуществом, которое до сего времени принадлежало Российскому посольству и находилось до сего времени в его заведывании".

Маклаков поставил условием, что будет составлено письменное соглашение о том, "что религиозная община признает для себя обязательным подчиниться, в свое время, желанию того законного правительства, которое пожелает войти в обладание церковным имуществом, как имуществом законно ему принадлежащим". Это соглашение должно будет вступить в силу "в ту пору, когда Россия будет представлена властью, относящейся со всем необходимым уважением к церкви и ее спокойному существованию". Соглашение должно было быть подписано самим Маклаковым, в качестве представителя последнего законного российского правительства, и представителем прихода. Оно "подлежало бы хранению в особых условиях, гарантирующих приведение его в исполнение лишь тогда, когда к этому наступила бы необходимость".

Передача всего движимого и недвижимого имущества Св. Александро-Невского храма Русскому православному культовому объединению в Париже имела место 20 мая 1924 года, в присутствии судебного исполнителя. Так как дело касалось "иностранной собственности, обладающей правом экстерриториальности", не требовалось передачи имущества (предусмотренной законом от 16 марта 1906 года) со стороны мэра или префекта.

СССР был признан Францией 24 октября 1924 года. 20 ноября 1924 года, на русскую церковь в Париже был наложен секвестр, так же как и на все прочие русские дореволюционные храмы во Франции. Официально, эта мера была принята для выявления настоящего собственника церковного имущества, но ее реальной причиной было стремление французских властей уберечь русские храмы от попыток их захвата со стороны представителей советской власти, которые вскоре и имели место.

Обе стороны вынесли дело в суд. Целью прихода была отмена секвестра и признание за ним права обладания храмом. Целью советской стороны было присуждение ей церковного имущества в полную собственность.

5 апреля 1928 года 3-я камера Гражданского суда департамента Сена сочла, что "земельный участок на улице Дарю в Париже был приобретен в 1857 и в 1858 году и здание церкви возведено благодаря пожертвованиям православных верующих, что с 1857 года последние открыто и беспрерывно владели этим имуществом, сначала в качестве религиозной общины (прихода), фактически существовавшей и управляющейся священником, назначенным духовной властью, а с 1923 года в виде религиозной общины, заявленной согласно с законами 1 июня 1901 года и 9 декабря 1905 года. (...) Что эта община в качестве юридического лица, признанного законом, одна имеет право владения вышеуказанным имуществом. [Так как] это имущество не беспризорное, [суд счел,] что оно не входит в категорию имущества, обозначенную распоряжением от 22 октября 1924 года [то есть имущества, ранее принадлежавшего Российскому государство, на которое был наложен секвестр] (...)

Суд постановил "что применение к этому имуществу распоряжения от 22 октября 1924 года было произведено незакономерно. Запрещает [временному администратору имущества под секвестром] препятствовать Русскому культовому объединению в Париже в его владении и в пользовании своими правами".

Таким образом, в соответствии с французскими законами, культовому объединению русской церкви в Париже было предоставлена не собственность, а пользование и владение церковным имуществом на улице Дарю. Это конкретно означает, что ему не было предоставлено право полного или частичного отчуждения данного имущества. А также то, что оно не имело права использовать храм на что-либо не соответствующее указанному в его уставе совершению русского православного богослужения.

После Второй мировой войны, советское посольство в Париже сделало новую попытку войти во владение храмом на улице Дарю. 3 января 1947 года, судебный исполнитель передал настоятелю церкви, протопр. Николаю Сахарову, официальное заявление, утверждающее права посольства на владение церковным имуществом. 14 января 1947 года, судебный исполнитель принес в посольство заявление, опровергающее эти утверждения. Дело дальше не пошло.

В 1955 году, советское правительство предприняло попытку добиться обмена Св. Александро-Невского храма в Париже на московский католический храм Сен-Луи-де-Франсе. Права прихода были защищены адвокатом Марселем Плезан, председателем Комиссии иностранных дел в Сенате, которому не трудно было добиться решения вопроса, благоприятного для прихода.

Поскольку нам известно, за исключением недавних заявлений некоторых государственных и церковных деятелей Российской Федерации, не было с тех пор новых попыток захвата кафедрального храма на улице Дарю со стороны советских, а затем российских властей.

Источник: Богослов. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама