На севере Красноярского края среди таежных деревень християн часовенного согласия затерялся небольшой островок с заимками староверов-титовцев.
Многочисленная братия часовенных имеет свою родословную "Краткое описание о бегстве православного християнского благочестивого священства, влекущего благословение от патриарха Иосифа, друг другопредатне аки жребий предающее. Веруем, яки сие и до нас последних дойде". В Родословии прослежена цепь верных священников, которая как будто не порвалась и до нынешних времен, только лишь "зело оскудела", как и положено в последнее время, и которая представлена здесь в лице старцев "часовенного" монастыря.
У титовцев, в отличие от часовенных, Родословия, передающегося из поколения в поколения нет, но хранятся в семьях сымских староверов выписки Тита Тарасовича Выгвинцева "основателя и обоснователя" согласия, названного именем наставника, из множества божественных книг и размышления по разным вопросам древлеправославного християнского вероисповедания.
Устное родословное предание титовцев повествует о следующем: Тит Тарасович Выгвинцев был волостным писарем, челочеловеком исключительного таланта, памяти, честности. В 20 лет призвали его во флот, где он прослужил 25 лет, был мичманом, штурманом, имел звания и награды за выслугу лет. Как пишет Н.Л. "И как только отслужился, пришел он к моему дедушке Гурьяну Фроловичу, дедушка тогда служил десятником, собирал налоги с людей. И вот они как старые друзья разговорились насчет божественных книг. И Тит Тарасович прочел их и понял, что зря влез в "часовенную" веру, и начал от "часовни" уходить. А в то время кругом были "часовенные" да "никониане", Титу Тарасовичу было очень трудно искать свидетелей на крещение. Но все же, он вылез из этой глубокой ямы", как он говорил после крещения.
Как-то съехались старики на съезд, стали вести разговоры о правоте веры, книги Св. Писания читали, после долгих размышлений старики решили: "Нам почти делить ничего не надо: одно крещение и у поморских, и у титовцев, только титовцы завиняли паспорта /отказались от паспортов/, а поморские не завиняли".
Автор пишет: "Тит Тарасович с прочими людьми с Божьей помощью не начали, а нашли эту веру истинную апостольскую, грековосточного древлеправославного исповедания, бывшую утерену среди соблазнов антихристовых, но не окончательно, так как милостивый Господь пожалел свое создание открыл ум разуметь Писание, ищущим его всей душой и чистым сердцем".
Наставником Тит Тарасович был избран за исключительную память, талант, сообразительность, справедливость. "Он помнил не только то, в какой книге, но и на котором листу что написано. Поэтому когда съезжались старообрядцы разных согласий для беседы о вере (книг тогда было еще много: привозили на беседы даже возами), он мог один доказать многим от Писания, против чего хотя и годами искали в книгах найти никто не мог. И переходило тогда множество людей из разных согласий к братству Тита Тарасовича" [Н.Л.].
Тит Тарасович со своей братией переехал из Пермской губернии в Томскую область, и поселились по левую сторону Оби, на одном из ее притоков. Сначала жили одной большой дружной деревней. Но в те времена староверы из разных согласий, особенно из часовенного, переходили в братство Тита Тарасыча на каждую Пасху стояли на правиле ко крещению до сорока человек. И постепенно размножившись, расселились по притокам, впадавшим в Парабель, Чаю и Чулым, которые впадают в Обь, и жили отдаленными даже до сотни верст деревнями, своими силами осваивали те места: корчевали сухой лес, строили жилье, разрабатывали землю под посевы ржи, гороха, репы, картофеля. И дети рождались у многих и часто, и их надо было срочно крестить, потому что умирали из-за всяких эпидемий. Потому-то крестителей было много. Братство Тита Тарасовича, осваивая новые места, разрастаясь, подалось к Енисею.
В наши дни последователей Тита Тарасовича называют титовцами (или китовцами). И сохранили они древние предания, старинное благочестие, сохранили традиции отцов и дедов.
Сымские староверы почти все низкорослы, в большинстве своем узкоплечи, очень трудоспособи выносливы. Женщин отличает венец кос вокруг головы (венец супружества, девочки и девушки заплетают одну косу). И девочки, и замужние женщины покрывают голову платком в знак смирения и покорности отцу, мужу, Богу. Молодые женщины завязывают его под затылком, старушки под подбородком. Не пользуются ни косметикой, ни украшениями.
Сохранен патриархальный уклад жизни в хорошем смысле слова, ведь "сила староверов в их крепкой большой семье с глубокими родословными корнями, памятью о предках, в обычаях и традициях этой семьи, обусловленных пониманием божественной сути земного" [Н.Л.].
Основа жизни вера в Бога и трудолюбие, помнят староверы слова Иоанна Златоустого "вера без дел мертва, равно как и дела без веры мертвы есть". Все, что ты делаешь после крещения, записывается в книжечку "ковчежец". В нем пишется в основном милостыня, и християнину положено десятую часть имения отдавать в мило милостыню.
"Главное отличие верующего старообрядца от верующего "никониана-новообрядца" состоит в том, что для старовера его религия это образ жизни, сама жизнь, все его существование проходит под знаком спасения для будущей жизни в раю. Для "новообрядца" религиозность есть только одно из его душевных проявлений" [H.JI.].
Сибирское старообрядчество очень замкнуто и самодовлеюще, что, однако, не умаляет нравственных достоинств старовера, не упраздняет пользы его примера терпения и неприхотливости. Сие есть тихая спасительная заводь для всех, терпящих крушение в море мирской суеты. Продолжателями древнего благочестия считают себя старообрядцы, стремясь во всем уподобиться древнему христианину: в одежде, в образе жизни, в отношениях между собой и детьми, в тесной связи с природой.
По Писанию в последнее время (в антихристово царство) верная церковь побежит в пустыню, старовер говорит: "Хорошо бы в пустыню уйти. Там близка дорога к спасению. Нежели здесь, в миру на каждый день насобирываш грехов, и ненависть разная вплоть до матьков больших летит, и злоба сатанинская, и чего только нету". Молитва этот главный християнский обряд у староверов отличается от церковного "никонианского". Прежде всего, внешний вид молящихся. Женщины на моленье пристегивают белый платок под подбородком так, чтобы два угла покрывали плечи, одевают темное глухое платье без карманов с поясом и поверх белый узкий длинный передник, пристегнутый к груди, для битья земных поклонов. У мужчин для этого имеется яркий лоскутный подрушник. Они одевают на моленье темные кафтаны. При отсчете молитв и поклонов пользуются самошитой преимущественно бисерной лестовкой. Свечами пользуются только восковыми или сальными, ведь раньше парафина не было, свечи делают сами. Существуют особые спички и щипчики с баночкой для снятия нагара. Богослужебные книги: Псалтырь, Канонник, Устав кладут перед иконами на аналой или стол с конторкой, предварительно застлав их салфеткой. Вот, пожалуй, и весь служебный инвентарь. Иконы все умещены в небольшой "иконостав", расположенный на восточной стене. Гвоздями иконы прибивать нельзя, только ставить или врезать. Трепетно относятся верующие к святыням, "чистят иконы, их благоговейно отмачивают в уксусе, или натирают сырой картошкой, обтирают чистой тряпочкой и запирают обратно в иконостав, все это делают с молитвами. "Иконостав" всегда или застеклен или имеются шторки, чтобы закрывать иконы, когда в помещении делается нечистая работа: обезжириваются белки, соболя, сушатся шкурки и т.п.".
Не сходятся часовенные и титовцы в вопросе об антихристе. Смотря по тому, как староверы судят о времени царствования антихриста, они делятся на "чувственников" и "духовников". К "чувственникам" относятся по преимуществу часовенные, к "духовникам" титовцы. Часовенные считают, что антихрист, человек, сатану в себе носящий, придет (или уже пришел во времена не столь отдаленные) под конец времен. Титовцы считают, что антихрист царствует не в одном лице, а во многих. Еще одно отличие есть у титовцев и часовенных: часовенные принимают распятие с изображением голубя, тогда как у титовцев его нет. Последние считают, что раз голубь, Дух Святой, не страдал со Христом, то и не следует его изображать, ведь ни на старинных иконах, ни в Писании нет голубя на распятии.
Из семи церковных таинств у староверов на Сыму остались только крещение, бракосочетание, исповедание. В них нет красивой церковной помпезности, но есть задушевность. Староверы стараются выбирать себе единоверных супругов. За неимением единоверных титовцы могут взять себе в пару человека из другой веры или некрещеного, только обязательно перед бракосочетанием окрестить неверного в свою веру, сжечь все документы. Очень придирчиво староверы выверяют степень сродства между вступающими в брак. Причем учитывается не только кровное родство, но и духовное (по крестным). Положено вспоминать родню жениха и невесты до седьмого колена: если в рамках "седьмого колена" нет общих сродников, то можно вступать в законную связь.
Два раза в год титовцы исповедаются, покаяние имеет очистительную силу только тогда, когда подкрепится выполнением епитимьи-наказания. Как одежда, долго не стиранная, застаревает в грязи и не отмывается, так и душа без покаяния чернеет, наращивает грехи и бесчувствие к ним.
В свободное от молитвы, сна, трапезы и работы по хозяйству время староверы заняты чтением божественных книг. Детей учат сразу и "русской грамоте", и чтению по-церковно-славянски. Перед чтением обязательно надо трижды перекреститься, так же, как и по закрытии книги. Вначале просят вразумить на чтение, а в конце благодарят за общение (считается, что чтение это общение с Господом). В семьях староверов сохранилась такая забытая, благодатная традиция, как чтение вслух в кругу семьи по праздникам.
Публикация подготовлена Г. Толстовой по рукописи Н. Л. "Заповедная вера (Книга жития и страданий сымских старообрядцев)"
"Старообрядецъ", 2007, № 38
По материалам источников: Самарское Староверие