Продолжение разговора с протоиереем Александром Салтыковым о разрушении памятников в Москве, Кадашах и человеке в мироздании.
Тема выживаемости общества – важнейший вопрос современности. Все понимают, что будущее принадлежит всесторонне развитому обществу, только все понимают это по-разному. Когда мы говорим о будущем, то Церковь учит, что главное для будущего человечества – это религиозная сторона вопроса. Когда мы теряем правильное представление о религиозном сознании, мы о человеке судим, как о некоем "факторе". Это расхожее понятие означает некую слепую силу, которая сопоставляется с другими такими же силами: "природный фактор", "экономический фактор"... С высоких трибун звучат слова: "Нужно уделить внимание человеческому фактору". Это грустно: мы часто не понимаем того, что те, кто так говорят, сами себя считают людьми, а на всех остальных людей смотрят, как на "человеческий муравейник", которым они должны пользоваться. Эти люди делают нас "фактором" для осуществления своих целей. Это сознание и есть причина, рождающая тоталитарные режимы и прочие бесчеловечные явления. Помните у Пушкина:
"Двуногих тварей миллионы
для нас орудие одно,
мы метим все в наполеоны,
нам чувство дико и смешно".
Как нужно относиться к человеку с христианской точки зрения?
Святые отцы учат, что на человека нужно смотреть, как на всеродного Адама (всеродного – родителя всех людей – прим. ред.), как на образ Божий, который есть в каждом человеке, как на соборность, которая в своей идее богоподобна. Вся человеческая соборность богоподобна, а Церковь – храм Божий. Церковь – это фактор!? Такая постановка вопроса вызывает лишь недоумение.
Надо сказать, что сейчас в культурном обществе и даже в Церкви образованность так низка, что и здесь употребляют это выражение, более того приходилось встречать выражение "теистический фактор" (возможно, это выражение идет из протестантизма). То есть, как это понимать: Бог тоже всего лишь фактор? Мы полагаем, что это – на грани атеизма. Так же, как для нас неприемлемо выражение "теистический фактор", так неприемлемо и выражение "человеческий фактор", потому что в нем заключено глубочайшее неуважение к личности.
Существует рынок, на котором предлагается все, что угодно, в любой упаковке, в том числе, ценности, несущие в себе ложную духовность. Противопоставить этой распродаже ценностей мы можем только одно: свидетельство Церкви об истине и о ценности веры, которая ни с чем не сопоставима. В исторической Церкви находятся ценности любви и правды.
Только в Церкви человек становится личностью. Вместо того, чтобы быть неким "фактором", становится образом и подобием Божиим. Для того чтобы это произошло, нужно и всестороннее образование. Общество, которое будет состоять из людей, которые развиваются в этом направлении, будет наиболее устойчивым. Человек как образ Божий, а не как фактор, должен проявлять себя и реализовывать себя в соответствии с дарованиями, которые дал ему Бог. Для выживания общества нужно, чтобы рядом с высоким понятием о человеке как о личности, развивались необходимые для жизни общества институты. Религия образует культуру, как совокупную среду, потому что исходит из представления о человеке как о личности, следовательно, Церковь есть величайшая культурообразующая сила. Эту роль Церковь и должна выполнять в современном обществе. Сегодня роль Церкви в обществе должна быть велика и заметна как никогда ранее, потому что противостояние Церкви и "антицеркви" усиливается.
Митрополит Петр и москвичи
Для иллюстрации этих слов хочу напомнить эпизод из истории Москвы, связанный со святым митрополитом Петром. Однажды митрополит Петр, во время путешествия по своей митрополии, посетил ряд городов, пришел в Москву, которая была маленьким городком-крепостью, таким же, какими были Звенигород, Серпухов, Коломна и другие. Но в Москве он увидел, что москвичи наделены особым даром кротости. Он был настолько этим обрадован и удивлен, что решил здесь остаться и перенести сюда митрополичью кафедру, которая до этого была во Владимире. Он произнес удивительное пророчество, сказав великому князю Ивану Калите, что если он построит в Москве храм Пресвятой Богородицы, то Бог прославит и возвеличит Москву более всех городов русских, что он прогонит всех врагов своих, и епископы будут жить в нем, и он сам (митрополит Петр) здесь ляжет. Князь поверил слову святителя и митрополита Петра, построил храм Богородицы – Успенский собор Московского Кремля, и Бог исполнил пророчество: Москва стала великим городом, столицей великого царства и центром великой Русской Церкви.
Обратим внимание на то, что митрополита Петра москвичи очень почитали. Он был настолько известен, что когда речь заходила о нем, даже не надо было называть его имя, достаточно было сказать: "Пойдем ко гробу чудотворца". В летописях он иногда так и именуется без имени – "Чудотворец". Его стали меньше почитать только во время Петра I. Если мы хотим, чтобы Москва существовала, мы должны много молиться митрополиту Петру.
Казалось бы, кротость – это нечто пассивное. Однако святитель Петр сказал, что "город будет больше всех городов" и что москвичи "наложат руки на плещи врагов своих и прогонят их". Чем же прогонят? Кротостью! Это евангельская добродетель и это свидетельство Церкви, Люди должны это видеть, а Церковь должна показывать это людям. Тогда Церковь будет возрастать во славе.
Если образуется человеческая общность, обладающая благодатными дарами, она становиться необычайно прочной. Как показывает история, такое возможно. Со времени митрополита Петра прошло 600 лет, современные москвичи коренным образом отличаются от тех кротких москвичей XIII-XIV веков, но мы сегодня живем, основываясь на духовном основании, созданном теми людьми. Эта духовная сила до сих пор не израсходована. Вот к такому действию духовных даров в обществе надо стремиться.
Источник: Православие и мир