Современное нам общество называют иногда "обществом потребления".
Ключевые слова такого общества – "дай", "мне", "моё", "иметь"... Реклама товаров, которые во что бы то ни стало надо потребить – икона этой эпохи : "Моя красная кнопка!", "Ведь я этого достойна!", "Не дай себе засохнуть!"...
Основной посыл такого общества при соприкосновении с той или иной реальностью – "Что я с этого буду иметь, что мне это даст?" Многие сетуют, что ныне в России никто не хочет работать. И не диво: утрачивается творческое отношение к труду, заинтересованность как в процессе, так и в результате этого труда... Интерес – в том, сколько за труд заплатят, и "крутизной" считается вложить труда поменьше – а получить побольше... Мы нередко возмущаемся примером врача, который равнодушен к больному, учителя, который равнодушен к ученику, милиционера, не заинтересованного в выявлении и перевоспитании преступника, – а в ответ слышим : "Так ведь нам не платят! Ведь нам НЕ ДАЛИ!..." Дух потребления убивает главное, чем живо человеческое сообщество – жертвенную любовь.
Одно из страшных проявлений этого "духа века сего" – когда мы, христиане, дух потребления приносим с собой в Церковь Христову, в то общество, которое изначально устроено на принципе "отдавания", ведь Сам Господь отдал Себя нам, пошел на крест – и от нас требует того же: "Даром получили – даром давайте!" Многие из нас помнят слова о "стяжании Святого Духа" – но многие ли задумываются: а что дальше? Ну стяжал ты, через таинства Церкви, благодать Святого Духа – но готов ли и сам отдать ее, жертвенно послужить ею во исполнение заповеди о любви к ближним, или попытаешься спрятать ее в кубышку, чтоб втайне от всех доставать и любоваться ею, как пушкинский скупой рыцарь?
Прийти в храм, поставить свечку, помолиться, поисповедоваться, причаститься (еще один рекламный слоган : "Всё правильно сделал!") – чтобы получить некую пользу для себя... "Нажми на кнопку – получишь результат, и твоя мечта осуществится!..." Внешне отделяя себя от мира сего, как часто мы – с потрохами принадлежим миру сему, вот через это желание стяжания. И те, кто относится к Церкви скептически или враждебно, глядят на нас – а Христа-то в нас, через нас, и не видят, жертвенной любви в нас не находят, и ухмыляются : "Да ладно вам притворяться! вы ведь – такие же, как мы..." Воистину, горьки и справедливы слова Св. Писания: из-за нас имя Божие хулится между язычниками.
Недавно по СМИ прошла скандальная и ерническая волна усмешек: "Вот Патриарх-то благословил нашу сборную – а у нее на Олимпиаде проигрыш за проигрышем! Волшебное действие, дескать, не помогло!.." Тем. кто озадачился данным фактом, стоит напомнить: прийти к священнику за благословением – совсем не то, что прийти к шаману, чтоб он покамлал, постучал в бубен, и наше желание непременно исполнилось. "Благослови, батюшка, на то-то и на то-то!" – но священник, благословляя, вовсе не обеспечивает успех нашего дела именно в том виде, как нам желается. Он делает через благословение совсем иное – призывает Бога на это дело. Бога – с Его правдой, с Его промыслом, который может весьма радикально отличаться от наших представлений... И мы, когда идем просить такого благословения, должны помнить: оно по сути означает то же, что содержится в словах молитвы "Отче наш": "Да приидет Царствие Твое" – то есть ЦАРСТВОВАНИЕ, власть Твоя, Боже, пусть да придет на нас и на нашу жизнь, и пусть не наша, но Твоя воля будет на земле, как и на небе. Просить благословения у священника на какое-либо дело – акт самоотверженной веры и, по-человечески рассуждая, изрядный риск, вверение себя в волю и руки Божьи. Патриарх благословил – а сборная проиграла. И что же, это говорит о том, что мол "волшебная" сила благословения оказалась невелика? – да вовсе нет. Это говорит о другом: тренироваться надо было лучше. Ведь есть такая замечательная и точная православная поговорка, отражающая суть того, что богословы называют "синергией", сотрудничеством, сотворчеством человека и Творца : "На Бога надейся – а сам не плошай".
Источник: Православие и мир