ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Выступление Александра Щипкова, советника Председателя СФ на конференции "Преподавание религии в государственной школе: актуальная дискуссия в России и в Германии"

Александр Щипков :: 24 февраля 2010

Ваше высокопреосвященство!

Господин посол!

Дамы и господа!

От имени Председателя Совета Федерации разрешите поздравить вас с началом работы конференции "Преподавание религии в государственной школе". Сергей Миронов считает, что школа должна заниматься не только образованием, но и воспитанием ребенка, уделяя первостепенное внимание формированию его нравственного облика. А достичь этого невозможно без учёта национальных традиций и духовно-нравственного опыта народов, населяющих Россию. И у Германии, и у России накоплен немалый опыт в освоении и современном использовании традиционных форм воспитания. Поэтому нынешняя дискуссия обещает быть интересной и полезной обеим сторонам. Сергей Михайлович желает всем участникам конференции плодотворной работы и успехов в отстаивании и защите духовно-нравственного здоровья будущего поколения.

Уважаемые участники конференции!

Позвольте поделиться с вами своим личным мнением по поводу преподавания религии в государственной школе. Мнением христианина и отца большой семьи.

"Под вербное воскресение в Старо-Петровском монастыре шла всенощная. Когда стали раздавать вербы, то был уже десятый час на исходе, огни потускнели, фитили нагорели, было всё, как в тумане. В церковных сумерках толпа колыхалась, как море, и преосвященному Петру, который был нездоров уже дня три, казалось, что все лица – и старые, и молодые, и мужские, и женские – походили одно на другое, у всех, кто подходил за вербой, одинаковое выражение глаз. В тумане не было видно дверей, толпа всё двигалась, и похоже было, что ей нет и не будет конца. Пел женский хор, канон читала монашенка".

Это начало рассказа Антона Павловича Чехова "Архиерей". Маленький отрывок из произведения русского классика. Понятно ли современному школьнику и сможет ли учитель внятно объяснить ему что такое всенощная, когда празднуется Вход Господень во Иерусалим, и почему он называется Вербным воскресением, кто такой преосвященный, что называют каноном. На все эти вопросы нельзя ответить, не представляя себе православной службы и не зная череды двунадесятых праздников. А что если ученик сталкивается с более сложным литературным текстом?

"И было там любимо Древо

Плода Бессмертного, там Дева,

чей страх так трогательно строг,

цвела из девственного чрева,

распутав сто к Тебе дорог.

Все приходило с ней в движенье,

в ней Новый Век – Дитя – воскрес;

Была царицею в служенье

Мария – чудо из чудес.

И в каждом благовесте звонком

с ней – каждый дом; и вот, Жена,

она была почти ребенком,

но так в себя погружена,

так им_Одним полна, что тыщам

спастись хватило бы, и свет

свидетельствовал: свет был нищим

в сем Винограднике Побед".

Прошу прощения у немецких коллег за то, что гениальный Райнер Мария Рильке звучит здесь по-русски. Уверен, что школьник или студент, которому никто никогда ничего не рассказывал о Евангелии, вообще не поймет о ком и о чем идет здесь речь.

Любой человек может быть верующим или атеистом, но если он не знает основных понятий традиционных религий, то ему останутся непонятными многие произведения литературы, живописи или музыки. От Ломоносова до Томаса Манна. От Рафаэля до Нестерова. В музыке нам достаточно упомянуть Реквием Моцарта или "Страсти по Матфею" Баха, чтобы понять, что без знания основ христианства невозможно понять идею композитора. А ведь традиции религиозной музыкальной культуры сохраняются и сегодня. Яркий её представитель владыка Иларион, автор "Страстей по Матфею" и "Рождественской оратории".

Этих примеров вполне достаточно, чтобы показать важность комплексного преподавания религии в государственной школе именно как отдельного предмета, а не только как сведений о религиях в курсах литературы или истории. Речь идет о важнейшей просветительской функции этого предмета.

Второй момент, на который я хотел бы обратить внимание. Правовой. Согласно Российской Конституции гражданин имеет право 1) на образование, 2) на воспитание своих детей в собственной религиозной традиции. Следовательно, гражданин имеет право на получение религиозного образования и на передачу этого образования своим детям. Как обеспечить это право? При советской власти я тайно крестил детей и тайно давал им домашнее религиозное образование в меру своих знаний и педагогических навыков. Доступ к религиозной литературе сегодня свободен – но методика осталась прежней. Мои младшие дети и внуки получают религиозное образование в домашних условиях.

Разумеется, они периодически посещают воскресные школы, живут литургической жизнью и годичным кругом церковных праздников. Родители могут передать веру, но ведь необходимо и систематическое образование. Противники религиозного образования предлагают самим религиозным организациям реализовать это конституционное право граждан путем создания религиозных общеобразовательных школ. Однако, если в России всех детей распределить в частные православные, мусульманские, иудейские и буддийский школы, то кто будет ходить в государственные? Предложение оказывается абсурдным.

Вывод прост: государство должно изыскать возможность знакомить детей с основами традиционных вероучений в рамках обычной государственной школы.

Еще немного поэзии:

"Я – северянин. Я ценю тепло,

Я различаю – где добро, где зло.

Мне нужен мир, где всюду есть дома,

Где белым снегом вымыта зима.

Мне нужен клен с опавшею листвой

И крыша над моею головой".

Я – северянин. Я ценю тепло, Я различаю – где добро, где зло.

Так писал русский поэт Варлаам Шаламов

Третий важный аспект преподавания религии в государственной школе связан с проблемой нравственного воспитания ребенка. Образование не может быть нравственно нейтральным, поскольку либо мы прививаем своим детям традиционные представления о мироустройстве, научаем детей различать Добро и Зло, либо мы, как родители и педагоги совершаем преступление перед страной и обществом, не заботясь о нравственном взрослении детей.

Противники религиозного образования в школе говорят о том, что образование должно быть религиозно нейтральным. Однако опыт Советского Союза убедительно показал, что это невозможно. Либо в школах преподаются основы традиционных религий, и мы развиваем в ребенке нравственные представления о мире и взаимоотношениях людей, либо мы провозглашаем торжество секуляризма, которое неизбежно приведет к торжеству атеистической идеологии и появлению Союзов воинствующих безбожников.

Разумеется, научить ребенка различать Добро и Зло невозможно без проявления родительской воли, без опоры на нравственный императив, на религиозные ценности. Но это – наша обязанность. Обязанность христианина, обязанность мусульманина, обязанность иудея, обязанность буддиста.

Кто сказал, что Бог освободил нас от этой обязанности?

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама