ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Так чего же Вы хотите?

Алексей Харитонов :: 25 февраля 2010

Популярное издание "Газета" сообщает о том, что Московские власти будут финансировать ряд мероприятий в ходе празднования Рождества и Пасхи в 2010-2011 годах, в частности, детские праздники, во время которых будут выступать народные исполнители, проводиться конкурсы и благотворительные мероприятия. Целью этих праздников будет "проявление любви к ближнему, возрождение духовного и культурного наследия подрастающего поколения, сохранение исконно русских традиций". Можно только порадоваться тому, что власти обращают внимание на финансирование русской культуры, но это их решение вызывает радость не у всех. Как сообщается в той же публикации, некоторые правозащитники отнеслись к этой инициативе с неодобрением. "Вы знаете, я лично считаю, что это ненормально, даже как человек, ходящий в церковь, – сказала, например, исполнительный директор Московской Хельсинкской группы Нина Таганкина. – В соответствии с Конституцией наше государство светское. Каждый человек имеет право на свободу вероисповедания. И государство должно способствовать свободе различных конфессий, а не уделять особое внимание какой-то религии. Поддерживая какую-то религию, государство фактически пропагандирует ее. То есть говорит о том, что все религии равны, а эта равнее".

Что можно сказать на это? Можно сказать, что русская культура сформирована Православием, а не, скажем, культом Вуду, таковы уж исторические и культурные реалии. Конечно, православный и вудуист, как граждане Российской Федерации, обладают равными правами, из этого никак не следует, что культурное влияние этих религий в России одинаково. Русская культура несет на себе неискоренимую печать Православия, и единственный способ в этом отношении "заровнять" Православие с другими религиями – это не допускать никаких проявлений русской культуры. Характерно, что из разговоров о "многонациональности и многоконфессиональности" России выводится не то, что у всякого народа должно быть право развивать свою культуру и молиться по своей вере, а то, что русского народа такого права быть не должно. Но хочется обратить внимание и на другое.

В Европе взаимодействуют, взаимовлияют и борются две тенденции – одна опирается на понимание Европы как христианского мира, другая предлагает порвать с христианством ради устроения некоего светлого будущего без Бога. Эти тенденции могут проявлять себя по разному – как в в умеренных, так и в крайних формах, и надо сказать, что у нас, в России, европейский секуляризм достиг своего пика, и высшим его проявлением явился Ленинизм и Сталинизм. Те, кто учился в советских школах и ВУЗах еще помнят, что коммунизм отрыто признавал себя наследником европейкой секуляристкой традиции.

Это не значит, что сама по себе эта традиция является чистым, беспримесным злом; по отношению к Церкви она может выполнять роль той щуки, благодаря которой карась не дремлет. Но когда эта традиция становится доминирующей, результаты оказываются налицо – будь то в Испании, где антиклерикалы, хотя и проиграли гражданскую войну, успели себя показать, или в России, где они ее, к несчастью для России и всей Европы, выиграли.

Сегодня Россия находится в поисках идентичности. Чтобы быть обществом, а не просто набором случайных индивидуумов, лишенных общих ценностей и обязательств по отношению друг ко другу, люди нуждаются в общих корнях, наборе общих символов и общих праздников.

Если понимать "многонациональную и многоконфессиональную" страну как страну без ясной и определенной культурной и цивилизационной идентичности, то таких стран просто не существует. У любой страны есть свои символы, свои праздники, свои герои и свои, торжественно отмечаемые исторические даты. Недавние споры из-за Распятий в Итальянских школах могут служить примером – далеко не все итальянцы верующие католики; в Италии живут атеисты, иудеи, мусульмане, люди самых разных взглядов – но итальянцы настаивают на том, что христианское наследие – неотъемлемая часть их национальной идентичности, и произнося слово "Италия" ее верный гражданин вспоминает фрески Джотто, "Мадонну" Рафаэля и "Пьету" Микельанджело. Поэтому даже довольно далекие от Церкви люди воспринимают требование евросуда удалить из классов Распятия как покушение на душу их страны.

Есть ли определенная идентичность у России? Несомненно, иначе Россия просто не была бы страной. Все ли в порядке с этой идентичностью? Нет; мы пережили страшный и разрушительный социальный эксперимент, в результате которого культурная преемственность нашей страны была подорвана. Сейчас мы переживаем процесс ее восстановления. Однако, как переломанные кости могут срастись криво, этот процесс может пойти не по тому руслу.

Те, кто выступают против возвращения России к ее христианским корням, кажется, упускают это из вида. У нас есть два варианта – и давайте их внимательно рассмотрим. Мы можем осознать то обстоятельство, что Россия – часть христианского мира, православная страна, и при слове "Россия" ее гражданин вспоминает св. Александра Невского и Дмитрия Донского, св. Адрея Рублева и Феофана Грека, соборы Московского Кремля и монастыри Русского Севера. Не для всех наших сограждан русский язык является родным, и их право говорить на родных языках несомненно, но Россия в целом – страна русского языка. Это никак не отменяет того факта, что в России живут люди и других вер и культурных традиций, которые является полноправными гражданами – но стран без идентичности не бывает, и для России, так уж сложилось исторически, это православная идентичность.

Впрочем, у нас есть другой вариант, и мы можем попробовать радикально иной набор символов, ценностей и памятных дат.

Что это за набор? Если мы спросим об этом у правозащитников, выступающих против того, что им кажется недопустимым усилением Церкви, они, вероятно, скажут что-то о правах человека, верховенстве закона и других, несомненно, хороших вещах. Однако эти вещи никак не могут составлять тот набор символов, о котором мы говорим. Правила уличного движения – вещь совершенно необходимая, но сами по себе правила не создают общности, принадлежности и социальной солидарности.

Такое впечатление, что эти люди крайне смутно представляют себе, что они хотели бы дать согражданам взамен столь нежелаемого им православного наследия; вечная проблема русского интеллигента – нехватка реализма и одновременно нехватка воображения, неспособность представить себе, что на самом деле является альтернативой тому, против чего он выступает.

На самом деле у православной идентичности есть реальный конкурент – и я не думаю, что он сильно понравится нашим правозащитникам. Недавние разговоры о намерении московских властей разместить в Москве к годовщине победы портреты Сталина вновь обозначили другого соискателя на роль объединяющего символа. Напомним, что в финале конкурса "имя России" состязались не святой Александр Невский и лорд Джадд – джентльмен, несомненно весьма достойный, но в наших снегах вполне чужой, а святой Александр Невский и Иосиф Сталин. Вам может не нравиться православный князь; но выбор стоит между ним и известным генералиссимусом, и это стоит иметь в виду.

И власти, и простые граждане колеблются не между идеалами правозащитников и чем-то еще, а между советской (причем именно сталинской) и православной идентичностью.

Стоит ли пугаться того, что люди, за неимением лучшего, поставят своим знаменем товарища Джугашвили? Определенно стоит; за ним стоят не те мифы, которые у нас (как, впрочем, и везде) прогрессивная общественность любит сочинять про Церковь, а совершенно реальные массовые убийства и совершенно реальная атмосфера доносительства и страха.

Чего можно бояться в случае, если русские люди (подобно тем же итальянцам) признают христианские корни своей культуры? А что страшного случилось с итальянцами, с греками, с поляками, с немцами – со всеми теми народами, которые отмечают христианские праздники как государственные?

Повторим: не бывает страны без идентичности, без своих священных символов, без своей истории, без своих праздников. Вопрос лишь в том, какими именно они будут.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама