ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Дорога на крови

Л. Тихонова :: 26 февраля 2010

Об останках в Петропавловской крепости ...

В последние декабрьские дни 2009 года в центре Петербурга в Петропавловской крепости спешно вынимали останки жертв красного террора. В братской могиле лежали 17 человек. Захоронение было вскрыто случайно, в процессе строительства автостоянки, при рытье дренажной канавы у бастиона Головкина. (Обнаружение могил путем рытья дренажных канав – своеобразный "метод" раскопок в Петропавловской крепости. Начиная с1989 г. – это третье по счету захоронение расстрелянных людей, которое нашли строители).

Петропавловская крепость, СПб. Фото Даниила МихайловаНочью 27 декабря археологи, приглашенные из института материальной культуры, закончили на месте трагедии свою работу. Останки были подняты и переданы в музей истории города для определения дальнейшей их судьбы... Строительство же автостоянки не прекращалось – гудели самосвалы, грузил песок экскаватор, строители не знали отдыха ни днем ни ночью, не обращая внимания на многодневную пургу, которая превратила Санкт-Петербург в гигантский снежный сугроб. Субподрядчик ООО "Возрождение" спешил со строительством подъездных путей к автостоянке.

Минула новогодняя ночь с шумным гулянием – в 4 сцены на Дворцовой площади. Бесчисленное количество раз гигантская световая реклама, размещенная на стенах Петропавловской крепости, поздравила население Санкт-Петербурга с новым годом.

К 1-му января расстрельная яма была замощена под участок дороги – тротуарным камнем По ней вскоре стали ходить случайные и не случайные прохожие, – очень удобный островок среди разрытых ям и колдобин Вскоре дорожка, более длинная и мощенная тем же камнем, протянулась согласно проекту, ближе к протоке... Но первая дорожка, которую соорудили над расстрельной ямой, особая.

Кто-то в начале января на покрывшем ее свежем снегу написал крупными буквами "Кровь их на нас и детях наших".

Осквернение

В январе почетный гражданин города Даниил Гранин обратился к властям Санкт-Петербурга с просьбой отметить мемориальное место расстрельной ямы установлением креста и, как сообщалось в прессе, получил отказ. Причина отказа – необходимость сохранить исторический ландшафт. Власть предержащие считают, что крест нарушит панораму крепости. В отличие, очевидно, от лазерных шоу, ресторана, площадки для гольфа, световых реклам на крепостных стенах, то и дело возникающих многометровых песчаных и ледяных скульптур, подмостков, навесов, галерей, рыбных рядов (на фотографиях в городских газетах хорошо видно, что базар в праздник корюшки уже не первый год располагается как раз в районе братской могилы).

Кажется бесспорным, что на месте захоронения должен стоять крест. Крест – глубокий символ жертвы. Он должен быть поставлен на месте расстрельной ямы в память не только 17-ти жертв репрессий, для которых бывшая территория монетного двора стала Голгофой, но трагедии целого народа, как знак покаяния. За поклонение идолам, которые постоянно требовали крови, за ложь и беспамятство...

Появление мощенной дороги вместо креста означает, что это место будут топтать тысячи ног и давить колеса машин. Кощунственно! Но ответственные лица стараются нас разубедить. Директор музея истории Санкт-Петербурга и Петропавловской крепости А.Калякин на отчетном собрании по итогам года заявил, что могила мол, пуста, останков в ней больше нет, да и в Петербурге нет места, где бы не проливалась кровь. "Так что же, ничего теперь не строить?" – удивлялся он.

Господин К.Д.Плоткин на заседании КГИОПа 18 февраля, где обсуждалась судьба найденных останков, заявил, что автостоянка строится достаточно далеко от места захоронения, и закат могилы "под асфальт" просто невозможен, это "ошибочно" утверждают журналисты. Путем словесной эквилибристики автостоянка, таким образом, у г-на Плоткина оторвалась от подъездных путей, и дорога на крови превратилась в простое "благоустройство территории", которое не должно вызывать споры. И надо думать, что это не последние лукавые словесные упражнения, для того, чтобы выдать черное за белое.

Существует память места. Есть в нашем городе в начале Невского проспекта "сторона улицы, которая во время артобстрела наиболее опасна", как гласит мемориальная доска на стене дома. На этом месте во время блокады пролилась кровь множества ленинградцев. Зимой и летом здесь можно видеть живые цветы. Особенно много их в день Победы... Есть Храм на крови – место пролития крови императора Александра II Освободителя, сооруженный в свое время гражданами Российской империи и чудом уцелевший во время гонений на Церковь.

Нынешний Петербург готовится войти в историю построением автостоянки на крови (подъездных ее путей, если быть точными в деталях). Выражение "на крови" в данном случае не метафора. Да, тела извлечены, но кровь в угольной яме, которая морозной ночью текла из простреленных голов, осталась. Как осталась она на диване, где лежал умирающий Пушкин, – и была обнаружена 172 года спустя... В расстрельной яме остался прах, даже после извлечения костных останков. И это делает строительство дороги по расстрельной яме осквернением памяти погибших, а равнодушное молчание жителей города превращает нас в соучастников беззакония.

Кто они?

Вопреки мифу о бескровной революции, убийства и расстрелы без суда и следствия вошли в жизнь граждан Российской империи сразу после захвата власти большевиками. В тюрьму Трубецкого бастиона и гаупвахты крепости, находившихся в руках большевиков, первыми поступили арестованные министры Временного правительства. Но не только они.

Читаем в "Записках коменданта Кремля" (а до того коменданта Смольного) П.Малькова: "29 октября 1917 года. Вызывает Подвойский: юнкера захватили телефонную станцию. Смольный ни с кем не соединяет. Надо их оттуда немедленно вышибить... В Петропавловской крепости взяли пушку, прицепили к трамвайному вагону и двинулись на Морскую, где помещалась телефонная станция... Подъезжаем к Морской... отцепили пушку, выкатили ее на руках к телефонной станции и кричим: сдавайтесь, не то сейчас откроем пальбу, камня на камне не оставим. Посовещались юнкера и выбросили белый флаг. Выходит из здания человек тридцать, мы их отправили в Петропавловскую крепость". Об участи юнкеров записки, конечно, умалчивают.

В 1918 году Петропавловская крепость вошла в систему тюрем ВЧК и расстрелы, в том числе на территории Заячьего острова, стали обыденной черновой "работой" ведомства.

"Как сейчас живо помню, – писал в воспоминаниях И.М.Ляпин, член Тройки по проведению красного террора в Петрограде, – когда мы, группа активистов-руководителей партийной и советской организации, поехали в Петропавловскую крепость, захватив с собой несколько арестованных, в числе их одного петербургского полицмейстера с тем, чтобы там самим непосредственно произвести расстрел. Но, приехав в Петропавловскую крепость, Трубецкой бастион, у охраны выяснилось (так!) что могилы для предполагаемых к расстрелу не подготовлены и еще какие-то мелкие формальности нам помешали произвести в тот момент самим расстрел".

По признанию Ляпина, на него возлагалась задача составлять списки. В основу этой работы были взяты регистрационные списки офицеров и т.п. лиц. "Я припоминаю, что наши арестованные делились на несколько групп. Одни направлялись на баржу и другие подобные места, другие отправлялись в Петропавловскую крепость, в ликвидационный Трубецкой бастион, где были заполнены все камеры теми, кто должен быть расстрелян" (по некоторым данным, содержалось в тюрьме Трубецкого бастиона 500 человек).

Велико было у некоторых одержимых злобой и бесноватых товарищей желание убивать ("ликвидировать") лично "врагов народа". По воспоминаниям содержавшихся в бастионе, арестанты, прибывшие в Петропавловскую крепость, не всегда доходили живыми до камер, – солдаты охраны с ними расправлялись по дороге.

30 января 1919 года в Петропавловской крепости расстреляли как заложников 4-х великих князей Романовых, людей разных политических взглядов, которых объединяло одно – в них текла царская кровь. Великий князь Дмитрий Константинович – монархист (последний владелец Дворца в Стрельне, который успел передать новому государству), Великий князь Павел Александрович, сын Александра II, меценат, сторонник конституционной монархии (его тщетно пытался спасти от расстрела М.Горький), Великий князь Георгий Михайлович далекий от политики Августейший директор Русского музея Императора Александра III в Петербурге, нумизмат, Великий князь Николай Михайлович, председатель Императорских Российских Исторического и Географического обществ, известный либеральными взглядами историк, член французской Академии. Все они, как члены царской династии, могли претендовать на престол, и поэтому на них шла настоящая охота. Последние минуты жизни они были вместе. Трое из них прославлены Русской Зарубежной Церковью, над четвертым висит обвинение в масонстве, ничем серьезным не подтвержденное. Не исключено, что останки великих князей Романовых также находятся в найденной братской могиле. Вдова Великого князя Павла Александровича Ольга Валерьяновна Палей писала в воспоминаниях, что, как ей рассказывал тюремный врач, великие князья были брошены в яму, где уже лежали тела 13 человек... В июне 1999 года великие князья были реабилитированы посмертно. Невинно убиенные, – на юридическом языке они названы жертвами политических репрессий.

Кто бы ни был среди 17-ти невинно убиенных в Петропавловской крепости, чьи останки в наши дни извлечены из братской могилы, их судьба вписана в историю города навеки. Они вошли в исторический ландшафт не только города, но и России.

Под влиянием протестов "Мемориала" и других общественных организаций в середине февраля строительство автостоянки временно приостановлено (в связи с археологическими изысканиями). Но в любой момент оно может быть возобновлено. Проект автостоянки, принятый советом по культурному наследию при администрации города, никто не отзывал. А чтобы осквернить место, которое было последним земным пристанищем невинно убиенных, хватило нескольких дней.

Судя по тому, что голос почетного гражданина, прозвучавший в защиту жертв беззакония, стал гласом вопиющего в пустыне, надеяться остается разве что на Бога.

Поднятые в Петропавловской крепости останки – это событие, которое будет иметь очень большой резонанс, не только в России, но и за рубежом, хотя в январе городская пресса освещала факт скупо, – два коротких сюжета по телевидению в новостях, по нескольку строк в петербургских газетах. Явление злого духа гражданской войны в Петропавловской крепости под новый год, было вытеснено обсуждением невиданного снегопада, нехватки лопат и дворников и чрезвычайных мер, которые принимала администрация города по расчистке города. Возможно, кому-то казалось, что бесчеловечное и тайное преступление, которое открылось в Петропавловской крепости, дело прошлого. Однако именно нашему времени доверена возможность раскрыть убийство, не имеющее по духовным законам срока давности. Беззаконие, совершенное 90 лет назад, имеет свойство быть беспристрастным показателем нашей нынешней совести, памяти, духовного состояния... Если все здоровые силы общества не объединятся, чтобы остановить кощунство, которое совершается уже в наши дни, нас ждут тяжелые времена.

Источник: Русская линия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама