25 февраля 2010 г. на Украине произошло крупнейшее духовно-историческое событие – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сердце русского монашества Киево-Печерской Лавре благословил Президента Украины В. Ф. Януковича на вступление в должность. Впервые на подобного рода мероприятие украинская власть, наконец-то православная, не пригласила раскольников и отщепенцев, "благословение" которых по согласному учению святых отцов Церкви суть не благословение, но суесловие (а в случае с Филаретом – и анафема).
Это событие должно стать великим переломом в украинской и общерусской истории. После долгих лет обособления, вражды, культивации раскола власть Украины сделала решительный шаг на пути к возрождению реального духовного, цивилизационного, культурного, исторического единства со всеми народами Святой Руси в рамках единой и неделимой, единственно канонической и благодатной на территории Малой Руси нашей общей Матери Русской Православной Церкви. И чрезвычайно важно и символично, что этот, надеюсь, окончательный перелом в развитии Украины от хаоса и разрушения к созиданию и единству, олицетворяемый инаугурацией В. Ф. Януковича, благословил именно Святейший Патриарх Кирилл, смело, по свято-отечески, еще задолго до того, как стала ясна ситуация на Украине, обратившийся к сильным мира сего и ко всему нашему единому православному народу с призывом возродить попранное единство общего для всех нас великого Русского Мира, общность которого является единственным шансом на духовное, культурное, экономическое и просто физическое выживание всех составляющих его народов, в том числе и украинского.
Выбор народа Украины ясно показал, что именно такого вектора развития нашей страны желают ее граждане, что логика Патриарха – это неумолимая логика исторической правды и реальности, что эта логика полностью отвечает чаяниям большинства украинцев (и не только их, поскольку огромный процент населения Украины составляют великороссы, живут в нашей стране и многие другие национальности). Эти чаяния замечательно отразил в своей инаугурационной речи Презент Украины В. Ф. Янукович, под словами которого может подписаться каждый православный человек – пришло время избавиться от "отравы ненависти". И эти чаяния выразил, благословляя нового Президента Украины, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, когда призвал хранить "дружбу, мир и сотрудничество" наших "братских народов", "составляющих частей единой Святой Руси".
По сравнению с величием произошедшего события, с величием исторического момента, с величием Патриарха, преподающего с холмов древнего Киева благословение великих святителей Киевских, Московских и всея Руси благодатной украинской земле в лице ее Президента, каким-то абсурдом выглядит гипертрофированное внимание российской прессы к кучке западно-украинских маргиналов, громко именующих себя "политиками", безуспешно пытавшихся устроить провокации в день Патриаршего молебна в Киево-Печерской Лавре и заявляющих о, якобы, "подрыве" Святейшим Патриархом Кириллом украинской государственности, угрозе независимости Украины по причине благословения ее Президента "иностранным духовным лидером". Совершенно очевидно, что подобные заявления делаются деятелями, мало известными и на самой Украине, представляющими крайне националистические круги, о которых совершенно справедливо заметил народный депутат Украины В. Колесниченко, как о больных, нездоровых людях, которых, увы, хватает во всякой стране и для которых существуют соответствующие заведения. Разбирать суть их "аргументации" настолько же абсурдно, насколько всерьез заниматься исследованием интерпретативного бреда пациентов психических клиник.
Подавляющему большинству украинцев совершенно ясно, что благословение Святейшего Патриарха Кирилла несет великое благо государству Украина, что возрождение единства Украины с Россией и Белоруссией – единственный для нее шанс сохранить свою цивилизационно-религиозную, культурно-историческую идентичность, что Патриарх Московский – это Патриарх не нынешнего государственного образования Российская Федерация, а всея Руси, частью которой, имеющей равные права на восстановление Русского единства, является Украина, и что если для кого-то Его Святейшество является иностранцем, то этот кто-то – сам является духовным и геополитическим иностранцем для православного народа Украины и его недоброжелателем.
Помещение высказываний и угроз в адрес Святейшего Патриарха Кирилла всяких украинских неонацистов, вроде "за-украинистов" или "уна-унсовцев" в топ-новостях некоторых влиятельных российских СМИ выглядит столь же дико, как размещение на первых полосах российских газет пространных рассуждений таких неадекватов, как Лимонов или Баркашов. Это говорит о том, что противники Русского Мира, противники торжества Православия, нашей цивилизации, наших ценностей и нашего единства существуют не только на Украине, но и в весьма влиятельных политических и медийных кругах в России. И борьбу за Святую Русь, за право народов России, Украины и Белоруссии на свое уникальное место в мире, за сохранение православных ценностей необходимо вести не только на Юге, но, может быть, еще ревностнее, на Севере Руси.
Протоиерей Андрей Новиков Член Синодальной Библейско-Богословской комиссии и Межсоборного присутствия РПЦ, секретарь Одесской епархии