Выго-Лексинский поморский монастырь – крупнейший старообрядческий книжный центр на Русском Севере в конце XVII – первой половине XIX в. Здесь существовали книгописные мастерские ("грамотные кельи"), в которых переписывали не только древнерусские литературные памятники, но и собственные выговские сочинения. В монастыре трудились десятки книжников, которые писали во всех жанрах древнерусской литературы.
Наиболее значимый период в истории выговской книжности – первая половина XVIII в. Самые известные писатели – братья Андрей и Семен Денисовы, Иван Филиппов, инок Пахомий, Трифон Петров, Василий Данилов Шапошников, Даниил Матвеев, Андрей Борисов и др. На Выгу были созданы: "Поморские ответы" Андрея Денисова (при участии Семена Денисова, Трифона Петрова и др.) – главная книга старообрядческой полемики; "История об отцах и страдальцах Соловецких" Семена Денисова – повесть о Соловецком восстании 1668 – 1676 гг.; "Виноград Российский" Семена Денисова – собрание житий старообрядческих мучеников; "История Выговской пустыни" Ивана Филиппова; житие одного из "зачинателей" Выговской пустыни Корнилия Выговского (1-я редакция – Пахомий; 2-я редакция – Трифон Петров) и др.
Здесь было развито ораторское искусство: выговцы составляли проповеди (слова) в честь христианских праздников и святых (Зосимы и Савватия Соловецких, Александра Свирского, Александра Ошевенского и др.), надгробные и "воспоминательные" слова в честь своих умерших наставников.
Основатели и первые настоятели пустыни – братья Денисовы – пользовались особым уважением на Выгу и были прославлены также в силлабической поэзии ("Плач-печаль поет постница Марина") и житиях (жития Андрея и Семена Денисовых составлены в 1780 – 1790-е гг.).
По характеристике В.Г.Дружинина, выговцы были первыми российскими палеографами и источниковедами: им удалось разоблачить подделки ("Соборное деяние" на еретика Мартина и "Требник митрополита Феогноста"), на которые пошла господствующая церковь для полемики со старообрядцами.
Выговские авторы продолжили древнерусские литературные традиции, но одновременно восприняли и новую, пришедшую в Россию благодаря польско-украинскому влиянию второй половины XVII в., барочную культуру. В отличие от ранних старообрядцев (протопопа Аввакума и др.), выговцы отказались от культурного противостояния с барочными писателями "официальной" литературы. Они считали этих писателей своими идейными противниками, но учились у них словесному искусству, переписывали их вирши и риторики.
На основе общероссийских риторик на Выгу была составлена "Риторика-свод" (Семен Денисов и Мануил Петров, 1730-е гг.). Барочные черты выговской литературы выражаются в изощренности риторических приемов, синтаксической и лексической усложненности языка, "плетении словес".
Барочной пышностью и изысканностью отличается и художественное оформление выговских рукописей. Орнамент ("поморский") выговских книг сложился под влиянием московского книжного искусства последней четверти XVII в. Для заставок-рамок характерно специфическое объединение растительных и архитектурно-геометрических форм, орнаментированный инициал иногда пишется почти во всю высоту листа, поражает яркость красок и отделанность деталей.
На Выгу был создан и особый почерк – поморский полуустав, который окончательно сложился к 1760-м гг. Написанные на Выгу полууставные рукописи разошлись по всему Русскому Северу и оказали огромное влияние на духовную культуру края.
В течение многих десятилетий выговцы составляли в своем монастыре библиотеку, приобретали для нее в разных городах древние рукописи и старопечатные книги. Здесь хранилась, например, одна из древнейших славянских рукописей – Выголексинский сборник XII в. (жития Нифонта Констанцского и Феодора Студита).
После закрытия монастыря в 1850-е гг. библиотека была перевезена в Петропавловский кафедральный собор Петрозаводска. Описание библиотеки было составлено Е.В.Барсовым и опубликовано в 1874 г. Дальнейшая судьба библиотеки драматична: как единое собрание она не сохранилась и долгое время считалась утраченной. Лишь в 1980-1990-е гг. московской исследовательнице Е.М.Юхименко удалось разыскать в разных российских собраниях более 70 рукописей из выговской библиотеки – треть от того, что описал Е.В.Барсов. Шесть из этих рукописей хранится в Петрозаводске в Национальном архиве Республики Карелии, остальные – в Москве и С.-Петербурге.
Литература:
Барсов Е. В. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской библиотеке. СПб., 1874; Дружинин В. Г. Словесные науки в Выговской поморской пустыни. СПб., 1911; Понырко Н. В. 1) Учебники риторики на Выгу // ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 154 – 162, 2) Эстетические позиции писателей Выговской литературной школы // Книжные центры Древней Руси: Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 104 – 112; Культура староверов Выга. Петрозаводск, 1994; Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни. М., 1994; Гурьянова Н. С. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII века. Новосибирск, 1996; Юхименко Е. М. 1) Рукописно-книжное собрание Выго-Лексинского общежительства // ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С. 448 – 497, 2) Выговская старообрядческая пустынь: литература и духовная жизнь: В 2 т. М., 2002; Маркелов Г. В. Писания выговцев: Каталог-инципитарий. Тексты. По материалам Древлехранилища Пушкинского Дома. СПб., 2004
По материалам источников: Самарское Староверие