Не должно быть средостения между жизнью Церкви и жизнью общества. Ясно, что для нас, православных, не желающих жить в гетто и чувствующих ответственность за страну и народ, Церковь и общество в пределе, в большом метафизическом задании одно. Здесь, однако, необходимы трезвомыслие и трезвочувствие. Пока мы с определенностью весьма далеки от такого чаемого нами единства. Все апостасийные очевидности сегодняшнего дня не дают нам права на благие иллюзии.
Уроднение общества Церкви может совершаться лишь в любви и свободе. В этом смысле "пропаганда", "информационные войны" и прочее подобное при всей их локальной (тактической) возможной необходимости явно не находятся на нашем магистральном пути движения, а многие современные и в определенном отношении эффективные средства информационной работы (НЛП и прочие манипулятивные технологии) для нас просто неприменимы и не могут быть применимы.
Культурное самоопределение то ли 70, то ли 80% граждан России как православных есть залог и надежда начала их правильной церковности. Но только надежда, которую еще надо реализовать. А путь ко спасению человек может пройти лишь сам, насильно в Царство Небесное никого не втащишь. Это полностью относится и к медийным средствам воздействия человека на человека.
Однако дело общества (и Церкви прежде всего в той мере, в какой она является обществом) убрать нарочитые искушения, очевидную грязь. Сегодня России нужна расчистка пространства, создание среды, благоприятной для спасения (в меру возможного на грешной земле). Каждый раз нужна публичная квалификация очевидного нравственного преступления в качестве такового. Ко грешникам следует по мере своих слабых сил относиться терпимо, но сам грех не может быть равноправен добродетели, и это должно публично манифестироваться вновь и вновь, всегда и везде.
В этой связи мало одних лишь обличений, пусть трижды оправданных, сегодняшней информационной политики корпораций или государства. Чтобы противостоять манипуляциям с человеческим сознанием, нужна яркая демонстрация убедительной высокопрофессиональной альтернативы. Как говорили святые отцы, истина не доказуется, а показуется. Необходимо свидетельствование собой, и не только своей жизнью (ее чистотой, нравственностью, самоотверженностью), но и своей деятельностью. Эффективность, сила и убедительность профессионального служения, в том числе в информационной сфере, это важнейший сегодня род православного свидетельства, исповедания веры.
И здесь непременно надо отметить, что обсуждение веры как наиглавнейшего в нашей жизни через привычную, но секулярную в принципе категорию ценностей (в том числе "православных ценностей") весьма и весьма неполно. На этом пути нам угрожает овнешнение, ложная объективация. Даже этимологически, по крайней мере, в русском и немецком, коими с грехом пополам владею, ценности связаны с ценой. Но ведь они бесценны. И не они нам принадлежат. Скорее, это мы им принадлежим в меру нашей готовности и способности им открыться.
Возможно, как настаивает русский философ и мой старший товарищ Олег Генисаретский, следует говорить не о ценностях, а о типе благочестия. Ведь благочестие возможно и вне Церкви. Есть благочестивые (по-своему) мусульмане, иудеи, католики. Возможно, есть даже благочестивые атеисты. По крайней мере, глубоко порядочные точно есть.
Да и в Церкви Христовой, как показывает жизнь, благочестие может быть существенно различным, и не только по шкале "выше ниже", а просто разным, "разного способа" соотнесения себя с Высшим. Есть благочестие монаха и благочестие отца большого семейства, благочестие молчальника и благочестие преподавателя, благочестие послушника и благочестие человека во власти. Во Христе Иисусе эти пути сходятся, на земле же служения многообразны. Дай Бог, чтобы со временем определилось и закрепилось в церковной традиции благочестие журналиста, редактора, провайдера.
"...Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос. (...) И вы тело Христово, а порознь члены" (1 Кор. 12; 4-12, 27).
Источник: Татьянин день